Уистан Хью Оден. Погребальный блюз
Часы — к чертям, и телефон отбрось,
Чтоб не скулил, дай догу с мясом кость.
Пускай молчит рояль, под скорбь особ
И барабана дробь пускай выносят гроб.
Пусть стонет в поднебесье самолёт,
Чертя пропеллером своим «Он мёртв»,
Пусть чёрный креп — на шеях голубей,
В перчатках чёрных — копы патрулей.
Не надо больше звёзд, скорее их туши,
Пакуй луну, рви солнце и с души
Слей океаны, вымети леса —
В них нет нужды: потерян адресат.
26.03.16г.
Борис Бериев – автор перевода
На картинке: англо-американский поэт Уистен Хью Оден (англ. Wystan Hugh Auden)
родился 21 февраля 1907г. в Йорке, Англия,
умер на 67-ом году жизни 29 сентября 1973г. в Вене, Австрия.
Wystan Hugh Auden. Funeral blues
Stop all the clocks, cut off the telephone
Prevent the dog from barking with a juicy bone,
Silence the pianos and with muffled drum
Bring out the coffin, let the mourners come
Let aeroplane circle moaning overhead
Scribbling on the sky the message He Is Dead,
Tie crepe bows round the white necks of the public doves,
Let the traffic policemen wear black cotton gloves.
He was my North, my South, my East and West,
My working week and my Sunday rest,
My noon, my midnight, my talk, my song;
I thought that love would last for ever: I was wrong.
The stars are not wanted now: put out every one,
Pack up the moon and dismantle the sun,
Pour away the ocean and sweep up the woods;
For nothing now can ever come to any good.
1940
Останови все часы, отрежь телефон,
Предотврати собаки лай сочной костью,
Молчи пианино и с приглушенным барабаном
Вынести гроб, пусть приходят скорбящие.
Пусть самолет кругами со стоном делает фигуры,
Строча на небе сообщение «он мертв»,
Крепи галстук вокруг белой шей общественных голубей,
Пусть полицейские наденут черные хлопчатобумажные перчатки.
Он был мой Север, мой Юг, мой Восток и Запад,
Моя рабочая неделя и мой воскресений отдых,
Мой полдень, мои полуночи, моего выступления песня;
Я думал, что любовь будет длиться вечно: я был неправ.
Звезды не хотел бы сейчас: потушите каждую из них
Упакуй Луны и солнца, демонтируй их
Слей океаны и подмети леса;
Ничего теперь не может прийти чего-либо хорошего.
Перевод Иосифа Бродского:
Часы останови, забудь про телефон
И бобику дай кость, чтобы не тявкал он.
Накрой чехлом рояль; под барабана дробь
И всхлипыванья пусть теперь выносят гроб.
Он был мой Север, Юг, мой Запад, мой Восток,
Мой шестидневный труд, мой выходной восторг,
Слова и их мотив, местоимений сплав.
Любви, считал я, нет конца. Я был не прав.
Созвездья погаси и больше не смотри
Вверх. Упакуй луну и солнце разбери,
Слей в чашку океан, лес чисто подмети.
Отныне ничего в них больше не найти.
При жизни Одена и первые 20 лет после его смерти это стихотворение было известно главным образом в кругах ценителей поэзии англо-американского мастера. Там «Похоронный блюз» котировался наравне с такими его шедеврами из того же сборника, как «1 сентября 1939», «Памяти У.Б.Йейтса», «Неизвестный гражданин», «Musee des Beaux Arts».
Но все изменилось в 1994-м. В этом году на экраны вышел британский фильм «Четыре свадьбы и одни похороны», снятый в жанре романтической комедии. Неожиданно для своих создателей (режиссер Майк Ньюэлл, в числе звезд – Хью Грант и Энди Макдауэл) фильм стал невероятным коммерческим успехом, побив все рекорды в истории английского кинематографа, собрав 244 млн. фунтов стерлингов.
Одним из самых волнующих эпизодов было чтение на похоронах скоропостижного скончавшегося второстепенного героя проникновенной стихотворной элегии, берущей за душу. Ее читает Джон Ханна, это была одна из первых значительных ролей актера.
После выхода фильма на экраны зрители бросились искать сборники Одена – стихотворение им очень понравилось. С тех пор прошло почти 15 лет.
Интерес к «Похоронному блюзу» не пропал. Благодаря «Четырем свадьбам и одним похоронам» стихотворение стало одним из немногих известных обывателю в англоязычном мире (и не только) произведений высокой поэзии, войдя в «канон», – наподобие «Не жалею, не зову, не плачу…», которое может прочитать даже не сильно образованный подвыпивший россиянин на дне рождения.
Четыре свадьбы и одни похороны отрывок
31 августа на стриминге Hulu стартовал сериал «Четыре свадьбы и одни похороны» по мотивам одноименного фильма Ричарда Кертиса с Хью Грантом и Энди Макдауэлл. Легендарная мелодрама отмечает в этом году юбилей — двадцать пять лет со дня выхода. Фильм, разделивший жизнь Хью Гранта на «до» и «после», запечатлел сразу несколько свадебных трендов девяностых.
Главный герой «Четырех свадеб» — лондонский холостяк Чарльз (Хью Грант), который вместе с группой друзей регулярно посещает свадьбы общих знакомых. На одном из таких мероприятий он знакомится с американкой по имени Кэрри (Энди Макдауэлл). Независимая и откровенная Кэрри не боится заявлять о своих желаниях и совсем не похожа на его подруг — и Чарльз теряет голову. Жизнь течет своим ходом, друзья женятся, расстаются и иногда умирают, а Чарльз и Кэрри продолжают встречаться на свадьбах и все больше привязываются друг к другу. Преградой для их чувств не смогут стать ни их собственные свадьбы с другими партнерами, ни проливной дождь в финале.
Фильм стал путевкой в жизнь сразу для нескольких участников съемок. Он запустил актерскую карьеру Хью Гранта, который к тому моменту уже почти отчаялся получить приличную роль и подрабатывал, обучая британскому акценту французскую актрису Жюльет Бинош. За год после выхода «Свадеб» Грант сыграл сразу в пяти фильмах — и нашел свое амплуа подлинно британского сердцееда. Сценарист ромкома Ричард Кертис принялся писать ванильные мелодрамы, сочиняя один хит за другим — «Ноттинг-Хилл», «Дневник Бриджет Джонс» и «Реальную любовь» (каждый — с Хью Грантом!). А для художницы по костюмам Линди Хемминг это стало пропуском в мир блокбастеров: после «Четырех свадеб» ее позвали работать над бондианами с Пирсом Броснаном и Дэниелом Крейгом, тремя фильмами Кристофера Нолана про Бэтмена и двумя картинами о «Чудо-женщине» (одну из них снимают прямо сейчас).
Хемминг часто посмеивается, когда ее просят рассказать о том, с чего она начинала карьеру. Бюджет на съемки «Четырех свадеб и одних похорон» составил 4,4 миллиона долларов и был мизерным даже по меркам тех лет. Поэтому на костюмах для героев и массовки пришлось сильно экономить. Хемминг и ее ассистенты прочесали десятки секонд-хендов по всей Англии, чтобы отыскать достаточное количество нарядной одежды. Часть костюмов Хемминг сшила самостоятельно — например, лаконичное свадебное платье героини Энди Макдауэлл.
Хуже дело обстояло со шляпами, более дорогими предметами гардероба (согласно английскому этикету, на свадьбах следует обязательно появляться в головных уборах). Но Хемминг повезло: шляпник из Сохо с большой скидкой продал ей несколько бракованных экземпляров, которые художница сама починила и привела в порядок. Гигантскую черную соломенную шляпу с бантом из тафты, в которой героиня Энди Макдауэлл появляется на первой свадьбе, Хемминг нашла в магазине Herald and Heart. В 2007 году ее продали с аукциона за 3120 фунтов стерлингов.
«Четыре свадьбы и одни похороны» вышли в разгар бума фильмов на свадебную тематику, вызвавшего резкий подъем в сфере свадебного бизнеса. «Певец на свадьбе», «Свадьба лучшего друга», «Сбежавшая невеста» стали источником вдохновения для тысяч невест, которые искали наряды как у любимых героинь. Но «Четыре свадьбы и одни похороны» стояли особняком, потому что продемонстрировали сразу две полярные тенденции в свадебных образах: традиционную, тяготеющую к пышному стилю восьмидесятых, и более близкую к тренду девяностых на сексуальность и облегающие силуэты.
Все невесты-англичанки здесь одеты в слегка старомодные, но все еще популярные в те годы объемные платья с кринолином и огромными буфами на рукавах. Их наряды вторят свадебным облачениям принцессы Дианы и Сары Фергюсон — эти представительницы королевской семьи в девяностые были такими же законодательницами английской моды, как и графини Кембриджская и Сассекская сегодня.
Заметно отличается от этих «зефирных» платьев модный свадебный образ американки Кэрри. Она уверена в себе и не боится подчеркнуть фигуру, надевая прямое атласное белое платье на тонких бретелях, расшитое жемчугом болеро и скромный ободок с бусинами вместо пышной длинной вуали (который точно пришелся бы по вкусу Кейт Миддлтон). Это вневременное сочетание вещей было бы вполне уместно и в 2019 году.
Не менее интересен и стиль гостей свадеб. Несмотря на то что ни один из персонажей в фильме не говорит о том, чем занимается и зарабатывает на жизнь, по их внешнему виду и антуражу свадебных приемов и венчаний становится понятно, что все они принадлежат к обеспеченному среднему классу. Базовый образ свадебной гостьи выглядит так: длинная юбка, блейзер нейтрального оттенка и заметная шляпа. Этого комплекта придерживаются все героини фильма, но каждая интерпретирует его по-своему.
Невозмутимая Фиона, героиня Кристин Скотт Томас, отпускающая исключительно едкие комментарии, — воплощение элегантности: закрытые лаконичные платья, изящные золотые украшения, огромные однотонные шляпы без лишнего декора, которым позавидовал бы и Симон Порт Жакмюс. Она одета в черное даже на свадьбах — что, впрочем, позже объясняется тем, что Фиона скрывает свои чувства к Чарльзу и грустит, что они не взаимны. Как только у Чарльза появляется шанс на счастье, Фиона проявляет свои эмоции ярко-красным пиджаком с калейдоскопическим принтом.
Инфантильность Скарлетт, эксцентричной соседки Чарльза, Хемминг подчеркивает броскими нарядами, которые сильно выделяются на фоне общего дресс-кода. Ее образы далеки от сдержанного шика Фионы, а приталенное платье с расклешенной юбкой больше похоже на наряд для выпускного и не очень уместно на свадьбе. Один из друзей даже подшучивает над его кричащей расцветкой: «Церковный пурпур в сочетании с оранжевым символизирует симбиоз христианских и дохристианских традиций в браке».
Хемминг намеренно выделяет Кэрри из английского общества при помощи нарядов. Американка с прогрессивными взглядами, которая знает, чего хочет, и не стесняется позвать мужчину в свой номер, так же ведет себя и в одежде. Ее стиль — простые нейтральные цвета и свободные объемные вещи, которые не стесняют движений: серое пальто в мужском стиле, фланелевая рубашка в крупную клетку, жакеты в стиле сафари, перехваченные поясом, юбки с высокими разрезами и длинные расклешенные юбки, которые открывают тонкие щиколотки. Энди Макдауэлл сравнивала свою героиню с Кэтрин Хепберн — такой же свободомыслящей американкой, которая комфортно чувствовала себя в мужских вещах.
Series Style: Четыре свадьбы и одни похороны. 1 сезон.
Четыре свадьбы и одни похороны (Four Weddings and a Funeral). 1 сезoн.
Анoнс:
Четверо американских друзей встречаются на свадьбе в Лондоне, но всё идёт не по плану: за сорвавшейся церемонией следует безумный год, который включает в себя участие в политическом скандале, разрывы в отношениях и новые влюбленности.
Энди МакДауэлл (Миссис Xовард).
Faux Pearl-Embellished Knitted Jumper by Maje-$194
Софи Ла Порта (Зара).
Sequin Asymmetric Dress By Topshop X Halpern-$250
Gabbie Lace Dress by Guess-$76
Holly Beaded Cutout Sweater by Guess-$26
Faux Fur Coat by Diane von Furstenberg-$598
Sequin Dress by Topshop x Hapern-$250
Peplum Knit Belted Dress by Karen Millen-$225
Belted Check Sheath Dress by Karen Millen-$490
Cutout Belted Sheath Dress by Karen Millen-$475
Cheetah Printed Sparkle Knit by Whistles-$199
Renitia Tweed Shirtdress by Maje-$470
Elin Blouse by Reiss-$240
Anakin Trousers by Reiss-$285
Gabella Coat by Ted Baker-$445
Gigi Stripe Trim A-Line Dress by Sandro-$295
Heston Coat by Reiss-$625
Joe Blouse by Reiss-$275
Velvet Midi Dress by Maje-$480
Parachute sequinned satin dress by Temperley London-$1,115
Ребекка Риттенхаус (Эйнсли Ховард).
Noah Leather Trench Coat by Gerard Darel-$880
Custom Made by Suzanne Neville
Star-intarsia cashmere dressing gown by Chinti & Parker-$725
Travis Belted Jumpsuit by Staud-$250
Two Tone Blazer by Pinko-$344
Bobby Bag by Boyy-$788
Sadira 100 snakeskin pumps by Jimmy Choo-$1,195
Faux fur-trimmed tartan wool-blend coat by Claudie Pierlot-$390
Coat with Oversized Lapels by COS-$242
Wallace Skirt by Paper London-$320
Fabric Mini Mayfair X Rainbow Embellished Shoulder Bag by Kurt Geiger-$125
Fortuna Black Diamond Jacquard Blazer by Reiss-$445
Sequin Leopard Midi Skirt by Karen Millen-$350
Dolly Sweater by Paper London-$305
Jenny Floral Top by Rixo-$255
Laniie Arboretum Full Sleeve Blouse by Ted Baker-$185
Silk Shirt with Bow Collar by Sandro-$340
Bollywood Metallic Floral Blouse by The Kooples-$137
Bollywood Floral-Print Skirt by The Kooples-$317
Lavette Dress by Roksanda-$1,440
Incudine Blazer by Pinko-$420
Jaya Wave Cotton Dress by Zimmermann-$220
Satin Keyhole Midi Dress by Jonathan Simkhai-$795
Натали Эммануэль (Мая).
Ora Jacket by Reiss-$485
Rosiana Wrap Midi Dress by Maje-$515
Felisabeth Sweater by BOSS-$245
Becall Coat by Reiss-$540
Fair Isle alpaca-blend sweater by See by Chloe-$480
Olivia Blouse by Reiss-$275
Clarisse Top by Reiss-$230
Hailie Vevlet Jumpsuit by Reiss-$465
Grosgrain-trimmed wool sweater by RED Valentino-$550
Parachute Embellished Satin Gown by Temperley London-$855
Clady Houndstooth Top by Hugo Boss-$235 and Riami Houndstooth Pencil Skirt by Hugo Boss-$245
Ingrid Blouse by Reiss-$240
Chaney Dress by Roland Mouret-$1,760
Studded Balfern Jacket by All Saints-$525
Teodor Coat by Joseph-$1,425
Harper Jacket in Dusky Pink by Reiss-$435
Della Top in Steel by Reiss-$320
Aguafina off-the-shoulder dress by Galvan-$1,255