Приемы формирования читательской грамотности дошкольников в средней группе
Дорофеева Валентина
Приемы формирования читательской грамотности дошкольников в средней группе
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников,можно выделить наиболее распространенные:
чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.
Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».
Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.
Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.
Воспитание экономической грамотности у дошкольников. Фотоотчет «День менеджера. Игра «Массажный салон» На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников».
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.
Читательская грамотность в доу мероприятия с детьми
Автор: Мильденберг Марина Викторовна
Организация: МБДОУ Полтавский детский сад «Родничок» Омской области
Населенный пункт: Омская область, р.п. Полтавка
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
Актуальность: Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.
Все детские сады работают по ФГОС. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: «Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы».
Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению.
Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.
Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников
Задачи:
Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения образовательной программы, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.
Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей игровой среды. Для формирования у детей шестого года жизни интереса к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок, в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
В книжном уголке присутствуют разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги. Предметно-развивающую среду старалась сделать интегративной. Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия я подобрала высокохудожественные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутееваи др.
Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров использовала наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.), «Рукавичка» (укр. нар), «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Для драматизации литературных произведений с изготовила элементы костюмов сказочных героев, маски.
Чтобы дети могли различать литературные жанры мы изготовили дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудиосказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало мне привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;
Периодически в группе организуются выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная, например, сказки Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например: В.В.Сутеевым, Е.И.Чарушиным; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки и др. Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. В течение всего учебного года с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки.
На непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); оформляем выставки детских рисунков по прочитанным произведениям С.Есенина «Белая берёза», «Мой любимый книжный герой», А.С. Пушкин «Царевна – Лебедь»; (конструирование из бумаги «Лукошко для красной шапочки»; лепка по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка»; рисование
В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное слово. Один раз в неделю у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.
Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
Литература:
1. «Азбука общения» (для детей от 3 до 6 лет) Шипицина Л. М., Нилова Т. А., 2004 г., Изд.: Детство-пресс
2. «Добрые досуги по произведениям детских писателей» Белоусова Людмила, 2004 г., Изд.: Детство-пресс
3.»Знакомим со сказочно-былинной живописью»: Учебно-наглядное пособие Курочкина Надежда, 2007 г., Изд.: Детство-пресс
4. «Театр на столе» Петрова Ирина, 2005 г., Изд.: Детство-пресс
5. «Учимся по сказке». Большева Т. В. СПб.: «Детсво-Пресс», 2005.
6.«Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш М.,Т.Ц.1999г.;
7. «Методика работы со сказкой». Рыжова Л.В. СПб: Детство-Пресс, 2012.
Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения
Вероника Фирстова
Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения
Свое выступления мне хотелось бы начать со слов Альберта Эйнштейна: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
И неслучайно, тема моего мастер – класса
«Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения».
Данная тема с течением времени становится все более актуальной и проблемной. И подтверждением этому является фраза из выступления В. В.Путина на 7 съезде российских писателей: «Из страны, которая занимала первые позиции в рейтинге самых читающих стран мира по грамотности чтения и способности адекватно воспринять прочитанный материал, сегодня наши подростки находятся на 43-м месте в мире».
Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста – задача дошкольного образования.
Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).
Грамотные люди читают художественную литературу. У художественной литературы есть два назначения.
Во-первых, она открывает вам положительную зависимость от чтения. Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.
И вторая вещь, которую делает художественная литература, — она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми.
Художественная проза — это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами.
Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, которые волнуют нас. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.
Перед педагогическим советом на тему «Реализация ОО «Чтение художественной литературы», направленной на развитие интегративных качеств дошкольников» я провела анкетирование родителей. Анкета «Волшебный мир книги» показала, что в семье уделяется очень мало внимания воспитанию будущего читателя. Обратите внимание – что «ежедневно читают ребенку» лишь 2 из 24 родителей, «когда есть время»— 6 родителей. Посещают с ребенком библиотеку – 4 родителя и читают длительные произведения – 6 родителей.
Под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). Характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием (О. В. Чиндилова).
Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения.
Выбор этой технологии я объясняю её природосообразной сущностью и возможностью обеспечить преемственность в развитии детей.
Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской, и адаптированной для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
1. Цель и задачи технологии продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
I. Работа с текстом до чтения.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.
Перейдем к практике, представьте, что вы дети подготовительной к школе группы.
— Правильно – это детский писатель Виктор Юзефович Драгунский.
Вы уже знакомы с творчеством этого автора. Какие рассказы вы знаете? Кто герой этих рассказов? Да, героем всех рассказов является мальчик Дениска.
Сегодня мы познакомимся с рассказом «Он живой и светится…»
-Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, что произошло с Дениской на этот раз? (предположения детей) Этот рассказ будет веселым или грустным?
II. Работа с текстом во время чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения.В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
Исходя из практики, для детей я объясняла слова – «одна Гватемала и два Барбадоса», брынза.
2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
-Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению?
Вы предположили, что рассказ будет веселым, так ли это? Какой он по настроению? (задумчивый)
Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
Точен ли художник в деталях?
Так ли ты себе представлял эту сцену?
III. Работа с текстом после чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение.
1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.
1. Назовите главных героев рассказа?
2. Кто из них вам больше понравился? Почему?
3. Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями?
4. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
5. А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть?
6. Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка?
7. Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал?
2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников).
Так как дети уже знакомы с творчеством с данным произведением мы эту часть пропускаем.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.
Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?
4. Выполнение заданий,усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста:
игра «Правда – неправда»,
Правда, что Дениска долго ждал маму?
Правда, что он играл с самолетом?
Правда, что самосвал ему подарил дедушка?
Правда, то Дениска пожалел и не поменял самосвал на светлячка?
игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой героя,
Покажи мимикой Дениску, когда он ждал долго маму.
Покажи Мишку, когда он просил грузовик.
Покажи Дениску, когда он остался со светлячком.
Покажи маму, когда она узнала про обмен.
обсуждение «Как бы ты поступил на месте героя».
Разыгрывание произведения с помощью пальцев,
Инсценировка диалога Дениски и Мишки, Дениски и мамы.
«Меняем сюжет» (время года, страну, волшебный предмет)
Рассказ по схемам, мнемодорожкам, мнемотаблицам.
Придумай другой конец произведения.
Игра «Хорошо – плохо»
Игра «Пофантазируем» (придумываем другого героя).
Игра «Живые картинки»
Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает мне в решении задач ФГОС, поскольку обеспечивает формирование таких сторон читательского развития,как:
активность и объективность читательского воображения,
аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев,
синтезирующее умение (концепция произведения в целом);
осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Закончить я хочу строками Ф. Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Спасибо за внимание!
1. Чиндилова, О. В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования «
[Монография] / О. В. Чиндилова. –
М. : Баласс, 2010. – 208 с
3О. В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3)
Прикреплённые файлы:
Консультация для родителей «Роль чтения книг в жизни дошкольника 4–5 лет» Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. Художественная литература служит могучим, действенным.
«Теремок» Развитие игровой деятельности с использованием технологии ТРИЗ ЦЕЛЬ: формирование умения детей играть в коллективе, чётко выполняя ролевые действия Задачи: Продолжать развивать интерес.
Формирование правильной осанки у детей младшего возраста Здоровые дети – наше здоровое будущее. При исправлении дефектов осанки я использую определённые упражнения. Для профилактики и коррекции.
Конспект организации трудовой деятельности педагога и детей с использованием технологии Крулехт «Шоколадное чудо» Конспект организации трудовой деятельности педагога и детей с использованием технологии Крулехт. Примерная основная общеобразовательная.
Конспект занятия «Волшебница вода» с использованием технологии опытно-исследовательской деятельности с детьми 5–7 лет Предварительная работа: 1. Чтение художественной литературы Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» К. Чуковского «Мойдодыр», Федорино горе», 2.
Круглый стол «Формирование правильной речи у дошкольников» (методика проведения игр и упражнений) Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушением речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс.
Мастер-класс «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста» Хорошая осанка имеет большое эстетическое и физиологическое значение. Она придает телу ребенка стройность и красоту. Для предупреждения.
Методическая разработка по теме: «Проектирование урока по литературному чтению с использованием технологии смыслового чтения» Технологическая карта урока Тема урока: Согласные звуки [д], [д],буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Класс: 1 Тип.
Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет.