- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!
- Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения в младшей группе
- Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
- Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре
Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!
В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.
У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Музыкально-спортивное развлечение «Народные игры» Музыкально-спортивное развлечение «Народные игры» Цель: Знакомить с традициями и культурой русского народа. Развивать желание играть в русские народные подвижные игры, умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровых ситуациях, совершенствовать двигательные.
Сценарий развлечения для детей 6–7 лет «Этот удивительный мир народной поэзии» Сценарий развлечения для детей 6-7 лет Цель: создание условий способствующих развитию духовно-нравственных ценностей у детей через русскую народную культуру. Задачи: • способствовать расширению знаний о русском устном народном творчестве : песнях, пословицах и поговорках.
Сценарий весеннего музыкально-фольклорного развлечения для детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Настасьи» Фольклорно-музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Настасьи. Масленица годовая, гостьюшка дорогая!» Описание: Развлечение рекомендуется проводить в музыкальном зале, а также как уличное развлечение. Данный материал будет полезен музыкальным.
Сценарий фольклорного развлечения для детей средней группы «Посиделки» «Посиделки» фольклорное развлечение для детей ср гр. Цель: приобщение детей к народной культуре и традициям. Задачи: Формировать у детей представление о посиделках. Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями. Поддерживать и развивать интерес детей к песням, играм.
Беседа для детей «Православный праздник Пасха» Цель: Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций нашего народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
Осенний фольклорный праздник «Капустница» в подготовительной группе Насирова Ильвира Хайбрахмановна Музыкальный руководитель первой категории Осенний фольклорный праздник «Капустница» Хороводные игры для детей подготовительных к школе групп Оборудование: русские народные мелодии ( «Во саду ли в огороде», «Ах вы, сени!»); Маски дождика, капустный.
Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре
Светлана Голубова
Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Русские народные традиции – одна из составляющих частей культурного наследия русского народа. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Древнерусские традиции воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.
Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуги должны быть разнообразными по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т. д., что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.
Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.
Перед проведением досуга необходимо рассказть детям о конкретном празднике. В сценарий включается детский фольклор (игры, прибаутки, песенки, заклички, хороводы, а также традиционные обрядовые действия (угощение птиц, развешивание кормушек, заклинание весны и т. д.) В работе с детьми нужно добиваться, чтобы они были не только внимательными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр как на занятиях, так и на праздниках и развлечениях. Правильно организованная подготовка праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности помещения, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое коллектива. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. Педагоги могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Для каждого ребёнка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но определённая роль в сценарии.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрывалась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересов. Дети должны участвовать в празднике активно, а не выполнять роль пассивных слушателей. Педагогу необходимо предоставить ребенку возможность проявить себя, либо в чтении стихов, либо в пении, либо в танце.
Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал содержания. Значительную часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям.
Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др., сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
В ходе мероприятия можно показать значение фольклора для социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей.Цель данных мероприятий: научить взрослых играть с детьми в народные игры и развивать детское творчество, доставить ребятам удовольствие от общения и содержательного взаимодействия с родителями и другими детьми.
Такая работа позволяет взрослым и детям раскрепоститься, учит их общаться друг с другом, повышает эмоциональный настрой, сплачивает семью, позволяет лучше узнать друг друга. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Кроме того, вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем с ними проще налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.
Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи «Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!» Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению.
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.
Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.
Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект «Приобщение детей к русской народной культуре», я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.
Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот’ В цетре круга водящий(‘солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.
План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.
Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения в младшей группе
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Фольклорный праздник «Русские посиделки» (вторая младшая группа) Конспект фольклорного праздника «Русские посиделки» Цель: Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа. Задачи: Обучающие: Расширить кругозор детей о культуре, традициях и обрядах русского.
Фольклорный праздник «На берёзовой лужайке» для детей 3–4 лет Цель: приобщение детей к русскому народному творчеству через народные костюмы, танцы, песни, обычаи, игры, потешки, небылицы, приговорки. Задачи: • познакомить с обычаем празднования на Руси Троицы; • закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешек.
Фольклорный праздник «Здравствуй, весна-красна!» для детей 4–5 лет Цель: приобщение детей к русскому народному творчеству. Задачи: Закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (закличек, потешек, прибауток, загадок); учить понимать их смысл, формировать начальные навыки ролевого поведения: учить связывать сюжетные действия с.
Статья «Фольклорный праздник в разновозрастной группе (от 4 лет до 7 лет). » Цель: *доставить детям радость и удовольствие. Задачи: * формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа, а так же устойчивый интерес к духовным ценностям; стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры, загадки, художественное.
Фольклорное развлечение (первая младшая группа) «В гостях у Марьюшки» Под музыку дети входят в зал вместе с ведущей Вед: Посмотрите здесь какая-то избушка, кто в ней живет. Давайте постучим и узнаем! Ай люли, люли, люли. В гости к Марьюшке пришли. Песни петь, играть, шутить Хороводы заводить. Марьюшка: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.
Развлечение по приобщению детей раннего возраста к русской народной культуре «Бабушка-забавушка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза М.И.Буркина» городского округа Самара (дошкольные группы) «Бабушка-забавушка» Развлечение для детей раннего возраста по теме «Приобщение.
Фольклорный праздник «Весну провожаем, лето встречаем» для детей 2–3 лет Фольклорный праздник «Весну провожаем, лето встречаем» для детей 2-3 лет Цель: Создать условия для развития у детей творческих способностей. Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомить с народным творчеством, народными традициями и обычаями. Развивать.
Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре
Всю свою жизнь Николай Рерих посвятил объединению стран и народов под Знаменем Мира и воспитанию подрастающего поколения на основе культуры и красоты. А Пакт сыграл очень важную роль на дальнейшее формирование международно-правовых норм и общественную деятельность в области охраны культурного наследия. Этот договор является основой для многих документов современного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия. В том числе в некоторых актах ЮНЕСКО.
В Международный день культуры многие страны проводят различные мероприятия. Например, в российских городах устраиваются праздничные концерты, организуются выставки национальных культур, проводятся конференции и лекции на различные культурные темы, музыкальные и поэтические вечера, танцевальные и театрализованные представления и многое другое. В Приднестровье на сегодняшний день не проводятся мероприятия, посвященные Международному дню культуры.
В настоящее время, когда в мировом сообществе происходят всё новые глобальные экономические и экологические кризисы, природные катаклизмы и военные конфликты, забота о Культуре стала особенно актуальна. Только её подъём и сохранение могут объединить людей независимо от их национальности, возраста, пола, общественного и финансового положения. Только принятие государствами Культуры национальной идеей есть залог Мира на Земле. Мир не может существовать без осознания истинных ценностей, и эта аксиома должна быть запечатлена с детства.
К сожалению, в настоящее время в школе знакомство с национальной культурой обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен, танцев. Отсутствует систематичность в изучении культурных традиций разных народов.
У каждой национальности своя культура, свои обычаи и ритуалы. Подрастая, дети начинают осознавать свою принадлежность к конкретной культуре. Возникает ситуация, в которой дети ставят «свою» культуру в приоритет и возводят ее выше других. Это может послужить причиной межэтнического конфликта.
Приднестровье является многонациональным государством, в котором насчитываются 35 национальностей. Миграции народов, длительные контакты между ними, общее вероисповедание способствовали сближению национальных культур и взаимному обмену.
Помимо человеческих качеств общим является и воспроизведение сюжетов в фольклоре:
— календарно-обрядовый цикл;
— народная лирика;
— народные игры.
Правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения. Огромное значение имеет оформление помещений: зала, вестибюля школы. Организуются выставки изделий народных промыслов. Зал оформляется торжественно и парадно в соответствии с тематикой праздника с народными элементами.
При проведении праздников используются традиции, обычаи народов, проживающих на территории государства.
В программе праздника сочетаются разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение.
Традиционные фольклорные праздники с участием школьников 1 – 11 классов:
— «Рождественские встречи» с народными колядками, песнями;
— «Масленица» с народными играми, блинами;
— Фольклорный праздник «Мы разные, но мы вместе» ко дню культуры;
— Концерт со стихами, песнями на родном языке, народными танцами;
— Театрализованные представления по мотивам народных произведений.
Любое народное искусство направлено на зрителя. Зритель является потребителем, всё сделано для него и без него искусство теряет смысл.
Одной из особенностей фольклорной досуговой программы является активное участие зрителя в мероприятии, поэтому способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения фольклорного мероприятия. Человеку присуща потребность не только сопереживать, но и деятельно соучаствовать в том или ином творческом художественном действии.
Приёмы активизации публики – это способы вовлечения людей в активное личностное участие в фольклорном действии.
Использование этих приемов активизации в фольклорном представлении даёт зрителю эмоциональный заряд, содействует более прочному усвоению и запоминанию информации, заложенной в содержание представления.
Знакомясь с фольклором, дети, прежде всего, познают общественную ценность и значимость нравственных качеств, выраженных в групповом сознании народа.
С помощью проведения мероприятий фольклорной направленности аудитория сможет узнать о разных культурах в Республике и понять, что мы являемся единым народом.
Литература:
1. Балашов Э. В. Мир через Культуру: Сборник статей / Сост.. — М.: 1990.
2. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. — М., 1979.
3. Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств / О. И. Марков. – Краснодар, 2004.
4. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И. М. Туманов. – Москва, 1976.