Эффективность мероприятий по предупреждению чс меньше нуля

Мероприятия по предупреждению и снижению ущерба от ЧС

I. Мероприятия по защите населения в зонах ЧС

Защита населения от ЧС – это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источника ЧС.

Основным объектом защиты населения является личность с ее правом на защиту, однако, личность не является пассивным объектом защиты. Граждане обязаны участвовать в мероприятиях защиты населения, проходить обучение по вопросам защиты от ЧС. Мероприятия по защите населения являются составной частью как предупредительных мер, так и мер по ликвидации ЧС.

Мероприятия по подготовке к защите и защите людей в условиях ЧС планируются и осуществляются дифференцировано, с учетом экономического и административно – политического значения регионов, муниципальных образований и объектов экономики, в зависимости от особенностей расселения, природно-климатических и др. местных условий.

Основными видами защиты населения от воздействия поражающих факторов ЧС являются инженерная, радиационная, химическая, противопожарная и медицинская защита, а также эвакуация населения.

Особенностью инженерной защиты в условиях ЧС является то, она используется не только для защиты населения, но и служит важным направлением мероприятий по предупреждению и снижению ущерба от ЧС.

Инженерная защита населения и территорий – это комплекс организационных и инженерно – технических мероприятий, проводимых заблаговременно, а также в оперативном порядке и направленных на предотвращение или максимальное снижение потерь населения при возникновении ЧС путем обеспечения укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях, предотвращения, устранения или снижения до допустимого уровня отрицательного воздействия поражающих факторов ЧС.

К основным мероприятиям инженерной защиты населения и территорий относят:

— укрытие людей и материальных ценностей в существующих ЗС ГО и в приспособленном под ЗС подземном пространстве городов и населенных пунктов;

— использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях находящихся близко от РОО и ХОО;

— укрытие населения в помещениях, в которых им самим в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

— предотвращение разлива АХОВ путем обваловки или заглубления емкостей с АХОВ;

— возведение ЗС от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Радиационная защита – это комплекс мер, направленных на ослабление или исключение воздействия ионизирующего излучения на население, персонал РОО, биологические объекты природной среды, на радиоэлектронное оборудование и оптические системы, а также меры, направленные на предохранение природных и техногенных объектов от загрязнения радионуклидами и удаление этих загрязнений (дезактивация).

К числу основных мероприятий, обеспечивающих защиту населения от радиационного воздействия, относят:

— обнаружение радиационной опасности и оповещение о ней;

— выявление радиационной обстановки и организация контроля за обстановкой;

— установление и поддержание режима радиационной безопасности;

— проведение профилактических мероприятий с работниками РОО и населения;

— укрытие населения в убежищах и противорадиационных укрытиях;

— дезактивация РОО, сельхозугодий, транспорта, имущества, продовольствия и воды;

— эвакуация граждан из зон, в которых уровень радиации превышает допустимый.

Химическая защита представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление воздействия АХОВ на население и персонал ХОО, на уменьшение масштабов последствий химических аварий.

Основными мероприятиями химической защиты являются:

— обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;

— выявление химической обстановки;

— соблюдение правил поведения в условиях разлива АХОВ;

— обеспечение населения и персонала ХОО СИЗ;

— эвакуация населения из зоны аварии;

— укрытие населения и персонала в убежищах;

— оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов;

— санитарная обработка населения;

— дегазация ХОО, территорий и имущества.

Защитные мероприятия наиболее эффективны в случаях раннего обнаружения химической аварии, особенно на стадии предпосылок к ней.

Медицинская защита – совокупность мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение медицинскими способами и средствами тяжести поражения людей в условиях ЧС, своевременное оказание медицинской помощи, обеспечение эпидемического благополучия в зонах ЧС.

Основными мероприятиями медицинской защиты являются:

— подготовка медперсонала к действиям в ЧС, медико-санитарное обучение населения;

— заблаговременное накопление медицинских средств защиты, имущества и техники;

— поддержание в готовности больничной базы на случай ЧС;

— медицинская разведка в очагах поражения и в зоне ЧС;

— лечебно-эвакуационные мероприятия в зоне ЧС;

— контроль за продуктами питания, пищевого сырья, воды с точки зрения их безопасности;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС.

Осуществленные своевременно, качественно и в необходимом объеме мероприятия медицинской защиты непосредственно обеспечивают снижение уровня безвозвратных потерь среди населения при ЧС природного и техногенного характера, а также содействуют быстрому восстановлению здоровья людей, получивших не смертельные поражения.

edugr4

При некоторых ЧС техногенного и природного характера проводится комплекс мероприятий противопожарной защиты с целью снижения интенсивности горения, ограничения и прекращения огня, интенсивности теплового излучения и загрязнения воздуха продуктами горения.

Это достигается подачей необходимого количества пожарных стволов и проведением мероприятий в качестве которых могут быть названы постановки водяных завес, создание при лесных и торфяных пожарах защитных и минерализованных полос, пропуском встречного пола, созданием заградительных рвов, затоплением участков торфяного пожара водой.

Противодымные мероприятия осуществляются при проведении спасательных работ в горячих и задымленных помещениях путем развертывания противодымных машин и использование их в комплексе с мероприятиями по локализации и тушению огня.

В районе пожара организуется комендантская служба, которая организует оцепление очага пожара, регулирует движение на путях эвакуации и ввода сил для тушения пожара.

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) выводу населения из зоны ЧС или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечению эвакуированных в районе размещения (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС, пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (ввозимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяют учреждающую (заблаговременную) и экстренную (безотлагательную) эвакуацию населения.

В зависимости от масштаба ЧС и численности эвакуируемого населения могут быть выделены локальная, местная и региональная эвакуация.

В зависимости от охвата эвакомероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, эвакуацию разделяют на общую и частичную.

ll Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф

Производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб экономике страны, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно важное значение.

Современный объект экономики является сложным инженерно-техническим комплексом. Успех его работы во многом зависит от состояния других предприятий отрасли, объектов смежных отраслей, обеспечивающих поставки сырья и деталей, а также от состояния энергоснабжения, транспортных коммуникаций, связи и т.п. Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для организации и проведения АСДИР.

Наиболее эффективным мероприятием является закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, которые должны максимально уменьшить вероятность возникновения аварий или значительно снизить материальный ущерб в случае, если авария произойдет.

Так, для снижения пожарной опасности предусматривается уменьшение удельного веса сгораемых материалов. При проектировании новых и реконструкции существующих систем водоснабжения учитывается потребность в воде не только для производственных целей, но и для случая возникновения пожара.

Подобные решения разрабатываются и по другим элементам производства. Учитываются требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-кранового оборудования, емкостей под высоким давлением и т. д.

Таким образом, эти мероприятия разрабатываются и внедряются комплексно, с охватом всех вопросов, от которых зависит безаварийная работа объектов, с учетом их производственных и территориальных особенностей, с привилегиями всех звеньев управления производственной деятельностью.

Очевидно, следует не забывать о проведении мероприятий, по повышению устойчивости объекта экономики.

Под устойчивостью работы объектов народного хозяйства (ОНХ) понимают способность противостоять разрушительному воздей­ствию поражающих факторов ЧС, производить продукцию в запла­нированном объеме и номенклатуре, обеспечивать безопасность жизнедеятельности рабочих и служащих, а также приспособлен­ность к восстановлению своего производства в случае повреждения.

Устойчивая работа объекта достигается путем проведения комп­лекса организационных, инженерно-технических и других меропри­ятий, направленных на защиту рабочих и служащих от поражающих факторов ЧС, на исключение возникновения вторичных поражающих факторов. Они тесно связаны с мероприятиями по подготовке и проведению спасательных и других неотложных работ, так как без людских ресурсов и успешной ликвидации последствий ЧС проводить мероприятия по обеспечению устойчивой работы ОНХ практически невозможно.

К основным мероприятиям в решении такого рода задач можно отнести:

— повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов и совершенствование технологического процесса;

— повышение устойчивости управления объектом;

— разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения вторичных поражающих факторов и ущерба от них;

— подготовка к восстановлению производства после поражения объекта.

Процесс разработки мероприятий по обеспечению устойчивой работы предприятий складывается из анализа уязвимости объекта и усло­виях ЧС. Из всего комплекса мероприятий по повышению устойчи­вой работы объекта в ЧС рассмотрим защиту рабочих и служащих и исключение или ограничение поражения от вторичных факторов, так как они непосредственно связаны с проблемой обеспечения бе­зопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

К вторичным поражающим факторам при катастрофах и авари­ях относятся пожары, взрывы, обрушения сооружений, утечки ток­сичных, радиоактивных и других вредных веществ. В нормальных условиях производства на объекте проводится ряд мероприятий, обеспечивающих безаварийную и безопасную работу. Однако в чрезвычайных ситуациях этих мероприятий может оказаться недо­статочно, поэтому необходимы дополнительные, направленные на ограничение действия вторичных факторов при авариях. К таким мероприятиям можно отнести: сокращение запасов АХОВ, взрыво-и пожароопасных веществ до минимума и хранение их в защищен­ных хранилищах; применение приспособлений, исключающих раз­лив токсичных, горючих и агрессивных жидкостей; размещение складов древесины, ядохимикатов, легковоспламеняющихся жид­костей с учетом господствующего направления ветра; устройство противопожарных разливов и пожарных проездов, строительство пожарных водоемов и емкостей на ОНХ и создание запасов средств пожаротушения; заглубление в грунт технологических коммуника­ций, линий электроснабжения и т. п.

Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы объекта экономики в большинстве случаев проводится в мирное время.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Приложение N 9. Методика оценки эффективности реализации федеральной целевой программы Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года

к федеральной целевой

программе «Снижение рисков

и смягчение последствий

природного и техногенного

характера в Российской

Федерации до 2015 года»

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ «СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО

ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА»

2. Настоящая методика определяет для разработчиков мероприятий Программы общую схему, последовательность и минимальные обязательные требования к разработке и оформлению обоснования результативности и эффективности мероприятий, предлагаемых для включения в Программу.

Требование детального обоснования результативности и эффективности каждого мероприятия определяется необходимостью включения в Программу только тех из них, которые обеспечены реальными возможностями федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и обеспечивают достижение целей Программы с наименьшими финансовыми затратами.

3. Обоснования результативности и эффективности мероприятий Программы должны удовлетворять требованиям к качеству и полноте информации, комплексности, результативности и эффективности, вариантности мероприятий Программы, этапности их реализации.

Обязательность означает предоставление информации по всем установленным показателям, характеризующим результативность и эффективность мероприятий Программы.

Комплексность означает требование обоснования предлагаемого мероприятия с финансовых, социальных, технических, экологических и экономических позиций.

Раздельная оценка результативности и эффективности означает необходимость представления самостоятельного обоснования каждого из этих параметров.

Под результативностью понимается степень достижения конечных целей за счет реализации конкретного мероприятия Программы. Под эффективностью понимается абсолютная и сравнительная экономическая выгодность его реализации.

Вариантность предполагает представление по каждому мероприятию Программы альтернативных способов его реализации, а также вариантов его финансирования, отличающихся по размеру необходимых средств.

Этапность предполагает представление каждого мероприятия Программы в виде последовательно выполняемых этапов достижения конечной цели мероприятия.

Согласованность означает требование обязательной увязки мероприятий Программы с аналогичными по целевому характеру, содержанию и результатам заданиями, содержащимися в утвержденных и уже реализуемых федеральных программах, в целях исключения дублирования в решении задач, связанных со снижением рисков и смягчением последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Варианты реализации мероприятий Программы могут отличаться по техническим решениям (использованию альтернативных видов технических средств, применению альтернативных технологий и др.), по объемам и источникам (бюджетные средства, кредиты и др.) требуемых финансовых ресурсов, по времени реализации.

При оценке технических преимуществ вариантов мероприятий Программы необходимо принимать во внимание такие качественные и количественные характеристики, как надежность, выражающуюся во времени безотказной работы технических средств прежде всего в экстремальных условиях, возможность работы в полностью автономном режиме, степень автоматизации, наличие или возможность создания системы технического обслуживания и ремонта, гарантированность бесперебойных и своевременных поставок техники и запасных частей к ней. Важнейшей характеристикой технических средств должна быть безопасность (отсутствие негативных сопутствующих воздействий) для пострадавшего населения, спасателей и окружающей среды.

5. При оценке потребности в средствах, необходимых для финансирования выполнения мероприятий Программы, необходимо руководствоваться следующими требованиями:

рассматривать возможности финансирования мероприятия не только за счет средств бюджетов всех уровней, но и за счет средств внебюджетных источников;

из всех возможных вариантов финансирования мероприятия отбирается тот вариант, который требует минимального размера средств для достижения цели мероприятия;

предпочтение должно отдаваться варианту, требующему наименьшей доли финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, и наименьшей доли средств федерального бюджета в общем объеме бюджетного финансирования мероприятия.

6. Для обоснования необходимости выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на целевое программное решение проблемы целесообразно использовать прогноз последствий, ожидаемых в случае непринятия данного решения.

Указанное обоснование должно включать нормативы, по которым осуществлялся расчет финансовых средств, а также сравнение с аналогичными проектами в части объема финансирования.

По каждому мероприятию Программы следует представить информацию о направлениях использования финансовых средств (инвестиции, прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, прочие нужды).

По каждому мероприятию Программы, в результате реализации которого может быть получена прибыль, следует указать ее предполагаемый размер и сроки получения.

В связи с предъявляемыми требованиями обоснованности бюджетного финансирования разработчики мероприятий Программы должны иметь достаточно четкие представления о реальных возможностях бюджетов всех уровней, которые могут быть задействованы для финансирования Программы.

По каждому мероприятию Программы должны быть даны конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации этих мероприятий. При этом под результатами понимается снижение рисков (предотвращение) возможных последствий чрезвычайных ситуаций или смягчение (ликвидация) наступивших последствий чрезвычайных ситуаций.

7. При оценке социальных, экологических и экономических результатов мероприятий Программы следует исходить из базовых положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где четко различаются понятия «предупреждение чрезвычайных ситуаций» и «ликвидация чрезвычайных ситуаций». Указанный Федеральный закон однозначно определяет приоритетность задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

8. По каждому конкретному результату мероприятия Программы необходимо давать комплексную оценку его воздействия одновременно на социальные, экологические и экономические последствия чрезвычайных ситуаций.

Социальные последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими:

изменение исходной демографической ситуации;

состояние здоровья и трудоспособности населения в зоне реализации мероприятия;

масштабы работ по социальной реабилитации населения.

Экологические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими ущерб исходному состоянию окружающей среды и объем восстановительных и рекультивационных работ.

Экономические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими рост экономического потенциала территории, находящейся в зоне реализации мероприятия Программы, уменьшение экономического ущерба от наступления и развития чрезвычайных ситуаций из-за непринятия предлагаемого мероприятия, а также уменьшение размера средств из бюджетов всех уровней, необходимого для ликвидации социальных и экологических последствий наступления чрезвычайных ситуаций.

9. При подготовке правовых обоснований мероприятий Программы разработчикам следует руководствоваться Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об экологической экспертизе», «О гражданской обороне» и др.

В тех случаях, когда необходимость реализации мероприятия Программы обоснована, но для его реализации нет соответствующей нормативной правовой базы или имеются препятствия в виде действующих правовых норм, разработчик должен обязательно указать на это обстоятельство в обосновании и включить в структуру мероприятия соответствующие предложения.

Результативность мероприятия Программы понимается как мера соответствия ожидаемых результатов этого мероприятия поставленной цели и степени приближения к этой цели с учетом позитивных воздействий на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в зоне реализации мероприятия, а также на определяющие параметры экономического развития этой зоны.

Цель каждого мероприятия Программы должна предполагать достижение конкретных измеряемых результатов.

Ожидаемые результаты мероприятия Программы должны выражаться в конкретном и измеряемом виде по направлениям (социальные, экологические, экономические).

Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть представлена как соотношение предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации и затрат на реализацию этих мероприятий.

10. Для проведения оценочных расчетов эффективности мероприятий Программы может быть использован следующий подход:

Расчеты, проведенные на основании указанной методики, показали, что предотвращенный ущерб за 5 лет реализации Программы составит 508,8 млрд. рублей. Экономическая эффективность Программы определяется как разница между предотвращенным ущербом и затратами на его предотвращение и составит 476,1 млрд. рублей.

Результаты расчета экономической эффективности предупреждения или снижения риска возникновения чрезвычайной ситуации представляются в виде совокупности следующих показателей:

расчетная величина предотвращенного в результате реализации мероприятия экономического ущерба;

размер затрат на реализацию мероприятия;

отношение величины предотвращенного ущерба к размеру затрат на реализацию мероприятия (процентов).

Прямая экономическая эффективность мероприятий Программы определяется как соотношение экономии (прямого эффекта) от реализации мероприятия и затрат на его реализацию.

Прямой экономический эффект мероприятия Программы может возникнуть в связи с использованием более выгодных (более дешевых) по сравнению с используемыми в настоящее время или по сравнению с предложенными в других программах технических, организационных и финансовых решений, обеспечивающих достижение одного и того же результата.

Результаты расчета прямой экономической эффективности мероприятий Программы представляются в виде совокупности следующих показателей:

размер экономии (прямого эффекта) от реализации мероприятия;

размер затрат на реализацию мероприятия;

отношение размера экономии (прямого эффекта) от реализации мероприятия к размеру затрат на это мероприятие (процентов).

Основные показатели эффективности реализации Программы и методика их расчета приведены в приложении.

12. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно на основе целевых индикаторов и показателей, что обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения степени эффективности реализации мероприятий Программы.

Оценка эффективности реализации Программы по каждому целевому индикатору и показателю осуществляется путем сравнения достигнутого значения индикатора с его целевым значением и определяется по формуле:

Результативность мероприятий Программы определяется исходя из оценки эффективности реализации Программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов поставленной цели, косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации.

Источник

Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов в случае возникновения

В основе мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (снижению риска их возникновения) и уменьшению возможных потерь и ущерба от них (уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций) лежат конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение большинства опасных природных явлений связано с большими трудностями из-за несопоставимости их мощи с возможностями людей (землетрясения, ураганы, смерчи и др.). Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупреждению градобитий, предупредительному спуску лавин, заблаговременному срабатыванию селевых озер и озер, образовавшихся в результате завалов русел горных рек, а также другие случаи, когда систематическое снижение накапливающегося потенциала опасных природных явлений оказывается эффективным.

В техногенной сфере работа по предупреждению аварий ведется на конкретных объектах и производствах. Для этого используются общие научные, инженерно-конструкторские, технологические меры, служащие методической базой для предотвращения аварий. В качестве таких мер могут быть названы: совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования и эксплуатационной надежности систем, своевременное обновление основных фондов, применение качественной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов, комплектующих изделий, использование квалифицированного персонала, создание и использование эффективных систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации и подавления аварийных ситуаций и многое другое. Работу по предотвращению аварий ведут соответствующие технологические службы предприятий, их подразделения по технике безопасности.

К мерам по предотвращению чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера могут быть отнесены локализация и подавление природных очагов инфекций, вакцинация населения и сельскохозяйственных животных и др. Важная роль в снижении ущерба природной среде отводится правильной эксплуатации коммунальных промышленных очистных сооружений.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций также весьма многочисленны и многоплановы и осуществляются по ряду направлений.

Одним из направлений уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним, например, относятся гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водоемы и водотоки от распространения радиационного и химического загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от других поверхностных загрязнений. Гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используются также для защиты от наводнений. К этим мерам относятся и берегоукрепительные работы. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, обвалов, осыпей, лавин применяются защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах в горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций являются мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Важным направлением превентивных мер, содействующим уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь), является создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления, которое позволяет принять своевременные необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены: охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселение или эвакуация населения из неблагоприятных и потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Планирование предупредительных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В эти планы включаются мероприятия инженерно-технического, технологического характера, организационные и экономические меры. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Конкретные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Эта подготовка осуществляется путем проведения названных ранее отдельных мероприятий, реализации упомянутых планов и целевых программ, целенаправленной работы объектов и отраслей экономики в соответствующих режимах функционирования РСЧС.

В целях дифференцированного подхода к планированию предупредительных мероприятий осуществляется зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков.

Территория города с учетом преимущественного функционального использования подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для строительства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.
Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

Кроме того, выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, а в целях ведения гражданской обороны приграничная зона, зона световой маскировки, зона возможных разрушений, зона возможного образования завалов, загородная зона, для которых также разрабатываются и проводятся мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а для последних инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.

Возможно частичное или полное наложение двух и более зон возможной опасности. На такой территории предупредительные мероприятия проводятся от всех видов опасности, соответствующих налагаемым зонам.
Следует отметить, что в целях обеспечения безопасности производства и населения большое внимание уделяется размещению потенциально опасных объектов и селитебных территорий.

Проблемы размещения потенциально опасных объектов и селитебных территорий находят свое решение в ходе выработки прогнозов социально-экономического развития страны, разработки генеральной схемы размещения производительных сил, схем развития отраслей экономики, экономических районов и территорий.

В целях устойчивого функционирования экономики и выживания населения в чрезвычайных ситуациях предусматривается:
* максимально возможное рассредоточение производительных сил по территории страны с учетом дублирования отраслей и объектов экономики;
* наращивание экономического потенциала районов, обладающих энергетическими и природными ресурсами;
* ограничение нового строительства объектов и расширения действующих в районах с повышенной опасностью природных стихийных бедствий;
* ограничение роста больших городов, концентрации материальных ресурсов в этих городах;
* разработка генеральных планов, планов детальной планировки, проектов застройки микрорайонов и кварталов с учетом требований безопасности при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
* развитие экономически перспективных малых и средних городов, поселков городского типа и крупных населенных пунктов;
* постепенный вывод из городов предприятий, баз, складов, перерабатывающих или хранящих значительные количества аварийно химически опасных веществ, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных веществ;
* развитие в загородной зоне объектов материальных резервов с учетом потребностей для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, размещение этих резервов в подземных горных выработках;
* создание в загородной зоне необходимой больничной базы, развертываемой в чрезвычайных ситуациях;
* развитие в загородной зоне сети оздоровительных, спортивных учреждений, пансионатов, кооперативно-садоводческих товариществ и других объектов хозяйственного назначения с учетом их использования для размещения эвакуируемого населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.

На объектовом уровне основными превентивными мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения являются:
— прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций, их масштаба и характера;
— обеспечение защиты рабочих и служащих от возможных поражающих факторов, в том числе вторичных;
— повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов, совершенствование технологического процесса;
— повышение устойчивости материально-технического снабжения;
— повышение устойчивости управления, связи и оповещения;
— разработка и осуществление мероприятий по уменьшению риска возникновения аварий и катастроф, а также вторичных факторов поражения;
— создание страхового фонда конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, обеспечение ее сохранности;
— подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению нарушенного производства и систем жизнеобеспечения.

Большое значение для предупреждения чрезвычайных ситуаций имеют инженерно- техническиемероприятия.

Повышение физической стойкости зданий и сооружений в чрезвычайных ситуациях

Физическая стойкость зданий и сооружений в чрезвычайных ситуациях определяется дополнительными нагрузками на их конструкции: детонационная и воздушная ударные волны, скоростной напор, сейсмовзрывные волны (при воздушных, наземных и подземных взрывах); сейсмические волны (землетрясения); скоростной напор (ураган); движущиеся массы грунта (оползни); образование провальных воронок (при карстово-суффозионных процессах) и другие.

Наиболее опасные для зданий и сооружений состояния вызываются воздействием сверхрасчетных динамических нагрузок, что приводит к значительным разрушениям зданий и сооружений и поражению людей, находящихся в них.

Предупредительные меры по смягчению последствий сезонных погодных явлений

Режимы проведения мероприятий:
1. режим повседневной деятельности
2. режим повышенной готовности
3. режим чрезвычайной ситуации

Повышение физической стойкости зданий и сооружений осуществляется по двум основным направлениям:
снижение статического и (или) динамического воздействия на отдельные конструктивные элементы и здание (сооружение) в целом;
повышение несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений и грунтов основания.
В первом случае целесообразными являются следующие мероприятия:
* устройство воздушных и податливых прослоек (экранов) в грунте внутри и на поверхности строительных конструкций;
* применение разгружающих консолей и поверхностей;
* повышение местной и общей податливости строительных конструкций за счет устройства шарнирно-податливых узлов опираний и соединений;
* уменьшение площади контакта нагружающей среды со строительными конструкциями;
* установка легкосбрасываемых конструкций;
* уменьшение собственного веса строительных конструкций.
Во втором случае предусматриваются:
увеличение площади поперечного сечения конструктивных элементов;
* применение строительных материалов с повышенными прочностными и деформативными характеристиками;
* изменение конструктивной схемы элементов (уменьшение пролета, замена шарнирного опирания на заделку);
* упрочнение грунтов основания.

При динамических воздействиях немаловажным фактором являются противооткольные свойства строительных конструкций, которые оказывают существенное влияние на защиту людей в зданиях и сооружениях. Противооткольные качества строительных конструкций достигаются применением жестких и гибких противоотколов (кольчужных сеток, специальных подвесных потолков), усилением или защитой остекления оконных блоков.

Этим нормативным правовым актом предусмотрено, что органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивают:
* информирование заказчиков строительства и проектных организаций об утверждении и введении документа в действие;
* выдачу исходных данных и требований для разработки раздела «ИТМ ГОЧС» в порядке и объеме, установленном сводом правил по проектированию и строительству (СП 11-112-2001);
* экспертизу раздела;
* контроль и соблюдение запроектированных инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и проектных решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций при градостроительной деятельности.
В соответствии с установленным порядком заказчик градостроительной документации осуществляет сбор исходных данных и требований для разработки раздела «ИТМ ГОЧС». По запросу заказчика органы управления (в пределах их компетенции) выдают исходные данные о состоянии потенциальной опасности проектируемого объекта градостроительной деятельности, а также требования для разработки раздела «ИТМ ГОЧС». Задание на разработку градостроительной документации согласовывается с органами управления ГОЧС.
Основными исходными данными и требованиями для разработки раздела «ИТМ ГОЧС» являются:
* группы по гражданской обороне территорий, категории по гражданской обороне предполагаемых к строительству организаций на территории, для которой разрабатывается градостроительная документация;
* границы зон возможных разрушений и загородной зоны по СНиП 2.01.51-90;
* требования к защитным свойствам убежищ и укрытий;
* требования к системам оповещения гражданской обороны и к локальным системам оповещения при авариях на потенциально опасных объектах;
* перечень существующих и возможных источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объекте и вблизи указанной территории;
* перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций природного характера;
* границы территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
* указания по согласованию раздела «ИТМ ГОЧС» органами управления ГОЧС и направлении его в орган управления ГОЧС после утверждения градостроительной документации для организации контроля за реализацией ИТМ ГОЧС при осуществлении градостроительной деятельности.

В части предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий в состав большинства проектов строящихся объектов следует включать:
— обоснование отнесения объекта (организации) к категории по гражданской обороне;
— определение границ зон возможной опасности, предусмотренных СНиП 2.01.51-90;
— сведения об огнестойкости проектируемых зданий и сооружений;
— обоснование прекращения или перемещения деятельности объекта в загородную зону в военное время;
— обоснование численности наибольшей работающей смены и дежурного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;
— описание технических решений по объектовой системе оповещения и системе управления гражданской обороны объекта;
— описание порядка безаварийной остановки технологических систем объекта;
— описание технических решений по повышению надежности энергоснабжения неотключаемых потребителей;
— описание технических решений по повышению устойчивости работы источников водоснабжения и защите их от радиоактивных и химических веществ;
— описание технических решений по светомаскировке объекта.

Проектные решения по инженерно-техническим мероприятиям предупреждения чрезвычайных ситуаций разрабатываются с учетом потенциальной опасности самого объекта строительства и рядом расположенных объектов, результатов инженерных изысканий, оценки природных условий и окружающей среды.

Предупредительные противоэпидемические мероприятия

Современная микробиология, иммунология и эпидемиология позволяет не только ликвидировать, но и предупреждать эпидемические процессы.

Система профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний или на их прекращение, включает мероприятия в отношении всех трех звеньев эпидемического процесса. Комплекс предупредительных мероприятий должен быть направлен на:
* обезвреживание источника инфекции (возбудителя инфекции);
* прерывание механизма передачи инфекции и путей ее распространения;
* создание невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям.
Схематично этот комплекс представлен в табл. 2.3.1.

Планирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне РСЧС

Планирование превентивных мероприятий осуществляется в рамках «Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», разрабатываемых органами управления РСЧС соответствующего уровня, планов социально-экономического развития территорий и целевых программ.

Целью планирования превентивных мероприятий по снижению риска чрезвычайных ситуаций является разработка и обеспечение выполнения в заданные сроки комплекса взаимосвязанных организационных, инженерно-технических, экономических, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Разработку и реализацию комплексов превентивных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе перспективных и годовых планов социально-экономического развития или в рамках территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций организуют территориальные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Обоснование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций для включения в планы должно осуществляться на основе результатов исследований, работы государственных, надзорных, контрольных и экспертных органов.

Объем мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций определяется уровнем приемлемого риска чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации. Приемлемые значения индивидуального и социального рисков для каждого субъекта Российской Федерации определяются двумя факторами: состоянием безопасности населения и территории субъекта Российской Федерации (величинами индивидуального и социального рисков на рассматриваемый момент времени) и экономическими возможностями по их снижению до приемлемого уровня.

Информационной базой выбора и обоснования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций является результат оценки состояния безопасности населения и территорий (паспорт безопасности административно-территориальных единиц. ГОСТ Р 22.2.03-97).

Основными этапами планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются:
— определение учреждений и организаций, которые могут быть задействованы при планировании и организации мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
— оценка состояния безопасности населения и территорий (заполнение паспорта безопасности административно-территориальных единиц);
— оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
— выявление наиболее опасных источников чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального и иного характера;
— выбор и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения источников техногенных чрезвычайных ситуаций (совершенствование основных фондов, повышение надежности производственных процессов в интересах обеспечения безаварийности производства и локализации зон воздействия поражающих факторов и др.);
— выбор и технико-экономическое обоснование мероприятий по смягчению последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население, объекты экономики и природную среду по следующим направлениям: защита населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производительных сил на территории субъекта Российской Федерации; рациональное природопользование; инженерная защита территории; локализация зон воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций; подготовка объектов и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; создание фонда страховой документации; подготовка системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; информирование населения о возможных опасностях и подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
— разработка целевых программ. При этом может осуществляться долгосрочное целевое программное планирование комплексов мероприятий; текущее (среднесрочное) планирование и реализация мероприятий по отдельным этапам целевых комплексных программ; оперативное (краткосрочное) планирование и реализация мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Перечень объектов и административно-территориальных звеньев, подлежащих первоочередному рассмотрению при анализе источников чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации, представлен в табл. 2.3.2.
Таблица 2.3.2
Перечень объектов и административно-территориальных звеньев, подлежащих первоочередному рассмотрению при анализе источников чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации

image004

В деле предупреждения чрезвычайных ситуаций важная роль отводится общегосударственным, ведомственным и территориальным мерам организационно-экономического характера. Они позволяют поднять с помощью экономических механизмов ответственность владельцев и руководителей организаций, имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, путем применения мер административного характера (штрафных санкций), стимулировать работу по снижению риска чрезвычайных ситуаций и управлению ими с помощью налогового механизма и льготного кредитования, перераспределять риск путем страхования, перестрахования и т.д.

К мероприятиям такого рода в техногенной сфере может быть отнесено декларирование промышленной безопасности объектов, лицензирование деятельности опасных производственных объектов, страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и окружающей природной среде.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector