Эффективность природоохранных мероприятий определяется с учетом

ВИДЫ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Любое производство сопровождается негативным воздействием на окружающую среду: сбросами и выбросами загрязняющих веществ, образованием отходов, значительным ресурсо- и энергопотреблением, возникновением чрезвычайных (аварийных) ситуаций. В целях предотвращения данных видов воздействия на предприятиях осуществляются природоохранные мероприятия.

Природоохранные мероприятия обеспечивают снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, способствуют сохранению и рациональному использованию природно-ресурсного потенциала. Основными направлениями природоохранных мероприятий на предприятиях являются:

1). охрана окружающей среды от загрязнения и сохранение ее качества;

2). экономное использование природных ресурсов (ресурсосбережение).

Классификация природоохранных мероприятий, осуществляемых на предприятиях:

1. Природоохранные мероприятия в области охраны и рационального использования водных ресурсов:

Ø строительство, расширение и реконструкция очистных сооружений;

Ø создание водооборотных систем;

Ø осуществление контроля за использованием воды;

Ø отделение промышленных, хозяйственно-бытовых и ливневых стоков;

Ø сооружение установок для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов;

Ø улучшение технического состояния водохранилищ.

2. Природоохранные мероприятия в области охраны атмосферного воздуха:

Ø установление газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов;

Ø сооружение установок для утилизации веществ из отходящих газов;

Ø осуществление контроля за загрязнением атмосферного воздуха ;

Ø оснащение автотранспорта нейтрализаторами выхлопных газов;

Ø использование газового топлива.

3. Природоохранные мероприятия в области охраны и рационального использования земельных ресурсов:

Ø осуществление рекультивации земель (восстановление продуктивности нарушенных земель);

Ø экономное использование земельного фонда в ходе строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

Ø снятие плодородного слоя почв перед нарушением сельскохозяйственных земель.

4. Природоохранные мероприятия в области управления отходами:

Ø Выявление и контроль (ревизия отходов, их классификация по степени опасности).

Ø Предотвращение и сокращение образования отходов (поиск любых возможных способов недопущения или снижения количества отходов и их источников; например, путем модификации или изменения состава продукта, упаковки или изменения конструкции оборудования).

Ø Переработка или повторное использование отходов:

· создание систем замкнутого цикла (внутренняя рециркуляция)

· повторное использование отходов с неизменным назначением, без дополнительной переработки (стеклотара)

· использование отходов в качестве сырья для изготовления исходного продукта (например, макулатуры для производства бумаги, металлолома для выплавки стали)

· конечное использование отходов при создании насыпей, строительных дорог, инженерно-технических сооружений (дамб)

· использование отходов в качестве сырья для получения качественно нового продукта (получение тепловой энергии при сжигании отходов; использование «калифорнийских» червей, уничтожающих отходы и выделяющих продукт, подходящий для получения энергии и удобрений; получение удобрений в результате компостирования)

Компостирование – это процесс, при котором органическая часть твердых отходов биологически разлагается в контролируемых условиях. Компостирование сокращает массу отходов в 2 раза. Конечным продуктом является гумус.

Ø Создание безопасных методов ликвидации отходов (строительство мусоросжигательных заводов)

Ø Использование безопасных методов захоронения отходов

Существует 2 типа захоронения:

· Организованные свалки (захоронение промышленных отходов, стройматериалов, шламов очистки сточных вод). Способы создания свалок: 1) система траншей; 2) заполнение площадей.

h

· Размещение на поверхности (отходы помещают на почву или под слой почвы; это биоразлагаемые отходы и свободные от опасных загрязнителей: с/х отходы, шламы пищевой промышленности).

Ø Обеспечение сбора, хранения и транспортировки отходов

5. Энергосберегающие мероприятия:

Ø устранение энергопотерь (утепление зданий, лучшая изоляция труб и баков)

Ø повышение энергетического КПД производственных процессов

Ø повторное использование энергии (теплообменники)

Ø решение вопроса о необходимости и оправданности видов деятельности, связанных с большим потреблением энергии

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДОЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Природоохранная деятельность в современных условиях связана с необходимостью привлечения значительных затрат. Вкладывая в охрану природы довольно много различных средств и тем самым обеспечивая рост качества окружающей среды, человек должен знать, насколько эффективно они используются, какова их отдача. Возникает объективная необходимость оценки экономической эффективности природоохранной деятельности, точнее природоохранных мероприятий.

Правила определения оценки экономической эффективности средозащитных мероприятий производится согласно «Временной типовой методике определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды» (А.С. Быстров, В.В. Варанкин, М.А. Виленский и др. – М.: Экономика, 1986г.).

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется путем сопоставления конечных экономических результатов, полученных вследствие их реализации, с необходимыми для осуществления этих мероприятий затратами.

q Полный экономический эффект (результат) природоохранных мероприятий (Р)

для одноцелевых мероприятий равен величине, предотвращаемого ими экономического ущерба от загрязнения окружающей среды (Р = ∆У);

для многоцелевых мероприятий равен сумме предотвращаемого ими экономического ущерба и прироста дохода от увеличения объема производства продукции (Р = ∆У + ∆Д).

У1 – величина ущерба при отказе осуществления мероприятия, руб.

У2 – остаточный ущерб после проведения мероприятия, руб.

q Природоохранные затраты (З)

представляют собой выраженную в стоимостной форме совокупность всех видов ресурсов, необходимых для осуществления природоохранной деятельности. Общая сумма затрат складывается из капитальных вложений и текущих затрат.

К капитальным вложениям природоохранного назначения относятся единовременные затраты на создание новых и реконструкцию существующих природоохранных основных фондов, модификацию технологии и осуществление другой природоохранной деятельности. Однако некоторые из них являются спорными.

Согласно официально действующему перечню капитальных вложений природоохранного назначения к ним относятся затраты на создание, реконструкцию, техническое перевооружение:

отдельных (локальных) сооружений (отстойников, усреднителей, аэротенков и т.д.), предназначенных для первичной обработки сточных вод перед сбросом их в городскую сеть канализации;

систем оборотного водоснабжения, включая очистные установки, обеспечивающие очистку оборотной или повторно используемой воды перед очередным циклом ее использования;

опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод и отходящих газов;

газопылеулавливающих установок и устройств, редназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом их в атмосферу, причем только в том случае, когда эти установки имеют чисто санитарное, а не производственное значение, т.е. не служат для получния плановой продукции;

установок и сооружений для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов;

установок для утилизации веществ из отходящих газов;

установок и цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.

К капитальным относятся затраты на рекультивацию земель и мероприятия, осуществляемые с целью повышения извлечения полезных ископаемых из недр, повышения извлечения основных компонентов при обогащении и металлургическом переделе, комплексного использования минерального сырья (строительство хвостохранилищ для складирования отходов производства, содержащих полезные компоненты, установок для извлечения ценных сопутствующих компонентов, цехов получения сырья и продукции для других отраслей народного хозяйства и т.п.0 в тех случаях, когда строительство осуществляется на действующих предприятиях, на которых ранее проектом не предусматривалось использование всех полезных компонентов, входящих в состав данного минерального сырья. Такие же сооружения, вводимые на вновь строящихся предприятиях и предусмотренные проектом, к природоохранных не относятся.

По действующей инструкции не относятся к природоохранным и затраты на создание санитарно-защитных зон.

К текущим затратам природоохранного назначения относятся затраты на материалы, топливо и энергию, необходимые для осуществления реакций по нейтрализации и обезвреживанию вредных веществ; затраты на материалы, топливо и энергию, а также основную и дополнительную заработную плату с отчислениями на социальные нужды, ремонты, амортизационные отчисления, связанные с содержанием и эксплуатацией основных фондов природоохранного назначения; затраты, связанные с осуществлением контроля за эксплуатацией природоохранного оборудования и состоянием окружающей среды; затраты, связанные с управлением природоохранной деятельностью; дополнительные затраты на эксплуатацию основных производственных фондов, обусловленные совершенствованием производственной технологии с целью снижения неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; затраты на оплату услуг сторонних предприятий организаций (за доочистку стоков и т.д.), а также расходы, связанные с совместным использованием предприятиями региона объектов природоохранного назначения (шлако- и шламоотвалов и др.).

q Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

определяется путем сопоставления конечных экономических результатов, полученных вследствие их реализации, с необходимыми для осуществления этих мероприятий затратами.

Ее оценка производится с помощью показателей общей (абсолютной) эффективности и сравнительной эффективности природоохранных затрат, а также на основе показателя чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий.

Общая (абсолютная) экономическая эффективность ПМ определяется как отношение полного экономического результата от ПМ к затратам на их осуществление:

Эобщ > 1 – природоохранное мероприятие экономически эффективно

Источник

Расчет экономической эффективности: природоохранных мероприятий

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется в соответствии с Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.

При экономическом обосновании природоохранных мер необходимы:

— возможно более полный учет всех позитивных и негативных социально-экономических последствий реализации различных вариантов природоохранных мероприятий как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе;

-возможно более полный учет затрат, связанных с осуществлением различных вариантов природоохранных мероприятий;

— учет фактора временит при оценке затрат и результатов;

— межотраслевой подход к выбору тех или иных природоохранных мероприятий с учетом необходимости экономии затрат на улучшение состояния окружающей среды и обеспечения более эффективного использования, природных ресурсов в масштабах рассматриваемых территорий.

Экономическое обоснование природоохранных мероприятий осуществляется путем сопоставления их экономических результатов с необходимыми для их осуществления затратами с помощью показателей общей и сравнительной эффективности природоохранных затрат и чистого экономического эффекта природоохранного мероприятия.

Экономический результат природоохранных мероприятий при расчете чистого экономического эффекта складывается из

— величины предотвращенного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, т.е. величины возможных затрат материального производства непроизводственной сферы и личных расходов населения, предотвращенных благодаря осуществлению природоохранного мероприятия;

— прироста экономической (денежной) оценки природных ресурсов, сберегаемых (улучшаемых) при внедрении природоохранного мероприятия;

— прироста продукции (в денежном выражении), полученной благодаря более полной утилизации сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов вследствие проведения природоохранного мероприятия.

Показатель общей (абсолютной) экономической эффективности природоохранных мероприятий исчисляется как отношение годового объема полного экономического эффекта от этих мероприятий к вызвавшим их затратам. Этот показатель применяется для обоснования структуры и объемов природе защитных мероприятий или структуры и объемов капитальных вложений средозащитного назначения.

Показатель сравнительной экономической эффективности используется для выбора наилучшего варианта природоохранных мероприятий (при условии эквивалентного действия разных вариантов). Он определяется как минимально необходимые совокупные эксплуатационные расходы и капитальные вложения, необходимые для реализации природоохранных мероприятий, проведенные к годовой размерности с учетом фактора времени.

Полный экономический эффект от природоохранных затрат рассчитывается па разности показателей чистой продукции или прибыли в материальном производстве, затрат в непроизводственной сфере и расходов из госбюджета и личных средств населения при сложившемся состоянии природной среды (или состоянии, которое может возникнуть без проведения средозащитных мероприятий) и проектируемом (достигаемом) ее состоянии.

В общем виде эффективность природоохранных мероприятий Эз определяется по формуле

Экономический результат от внедрения природоохранных мероприятий рассчитывается по формуле

Затраты на проведение природоохранного мероприятия 3 рассчитываются по формуле

Таким образом, полная экономическая эффективность природоохранных мероприятий Эз определяется по формуле

Показатель чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий К рассчитывается по формуле

Подставляя соответствующие выражения получаем

Общая (абсолютная) экономическая эффективность капитальных вложений в природозащитные мероприятия Эр определяется как отношение годового полного объема экономического эффекта Р, за вычетом расходов на эксплуатацию средозащитных сооружений (объектов) С, к величине капитальных вложений, обеспечивающих этот результат:

Полученный результат должен быть равен или выше нормативного коэффициента капитальных вложений Ен, Эр Ен. 22

3.1 Метод переработки и воспроизводства

Источник

Лекция 12. Экономические аспекты охраны природы

Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 176с.

Лекция 12. Экономические аспекты охраны природы

12.2. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

Экономическую эффективность мероприятий по охране окружающей среды нельзя определять на основании анализа деятельности одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект природоохранных мероприятий находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижаются заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т. д. Но основная часть экономического эффекта мероприятий выходит за отраслевые рамки.

Экономическая эффективность технических природоохранных мероприятий (очистные сооружения, безотходные технологии и др.) оценивается, прежде всего, по повышению эффективности общественного производства. Управление качеством окружающей среды и принятие решений возможны при наличии ясного представления об экономической эффективности затрат на средозащитные мероприятия и о размерах предотвращаемого ущерба. Только тогда можно прогнозировать, экономически стимулировать и оценивать направления научно-технического прогресса. В конечном счете эффективность охраны природы и рационального природопользования должна выразиться в приросте национального дохода, повышении социального и экологического потенциалов.

Чтобы избежать негативных последствий, общество разработало систему регулирования природоохранной деятельности. Основными функциями управления являются:

– контроль за использованием ресурсов; защита воздуха, воды, почвы от загрязнения;

– сохранение экологического равновесия в природных экосистемах и прогнозирование их состояния.

Желаемых целей возможно достичь двумя путями: реорганизацией экономической и хозяйственной деятельности и защитой непосредственно природных объектов. Это означает, что в эколого-экономической системе должен присутствовать особый блок, который воспринимает информацию от природных экосистем о происходящих изменениях, оценивает возможные отрицательные последствия и передает команду управляющему блоку. В качестве блока управления могут выступать органы власти или специально уполномоченные службы (например, региональные подразделения Минприроды). Они получают информацию о состоянии природных объектов на основе мониторинга и предписывают предприятию сокращение выбросов или сбросов, используют экономические рычаги управления (корректируют плату за загрязнение и т. п.). Конкретные способы выполнения предписаний выбирает само предприятие. Это могут быть новые очистные сооружения, изменение технологий, замена топлива или сырья, приостановка устаревших производств.

Основными принципами при принятии решений должны быть:

– анализ результатов предполагаемых действий;

– учет взаимосвязей экономической и социальной деятельности с состоянием окружающей природной среды.

Для совершенствования системы управления окружающей средой в первую очередь необходимы введение новых оценочных показателей, нормативов, отработка механизмов взаимодействия между природоохранными подразделениями. Основными направлениями совершенствования системы управления являются:

– улучшение системы информационного обеспечения;

– поиск экономического оптимума при установке нормативов выбросов и уровня допустимого загрязнения;

– совершенствование структур и подразделений, участвующих в управлении качеством природной среды и природопользованием, координация их деятельности, подчинение решению глобальных задач;

– совершенствование экономического механизма управления;

– создание механизмов выполнения целевых программ по охране природы и рациональному природопользованию как в региональном и национальном, так и в глобальном масштабах.

Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей среды.

Проблема охраны природы тесно связана с политикой, идеологией, экономикой, что вызывает необходимость рассмотрения данной проблемы в различных аспектах: социально-политическом; правовом; социально-гигиеническом; технико-технологическом; экологическом.

Кратко охарактеризуем вопросы, относящиеся к отмеченным направлениям.

Социально-политический аспект связан с решением проблемы охраны природы в масштабах всего человечества при наличии разных социальных систем. Возникновение социально-политической проблемы создания и внедрения в глобальном масштабе природоохранных мер по предотвращению истощения ресурсов и загрязнения среды обусловлено объективными факторами.

Во-первых, в связи с неделимостью биосферы загрязнения природной среды невозможно удержать в территориальных границах страны, в которой это происходит.

Во-вторых, каким бы мощным экономическим и научно-техническим потенциалом ни обладала отдельная страна, она не может полностью решить такую сложную и многогранную проблему, поэтому потребовалось принятие необходимых мер не только на национальном, но и на международном уровне. Международные научно-технические связи стали устанавливаться на двусторонней основе. Россия сотрудничает с рядом ведущих капиталистических стран: США, Англией, Швецией, участвуя в осуществлении программы ООН по окружающей среде.

Правовой аспект. Правовую основу охраны окружающей среды можно сформулировать как установленную законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств. Устанавливая такую систему мер, закон регулирует общественные отношения в области охраны природы, в результате чего возникает совокупность природоохранных правоотношений.

Правовая основа охраны природы в России базируется на ряде принципов, среди которых можно выделить наиболее важные:

а) природные ресурсы составляют государственную собственность и предоставляются только в пользование;

б) охране подлежат все объекты природы – как вовлеченые в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые;

в) рациональное использование природных ресурсов;

г) контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы;

д) ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы.

Социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды в нашей стране отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.

Осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безвредности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека.

Социально-гигиенические исследования должны быть направлены на то, чтобы темпы изменения окружающей среды не опережали живых организмов. Следовательно, учет биологической нормы адаптационных возможностей организма – важный принцип в области изучения взаимодействия организма и окружающей среды.

Другим важным моментом данного аспекта является социально-гигиенический прогноз будущего состояния преобразованной окружающей среды с целью сохранения здоровья населения. Подобные прогнозы должны не только определять научно техническое развитие, но и предсказывать наиболее оптимальные варианты путей развития научно-технического прогресса.

Технико-экономический аспект охраны природы предполагает организацию производства по принципу безотходности. Современная технико-экономическая база промышленности не позволяет осуществить на промышленных предприятиях глубокую очистку воздуха и воды ввиду исключительной дороговизны этих мероприятий. Разработка новых технологических процессов, на основе которых может быть создано безотходное производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но и комплексное использование природных ресурсов. Реальный путь экологизации технологии – это постепенный переход сначала к малоотходным, а затем к безотходным замкнутым циклам.

Тем самым могут быть достигнуты рациональное природопользование и охрана окружающей среды.

Эколого-экономический аспект охраны природы стал формироваться относительно недавно и своим возникновением и развитием обусловлен бурным ростом производства и научно-технической революцией. В период научно-технической революции, когда масштабы преобразовательной деятельности людей неизмерно выросли, изменения природного равновесия стали отражаться на развитии народного хозяйства, вследствие недостаточного учёта экологического фактора, и проблема охраны природы приобрела также большое экономическое значение.

Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость учета экологических требований к экономике.

Следует подчеркнуть, что само экономическое развитие внутренне противоречиво: с одной стороны, оно порождает ряд острых экологических проблем; а с другой – в самом экономическом развитии заложена основа для устранения этих противоречий. Раскрыть природу этих противоречий – значит понять связь двух систем: общественного производства и окружающей среды. Необходимо обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы не только с сохранением, но и непрерывным улучшением и развитием как отдельных компонентов, так и всей окружающей среды.

Необходимо углубить изучение природной среды как ресурса воспроизводящей системы и путей повышения её продуктивности на основе закономерностей функционирования природных экосистем, а также раскрыть механизм устойчивости и самовосстановления природных комплексов. Иначе говоря, человеку необходимо предвидеть будущее и выработать стратегию проектирования и создания нужной ему природно-технической среды. При этом следует учитывать, что экологическая проблема имеет следующие аспекты:

– технико-экономический, связанный с угрозой истощения природных ресурсов;

– экологический в узком смысле этого слова, т.е. связанный с биологическим равновесием человеческого общества с природой при глобальном загрязнении окружающей среды;

– социально-политический, поскольку эти проблемы связаны с необходимостью их решения не только в рамках отдельных регионов, но и в глобальном масштабе, охватывающем человечество в целом.

В настоящее время основной стратегической линией в научной и хозяйственной деятельности людей должна стать формула: понять, чтобы предвидеть и рационально использовать.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector