Экономические и социальные результаты природоохранных мероприятий

Экономические и социальные результаты природоохранных мероприятий

Экономическая эффективность мероприятий по оздоровлению окружающей среды в первую очередь оценивается по критерию повышения эффективности общественного производства

Проектируемый и планируемый комплекс природоохранных мероприятий должен обеспечивать достижение двух целей:

1) соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды, отвечающих интересам здоровья людей и охраны окружающей среды с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографических сдвигов

2) получение максимального народнохозяйственного экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов

Степень достижения вышеупомянутых целей определяется с помощью показателей общего экологического и социально-экономического результатов или эффектов природоохранных мероприятий

Общий экологический результат заключается в

• уменьшении негативного воздействия на окружающую среду, улучшении его состояния;

• снижении объемов загрязнений, поступающих в среду;

• увеличении количества и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных и водных ресурсов

Общий социально-экономический результат заключается в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и увеличении национального богатства страны. Он определяется рядом конкретных х социальных и экономических результатев.

Социальные результаты заключаются в

• улучшении физического развития населения;

• увеличении продолжительности жизни и периода активной деятельности;

• улучшении условий труда и отдыха;

• поддержании экологического равновесия, включая сохранение генетического фонда;

• сохранении эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий

Экологические результаты заключаются в

• уменьшении объемов загрязнения окружающей среды;

• улучшении качества окружающей среды

Экономические результаты природоохранных мероприятий заключаются в

• экономии или предотвращении потерь природных ресурсов;

• живого и овеществленного труда в производственной и непроизводственной сферах народного хозяйства, а также в сфере личного потребления, достигаемые благодаря их осуществлению

Другими словами можно сказать, что экономическим результатом природоохранных мероприятий является сумма следующих величин:

• отвлеченного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, т.е. не производственных, благодаря уменьшению загрязнения окружающей среды, затрат в материальном производстве, непроизводственной чей сфере и расходов населения

• прироста экономической (денежной) оценки природных ресурсов, экономятся за счет реализации природоохранных мероприятий;

• прироста денежной оценки реализованной продукции, полученной за счет полной утилизации сырьевых, топливно * энергетических и других материальных ресурсов в результате осуществления природоохранных меро оде.

52 Народнохозяйственный подход в обосновании природоохранных мероприятий

При экономическом обосновании природоохранных мероприятий должно соблюдаться народнохозяйственного подхода, предполагающего:

а) возможно более полный охват всех позитивных и негативных социально-экономических последствий реализации природоохранных мероприятий в различных сферах народного хозяйства как в ближайший, так и в более в отдаленный период

б) возможно более полный учет расходов, связанных с осуществлением рассматриваемых вариантов природоохранных мероприятий;

в) учет фактора времени при оценке затрат и результатов природоохранных мероприятий;

г) межотраслевой подход к обоснованию природоохранных мероприятий с учетом необходимости экономии затрат на улучшение состояния окружающей среды и обеспечения более эффективного использования п природных ресурсов в масштабах рассматриваемой территории (района, области, страны.

Источник

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий: сущность, показатели

Охрана окружающей среды обусловливает проведение комплекса мероприятий, предупреждающих или сокращающих отрицательное воздействие общества на природу. На осуществление природоохранных мероприятий направляются растущие капитальные и текущие затраты. Выбор конкретных направлений сокращения вредного воздействия общественного производства на окружающую среду требует всестороннего экономического обоснования. Экономическое обоснование позволяет выбирать наиболее эффективные направления природоохранной политики, что имеет особое значение при ограниченности фонда накопления и необходимости его использования с наибольшей отдачей.

Определение эффективности природоохранных затрат имеет ряд особенностей, которые заключаются в различиях достигаемого эффекта от капитальных вложений производственного и экологического назначения, видах учитываемого эффекта, методах их расчета и т. п.

При прогнозировании антропогенного влияния на реципиентов определяют экологически допустимые (нормативные) нагрузки на экосистему и оценивают все последствия природоохранных мероприятий: экологические, социальные, экономические.

Экологический результат природоохранных мероприятий заключается в уменьшении отрицательного воздействия на окружающую среду, улучшении ее состояния и проявляется в снижении уровня загрязнения (концентрация вредных веществ и т. д.), увеличении количества и улучшении качества пригодных для использования земельных, лесных и водных ресурсов.

Социальные результаты – это улучшение физического развития населения, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и активной деятельности, улучшение условий труда и отдыха, поддержание экологического равновесия (включая сохранение генетического фонда), сохранение эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий. Социальные результаты, выраженные в денежной форме, могут быть учтены в общих экономических оценках природоохранных мероприятий.

Экономические результаты выражаются в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда производственной и непроизводственной сфер потребления.

Общий социально-экономический результат отражает повышение качества жизни населения, эффективность общественного производства и увеличение национального богатства страны.

Эффект природоохранных мероприятий представляет собой предотвращенный ущерб народному хозяйству, вызванный улучшением состояния окружающей среды. Разность предотвращенного ущерба и необходимых для этого эксплуатационных расходов показывает величину абсолютного эффекта. На народнохозяйственном и отраслевом уровне эффект выражается в виде прироста годового объема национального дохода. На уровне предприятий, учитывая их хозрасчетный характер функционирования, эффект определяется по годичному приросту прибыли, а в отдельных отраслях и на предприятиях – в снижении себестоимости.

При определении экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды исходят из основных принципиальных положений типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений применительно к вопросам охраны окружающей среды.

В основу методики положены следующие принципы экономического обоснования эффективности природоохранных мероприятий:

1. Планируемое мероприятие должно обеспечивать: соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды, которое должно отвечать интересам охраны здоровья людей и природы на основе учета перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами; получение максимального народнохозяйственного экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.

Степень достижения целей определяется по экологическому и общему социально-экономическому результатам природоохранных мероприятий.

2. При экономическом обосновании природоохранных мероприятий должен соблюдаться народнохозяйственный подход. Это предполагает полный учет всех позитивных и негативных (если они возникают) социально-экономических последствий реализации природоохранных мероприятий в раз­ных сферах экономики, как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе; полный учет затрат, связанных с осуществлением рассматриваемых вариантов природоохранных мероприятий; межотраслевой подход к обоснованию природоохранных мероприятий и обеспечению более эффективного использования природных ресурсов в масштабах республики, области, района.

3. Экономическое обоснование природоохранных мероприятий определяют при сопоставлении расчетов экономических результатов с необходимыми для их осуществления вложениями с помощью показателей общей (абсолютной) и сравнительной эффективности природоохранных затрат и чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий.

Полный экономический эффект природоохранных мероприятий определяют при расчете общей экономической эффективности суммированием результатов, полученных в сферах материального производства, непроизводственной и сфере личного потребления. Экономический эффект средозащитных затрат может быть как общим, так и хозрасчетным.

Общий эффект исчисляется по приросту природных ресурсов или чистой продукции в целом по республике, отраслям и подотраслям экономики, а также непроизводственной сферы.

Хозрасчетный эффект от прироста прибыли или снижения себестоимости продукции рассчитывается по отдельным предприятиям, объединениям, административным районам, территориально-производственным комплексам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ВИДЫ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Любое производство сопровождается негативным воздействием на окружающую среду: сбросами и выбросами загрязняющих веществ, образованием отходов, значительным ресурсо- и энергопотреблением, возникновением чрезвычайных (аварийных) ситуаций. В целях предотвращения данных видов воздействия на предприятиях осуществляются природоохранные мероприятия.

Природоохранные мероприятия обеспечивают снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, способствуют сохранению и рациональному использованию природно-ресурсного потенциала. Основными направлениями природоохранных мероприятий на предприятиях являются:

1). охрана окружающей среды от загрязнения и сохранение ее качества;

2). экономное использование природных ресурсов (ресурсосбережение).

Классификация природоохранных мероприятий, осуществляемых на предприятиях:

1. Природоохранные мероприятия в области охраны и рационального использования водных ресурсов:

Ø строительство, расширение и реконструкция очистных сооружений;

Ø создание водооборотных систем;

Ø осуществление контроля за использованием воды;

Ø отделение промышленных, хозяйственно-бытовых и ливневых стоков;

Ø сооружение установок для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов;

Ø улучшение технического состояния водохранилищ.

2. Природоохранные мероприятия в области охраны атмосферного воздуха:

Ø установление газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов;

Ø сооружение установок для утилизации веществ из отходящих газов;

Ø осуществление контроля за загрязнением атмосферного воздуха ;

Ø оснащение автотранспорта нейтрализаторами выхлопных газов;

Ø использование газового топлива.

3. Природоохранные мероприятия в области охраны и рационального использования земельных ресурсов:

Ø осуществление рекультивации земель (восстановление продуктивности нарушенных земель);

Ø экономное использование земельного фонда в ходе строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

Ø снятие плодородного слоя почв перед нарушением сельскохозяйственных земель.

4. Природоохранные мероприятия в области управления отходами:

Ø Выявление и контроль (ревизия отходов, их классификация по степени опасности).

Ø Предотвращение и сокращение образования отходов (поиск любых возможных способов недопущения или снижения количества отходов и их источников; например, путем модификации или изменения состава продукта, упаковки или изменения конструкции оборудования).

Ø Переработка или повторное использование отходов:

· создание систем замкнутого цикла (внутренняя рециркуляция)

· повторное использование отходов с неизменным назначением, без дополнительной переработки (стеклотара)

· использование отходов в качестве сырья для изготовления исходного продукта (например, макулатуры для производства бумаги, металлолома для выплавки стали)

· конечное использование отходов при создании насыпей, строительных дорог, инженерно-технических сооружений (дамб)

· использование отходов в качестве сырья для получения качественно нового продукта (получение тепловой энергии при сжигании отходов; использование «калифорнийских» червей, уничтожающих отходы и выделяющих продукт, подходящий для получения энергии и удобрений; получение удобрений в результате компостирования)

Компостирование – это процесс, при котором органическая часть твердых отходов биологически разлагается в контролируемых условиях. Компостирование сокращает массу отходов в 2 раза. Конечным продуктом является гумус.

Ø Создание безопасных методов ликвидации отходов (строительство мусоросжигательных заводов)

Ø Использование безопасных методов захоронения отходов

Существует 2 типа захоронения:

· Организованные свалки (захоронение промышленных отходов, стройматериалов, шламов очистки сточных вод). Способы создания свалок: 1) система траншей; 2) заполнение площадей.

· Размещение на поверхности (отходы помещают на почву или под слой почвы; это биоразлагаемые отходы и свободные от опасных загрязнителей: с/х отходы, шламы пищевой промышленности).

Ø Обеспечение сбора, хранения и транспортировки отходов

5. Энергосберегающие мероприятия:

Ø устранение энергопотерь (утепление зданий, лучшая изоляция труб и баков)

Ø повышение энергетического КПД производственных процессов

Ø повторное использование энергии (теплообменники)

Ø решение вопроса о необходимости и оправданности видов деятельности, связанных с большим потреблением энергии

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДОЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Природоохранная деятельность в современных условиях связана с необходимостью привлечения значительных затрат. Вкладывая в охрану природы довольно много различных средств и тем самым обеспечивая рост качества окружающей среды, человек должен знать, насколько эффективно они используются, какова их отдача. Возникает объективная необходимость оценки экономической эффективности природоохранной деятельности, точнее природоохранных мероприятий.

Правила определения оценки экономической эффективности средозащитных мероприятий производится согласно «Временной типовой методике определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды» (А.С. Быстров, В.В. Варанкин, М.А. Виленский и др. – М.: Экономика, 1986г.).

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется путем сопоставления конечных экономических результатов, полученных вследствие их реализации, с необходимыми для осуществления этих мероприятий затратами.

Источник

Раздел 4. Эффективность функционирования экологической сферы и новые стратегии охраны окружающей среды

Глава 19. Экономическая и социальная эффективность природоохранных мероприятий

19.2. Особенности определения социальной эффективности природоохранных мероприятий

Учитывая, что природоохранные затраты направлены на предотвращение не только экономического, но и социального ущерба от загрязнения окружающей среды, можно рассчитать

социальную, а затем и совокупную социально-экономическую эффективность экологических издержек.

Социальная эффективность — это, по сути, экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окружающей среды и т.д. Другими словами, социальная эффективность — это та часть экономической эффективности, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека.

Показатель социальной эффективности Эс определяется, как и общая экономическая эффективность, отношением годового эффекта (в данном случае — социального) к совокупным экологическим затратам:

image104(19.8)

Социальный эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономических результатов: экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т.п. Таким образом, в общем виде социальный эффект можно определить через экономические показатели:

image105(19.9)

где Эч.п. — эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды; Эс.с. — эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования (по больничным листам) в результате тех же причин; Ээ.л. — эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин; Эп.т. — эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки.

Расчеты составляющих социального эффекта природоохранных мероприятий осуществляются следующим образом. Эффект от предотвращения потерь чистой продукции в результате заболеваемости из-за загрязнения среды:

image106(19.10)

где Б — количество больных; Пч — чистая продукция на один человеко-день работы; Р2 и Р1 — количество человеко-дней работы на одного Работника до и после проведения природоохранного мероприятия соответственно.

Эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования определяется по формуле

image107(19.11)

средний размер пособия (оплата больничного) на одного заболевшего.

Эффект от сокращения затрат государства на лечение трудящихся рассчитывается следующим образом:

image108(19.12)

где Ба, Бс — число больных, лечившихся соответственно амбулаторно и в стационарах от заболеваний, вызванных загрязнением среды; Да, Дс — среднее количество дней лечения одного больного в поликлинике и стационаре; За, Зс — средние затраты на лечение одного больного соответственно в поликлинике и стационаре.

Можно определить также эффект Эп.т. от роста производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки. Он рассчитывается по приросту чистой продукции в отраслях материального производства (формула 19.4), а в непроизводственной сфере — по сокращению затрат на обслуживание.

Расчет социального эффекта природоохранных мероприятий представляет известные сложности: на состояние здоровья, помимо загрязнителей среды обитания, влияют и другие факторы, поэтому трудно выделить «вклад» загрязнения в ухудшение здоровья населения. Однако, по экспертным оценкам, каждый занятый в общественном производстве болеет в среднем 10 дней в году по причинам, связанным с неблагополучной экологической обстановкой.

Социальные эффекты и показатели социальной эффективности используются в качестве дополнительных к показателям экономического эффекта и эффективности и служат для определения фактического уровня и нормативов укрупненных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния природной среды.

Эффективность природоохранной деятельности общества следует рассматривать как составную часть эффективности общественного производства. Практика показывает, что высокая экономическая эффективность производства с позиций предприятия не всегда является таковой с позиций общества, если она достигается ценой расточительного использования природных ресурсов и загрязнения природы. К сожалению, действовавший в нашем государстве хозяйственный механизм не создал заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, современные инвестиции в охрану природы и рациональное природопользований оказываются в несколько раз меньше тех затрат, которые несет общество при возмещении нанесенного ущерба (если он вообще может быть восполнен). Капитальные вложения на эти цели, по некоторым оценкам, окупаются в 1,3 раза быстрее, чем в целом по народному хозяйству. И наиболее кардинальным путем решения экологических проблем является использование ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий.

В экономически развитых странах внедрение таких технологий имеет тенденцию к постоянному росту, поскольку срок окупаемости затрат на них составляет всего от одного до пяти лет и они обеспечивают наибольший выход конечного продукта на единицу сырья. Следовательно, эти расходы не только социально оправданны, но и экономически эффективны. У нас же предприятия экономически недостаточно заинтересованы в их применении. Существующая система планирования и финансирования пока способствует тому, что предприятиям выгоднее строить дорогостоящие очистные сооружения за счет государственных капитальных вложений, а не заботиться об экологически чистых технологиях, требующих значительных собственных средств. Применение же современных технологий создает предпосылки для снижения природоохранных затрат в 3—4 раза, так как установка очистного оборудования обходится дороже.

Таким образом, проблема повышения эффективности природоохранных затрат тесно связана с совершенствованием хозяйственного механизма природопользования в целом.

Источник

Лекция 12. Экономические аспекты охраны природы

Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 176с.

Лекция 12. Экономические аспекты охраны природы

12.2. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

Экономическую эффективность мероприятий по охране окружающей среды нельзя определять на основании анализа деятельности одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект природоохранных мероприятий находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижаются заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т. д. Но основная часть экономического эффекта мероприятий выходит за отраслевые рамки.

Экономическая эффективность технических природоохранных мероприятий (очистные сооружения, безотходные технологии и др.) оценивается, прежде всего, по повышению эффективности общественного производства. Управление качеством окружающей среды и принятие решений возможны при наличии ясного представления об экономической эффективности затрат на средозащитные мероприятия и о размерах предотвращаемого ущерба. Только тогда можно прогнозировать, экономически стимулировать и оценивать направления научно-технического прогресса. В конечном счете эффективность охраны природы и рационального природопользования должна выразиться в приросте национального дохода, повышении социального и экологического потенциалов.

Чтобы избежать негативных последствий, общество разработало систему регулирования природоохранной деятельности. Основными функциями управления являются:

– контроль за использованием ресурсов; защита воздуха, воды, почвы от загрязнения;

– сохранение экологического равновесия в природных экосистемах и прогнозирование их состояния.

Желаемых целей возможно достичь двумя путями: реорганизацией экономической и хозяйственной деятельности и защитой непосредственно природных объектов. Это означает, что в эколого-экономической системе должен присутствовать особый блок, который воспринимает информацию от природных экосистем о происходящих изменениях, оценивает возможные отрицательные последствия и передает команду управляющему блоку. В качестве блока управления могут выступать органы власти или специально уполномоченные службы (например, региональные подразделения Минприроды). Они получают информацию о состоянии природных объектов на основе мониторинга и предписывают предприятию сокращение выбросов или сбросов, используют экономические рычаги управления (корректируют плату за загрязнение и т. п.). Конкретные способы выполнения предписаний выбирает само предприятие. Это могут быть новые очистные сооружения, изменение технологий, замена топлива или сырья, приостановка устаревших производств.

Основными принципами при принятии решений должны быть:

– анализ результатов предполагаемых действий;

– учет взаимосвязей экономической и социальной деятельности с состоянием окружающей природной среды.

Для совершенствования системы управления окружающей средой в первую очередь необходимы введение новых оценочных показателей, нормативов, отработка механизмов взаимодействия между природоохранными подразделениями. Основными направлениями совершенствования системы управления являются:

– улучшение системы информационного обеспечения;

– поиск экономического оптимума при установке нормативов выбросов и уровня допустимого загрязнения;

– совершенствование структур и подразделений, участвующих в управлении качеством природной среды и природопользованием, координация их деятельности, подчинение решению глобальных задач;

– совершенствование экономического механизма управления;

– создание механизмов выполнения целевых программ по охране природы и рациональному природопользованию как в региональном и национальном, так и в глобальном масштабах.

Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей среды.

Проблема охраны природы тесно связана с политикой, идеологией, экономикой, что вызывает необходимость рассмотрения данной проблемы в различных аспектах: социально-политическом; правовом; социально-гигиеническом; технико-технологическом; экологическом.

Кратко охарактеризуем вопросы, относящиеся к отмеченным направлениям.

Социально-политический аспект связан с решением проблемы охраны природы в масштабах всего человечества при наличии разных социальных систем. Возникновение социально-политической проблемы создания и внедрения в глобальном масштабе природоохранных мер по предотвращению истощения ресурсов и загрязнения среды обусловлено объективными факторами.

Во-первых, в связи с неделимостью биосферы загрязнения природной среды невозможно удержать в территориальных границах страны, в которой это происходит.

Во-вторых, каким бы мощным экономическим и научно-техническим потенциалом ни обладала отдельная страна, она не может полностью решить такую сложную и многогранную проблему, поэтому потребовалось принятие необходимых мер не только на национальном, но и на международном уровне. Международные научно-технические связи стали устанавливаться на двусторонней основе. Россия сотрудничает с рядом ведущих капиталистических стран: США, Англией, Швецией, участвуя в осуществлении программы ООН по окружающей среде.

Правовой аспект. Правовую основу охраны окружающей среды можно сформулировать как установленную законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств. Устанавливая такую систему мер, закон регулирует общественные отношения в области охраны природы, в результате чего возникает совокупность природоохранных правоотношений.

Правовая основа охраны природы в России базируется на ряде принципов, среди которых можно выделить наиболее важные:

а) природные ресурсы составляют государственную собственность и предоставляются только в пользование;

б) охране подлежат все объекты природы – как вовлеченые в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые;

в) рациональное использование природных ресурсов;

г) контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы;

д) ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы.

Социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды в нашей стране отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.

Осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безвредности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека.

Социально-гигиенические исследования должны быть направлены на то, чтобы темпы изменения окружающей среды не опережали живых организмов. Следовательно, учет биологической нормы адаптационных возможностей организма – важный принцип в области изучения взаимодействия организма и окружающей среды.

Другим важным моментом данного аспекта является социально-гигиенический прогноз будущего состояния преобразованной окружающей среды с целью сохранения здоровья населения. Подобные прогнозы должны не только определять научно техническое развитие, но и предсказывать наиболее оптимальные варианты путей развития научно-технического прогресса.

Технико-экономический аспект охраны природы предполагает организацию производства по принципу безотходности. Современная технико-экономическая база промышленности не позволяет осуществить на промышленных предприятиях глубокую очистку воздуха и воды ввиду исключительной дороговизны этих мероприятий. Разработка новых технологических процессов, на основе которых может быть создано безотходное производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но и комплексное использование природных ресурсов. Реальный путь экологизации технологии – это постепенный переход сначала к малоотходным, а затем к безотходным замкнутым циклам.

Тем самым могут быть достигнуты рациональное природопользование и охрана окружающей среды.

Эколого-экономический аспект охраны природы стал формироваться относительно недавно и своим возникновением и развитием обусловлен бурным ростом производства и научно-технической революцией. В период научно-технической революции, когда масштабы преобразовательной деятельности людей неизмерно выросли, изменения природного равновесия стали отражаться на развитии народного хозяйства, вследствие недостаточного учёта экологического фактора, и проблема охраны природы приобрела также большое экономическое значение.

Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость учета экологических требований к экономике.

Следует подчеркнуть, что само экономическое развитие внутренне противоречиво: с одной стороны, оно порождает ряд острых экологических проблем; а с другой – в самом экономическом развитии заложена основа для устранения этих противоречий. Раскрыть природу этих противоречий – значит понять связь двух систем: общественного производства и окружающей среды. Необходимо обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы не только с сохранением, но и непрерывным улучшением и развитием как отдельных компонентов, так и всей окружающей среды.

Необходимо углубить изучение природной среды как ресурса воспроизводящей системы и путей повышения её продуктивности на основе закономерностей функционирования природных экосистем, а также раскрыть механизм устойчивости и самовосстановления природных комплексов. Иначе говоря, человеку необходимо предвидеть будущее и выработать стратегию проектирования и создания нужной ему природно-технической среды. При этом следует учитывать, что экологическая проблема имеет следующие аспекты:

– технико-экономический, связанный с угрозой истощения природных ресурсов;

– экологический в узком смысле этого слова, т.е. связанный с биологическим равновесием человеческого общества с природой при глобальном загрязнении окружающей среды;

– социально-политический, поскольку эти проблемы связаны с необходимостью их решения не только в рамках отдельных регионов, но и в глобальном масштабе, охватывающем человечество в целом.

В настоящее время основной стратегической линией в научной и хозяйственной деятельности людей должна стать формула: понять, чтобы предвидеть и рационально использовать.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector