Экономический эффект природоохранных мероприятий заключается в

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий: сущность, показатели

Охрана окружающей среды обусловливает проведение комплекса мероприятий, предупреждающих или сокращающих отрицательное воздействие общества на природу. На осуществление природоохранных мероприятий направляются растущие капитальные и текущие затраты. Выбор конкретных направлений сокращения вредного воздействия общественного производства на окружающую среду требует всестороннего экономического обоснования. Экономическое обоснование позволяет выбирать наиболее эффективные направления природоохранной политики, что имеет особое значение при ограниченности фонда накопления и необходимости его использования с наибольшей отдачей.

Определение эффективности природоохранных затрат имеет ряд особенностей, которые заключаются в различиях достигаемого эффекта от капитальных вложений производственного и экологического назначения, видах учитываемого эффекта, методах их расчета и т. п.

При прогнозировании антропогенного влияния на реципиентов определяют экологически допустимые (нормативные) нагрузки на экосистему и оценивают все последствия природоохранных мероприятий: экологические, социальные, экономические.

Экологический результат природоохранных мероприятий заключается в уменьшении отрицательного воздействия на окружающую среду, улучшении ее состояния и проявляется в снижении уровня загрязнения (концентрация вредных веществ и т. д.), увеличении количества и улучшении качества пригодных для использования земельных, лесных и водных ресурсов.

Социальные результаты – это улучшение физического развития населения, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и активной деятельности, улучшение условий труда и отдыха, поддержание экологического равновесия (включая сохранение генетического фонда), сохранение эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий. Социальные результаты, выраженные в денежной форме, могут быть учтены в общих экономических оценках природоохранных мероприятий.

Экономические результаты выражаются в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда производственной и непроизводственной сфер потребления.

Общий социально-экономический результат отражает повышение качества жизни населения, эффективность общественного производства и увеличение национального богатства страны.

Эффект природоохранных мероприятий представляет собой предотвращенный ущерб народному хозяйству, вызванный улучшением состояния окружающей среды. Разность предотвращенного ущерба и необходимых для этого эксплуатационных расходов показывает величину абсолютного эффекта. На народнохозяйственном и отраслевом уровне эффект выражается в виде прироста годового объема национального дохода. На уровне предприятий, учитывая их хозрасчетный характер функционирования, эффект определяется по годичному приросту прибыли, а в отдельных отраслях и на предприятиях – в снижении себестоимости.

При определении экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды исходят из основных принципиальных положений типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений применительно к вопросам охраны окружающей среды.

В основу методики положены следующие принципы экономического обоснования эффективности природоохранных мероприятий:

1. Планируемое мероприятие должно обеспечивать: соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды, которое должно отвечать интересам охраны здоровья людей и природы на основе учета перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами; получение максимального народнохозяйственного экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.

Степень достижения целей определяется по экологическому и общему социально-экономическому результатам природоохранных мероприятий.

2. При экономическом обосновании природоохранных мероприятий должен соблюдаться народнохозяйственный подход. Это предполагает полный учет всех позитивных и негативных (если они возникают) социально-экономических последствий реализации природоохранных мероприятий в раз­ных сферах экономики, как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе; полный учет затрат, связанных с осуществлением рассматриваемых вариантов природоохранных мероприятий; межотраслевой подход к обоснованию природоохранных мероприятий и обеспечению более эффективного использования природных ресурсов в масштабах республики, области, района.

3. Экономическое обоснование природоохранных мероприятий определяют при сопоставлении расчетов экономических результатов с необходимыми для их осуществления вложениями с помощью показателей общей (абсолютной) и сравнительной эффективности природоохранных затрат и чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий.

Полный экономический эффект природоохранных мероприятий определяют при расчете общей экономической эффективности суммированием результатов, полученных в сферах материального производства, непроизводственной и сфере личного потребления. Экономический эффект средозащитных затрат может быть как общим, так и хозрасчетным.

Общий эффект исчисляется по приросту природных ресурсов или чистой продукции в целом по республике, отраслям и подотраслям экономики, а также непроизводственной сферы.

Хозрасчетный эффект от прироста прибыли или снижения себестоимости продукции рассчитывается по отдельным предприятиям, объединениям, административным районам, территориально-производственным комплексам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Лекция 12. Экономические аспекты охраны природы

Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 176с.

Лекция 12. Экономические аспекты охраны природы

12.2. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

Экономическую эффективность мероприятий по охране окружающей среды нельзя определять на основании анализа деятельности одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект природоохранных мероприятий находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижаются заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т. д. Но основная часть экономического эффекта мероприятий выходит за отраслевые рамки.

Экономическая эффективность технических природоохранных мероприятий (очистные сооружения, безотходные технологии и др.) оценивается, прежде всего, по повышению эффективности общественного производства. Управление качеством окружающей среды и принятие решений возможны при наличии ясного представления об экономической эффективности затрат на средозащитные мероприятия и о размерах предотвращаемого ущерба. Только тогда можно прогнозировать, экономически стимулировать и оценивать направления научно-технического прогресса. В конечном счете эффективность охраны природы и рационального природопользования должна выразиться в приросте национального дохода, повышении социального и экологического потенциалов.

Чтобы избежать негативных последствий, общество разработало систему регулирования природоохранной деятельности. Основными функциями управления являются:

– контроль за использованием ресурсов; защита воздуха, воды, почвы от загрязнения;

– сохранение экологического равновесия в природных экосистемах и прогнозирование их состояния.

Желаемых целей возможно достичь двумя путями: реорганизацией экономической и хозяйственной деятельности и защитой непосредственно природных объектов. Это означает, что в эколого-экономической системе должен присутствовать особый блок, который воспринимает информацию от природных экосистем о происходящих изменениях, оценивает возможные отрицательные последствия и передает команду управляющему блоку. В качестве блока управления могут выступать органы власти или специально уполномоченные службы (например, региональные подразделения Минприроды). Они получают информацию о состоянии природных объектов на основе мониторинга и предписывают предприятию сокращение выбросов или сбросов, используют экономические рычаги управления (корректируют плату за загрязнение и т. п.). Конкретные способы выполнения предписаний выбирает само предприятие. Это могут быть новые очистные сооружения, изменение технологий, замена топлива или сырья, приостановка устаревших производств.

Основными принципами при принятии решений должны быть:

– анализ результатов предполагаемых действий;

– учет взаимосвязей экономической и социальной деятельности с состоянием окружающей природной среды.

Для совершенствования системы управления окружающей средой в первую очередь необходимы введение новых оценочных показателей, нормативов, отработка механизмов взаимодействия между природоохранными подразделениями. Основными направлениями совершенствования системы управления являются:

– улучшение системы информационного обеспечения;

– поиск экономического оптимума при установке нормативов выбросов и уровня допустимого загрязнения;

– совершенствование структур и подразделений, участвующих в управлении качеством природной среды и природопользованием, координация их деятельности, подчинение решению глобальных задач;

– совершенствование экономического механизма управления;

– создание механизмов выполнения целевых программ по охране природы и рациональному природопользованию как в региональном и национальном, так и в глобальном масштабах.

Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей среды.

Проблема охраны природы тесно связана с политикой, идеологией, экономикой, что вызывает необходимость рассмотрения данной проблемы в различных аспектах: социально-политическом; правовом; социально-гигиеническом; технико-технологическом; экологическом.

Кратко охарактеризуем вопросы, относящиеся к отмеченным направлениям.

Социально-политический аспект связан с решением проблемы охраны природы в масштабах всего человечества при наличии разных социальных систем. Возникновение социально-политической проблемы создания и внедрения в глобальном масштабе природоохранных мер по предотвращению истощения ресурсов и загрязнения среды обусловлено объективными факторами.

Во-первых, в связи с неделимостью биосферы загрязнения природной среды невозможно удержать в территориальных границах страны, в которой это происходит.

Во-вторых, каким бы мощным экономическим и научно-техническим потенциалом ни обладала отдельная страна, она не может полностью решить такую сложную и многогранную проблему, поэтому потребовалось принятие необходимых мер не только на национальном, но и на международном уровне. Международные научно-технические связи стали устанавливаться на двусторонней основе. Россия сотрудничает с рядом ведущих капиталистических стран: США, Англией, Швецией, участвуя в осуществлении программы ООН по окружающей среде.

Правовой аспект. Правовую основу охраны окружающей среды можно сформулировать как установленную законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств. Устанавливая такую систему мер, закон регулирует общественные отношения в области охраны природы, в результате чего возникает совокупность природоохранных правоотношений.

Правовая основа охраны природы в России базируется на ряде принципов, среди которых можно выделить наиболее важные:

а) природные ресурсы составляют государственную собственность и предоставляются только в пользование;

б) охране подлежат все объекты природы – как вовлеченые в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые;

в) рациональное использование природных ресурсов;

г) контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы;

д) ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы.

Социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды в нашей стране отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.

Осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безвредности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека.

Социально-гигиенические исследования должны быть направлены на то, чтобы темпы изменения окружающей среды не опережали живых организмов. Следовательно, учет биологической нормы адаптационных возможностей организма – важный принцип в области изучения взаимодействия организма и окружающей среды.

Другим важным моментом данного аспекта является социально-гигиенический прогноз будущего состояния преобразованной окружающей среды с целью сохранения здоровья населения. Подобные прогнозы должны не только определять научно техническое развитие, но и предсказывать наиболее оптимальные варианты путей развития научно-технического прогресса.

Технико-экономический аспект охраны природы предполагает организацию производства по принципу безотходности. Современная технико-экономическая база промышленности не позволяет осуществить на промышленных предприятиях глубокую очистку воздуха и воды ввиду исключительной дороговизны этих мероприятий. Разработка новых технологических процессов, на основе которых может быть создано безотходное производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но и комплексное использование природных ресурсов. Реальный путь экологизации технологии – это постепенный переход сначала к малоотходным, а затем к безотходным замкнутым циклам.

Тем самым могут быть достигнуты рациональное природопользование и охрана окружающей среды.

Эколого-экономический аспект охраны природы стал формироваться относительно недавно и своим возникновением и развитием обусловлен бурным ростом производства и научно-технической революцией. В период научно-технической революции, когда масштабы преобразовательной деятельности людей неизмерно выросли, изменения природного равновесия стали отражаться на развитии народного хозяйства, вследствие недостаточного учёта экологического фактора, и проблема охраны природы приобрела также большое экономическое значение.

Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость учета экологических требований к экономике.

Следует подчеркнуть, что само экономическое развитие внутренне противоречиво: с одной стороны, оно порождает ряд острых экологических проблем; а с другой – в самом экономическом развитии заложена основа для устранения этих противоречий. Раскрыть природу этих противоречий – значит понять связь двух систем: общественного производства и окружающей среды. Необходимо обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы не только с сохранением, но и непрерывным улучшением и развитием как отдельных компонентов, так и всей окружающей среды.

Необходимо углубить изучение природной среды как ресурса воспроизводящей системы и путей повышения её продуктивности на основе закономерностей функционирования природных экосистем, а также раскрыть механизм устойчивости и самовосстановления природных комплексов. Иначе говоря, человеку необходимо предвидеть будущее и выработать стратегию проектирования и создания нужной ему природно-технической среды. При этом следует учитывать, что экологическая проблема имеет следующие аспекты:

– технико-экономический, связанный с угрозой истощения природных ресурсов;

– экологический в узком смысле этого слова, т.е. связанный с биологическим равновесием человеческого общества с природой при глобальном загрязнении окружающей среды;

– социально-политический, поскольку эти проблемы связаны с необходимостью их решения не только в рамках отдельных регионов, но и в глобальном масштабе, охватывающем человечество в целом.

В настоящее время основной стратегической линией в научной и хозяйственной деятельности людей должна стать формула: понять, чтобы предвидеть и рационально использовать.

Источник

Практическая работа №5. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

14882360431m33v0

Практическая работа №5.

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

Экономическая эффективность затрат означает их результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами.

Различают первичный эффект и конечный комплексный социально-экономический эффект от средозащитных мероприятий.

Первичный эффект заключается в снижении загрязнения окружающей среды и улучшении ее состояния и проявляется в снижении объемов загрязнений и концентраций вредных примесей в атмосфере, водной среде и почве. Учитывая необходимость сочетания экономических и экологических интересов предприятий, первичный эффект следует выражать непосредственно в виде приращения продукции, выпущенной без нарушения экологических норм.

Конечный эффект выражается в повышении уровня жизни населения, эффективности производства. При этом экономические результаты проявляются как прирост чистой продукции, снижение потерь сырья и материальных ресурсов, экономия затрат в непроизводственной сфере, снижение затрат из личных средств.

В соответствии с разработанной в 80-е годы типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий для обоснования природоохранных затрат используются показатели общей и сравнительной эффективности.

Определение общей (абсолютной) эффективности экологических издержек необходимо, чтобы оценить фактическую результативность природоохранных мероприятий при планировании достижения нормативного качества окружающей среды, для экономического стимулирования повышения эффективности средозащитной деятельности.

Общая (абсолютная) экономическая эффективность затрат экологического характера рассчитывается как отношение объема полного экономического эффекта к сумме вызвавших этот эффект приведенных затрат.

где, Эз – общая эффективность природоохранных затрат;

Э – полный годовой эффект;

С – текущие затраты;

Ен – норматив эффективности капитальных вложений.

Норматив Ен служит для приведения капитальных вложений к годовой размерности, поскольку Ен = 1/Т, где Т – срок окупаемости капитальных вложений. При среднем сроке окупаемости по народному хозяйству, равном 8,3 года, норматив эффективности капитальных затрат Ен устанавливается в размере 0,12.

Экономический эффект Э, или результат природоохранных затрат, представляет собой предотвращенный экономический ущерб и дополнительный доход от улучшения производственной деятельности предприятий в условиях лучшей экологической обстановки.

Где. ∆У – величина годового предотвращенного экономического ущерба от загрязнения среды;

Д – годовой прирост дохода от улучшения производственных результатов.

Величина годового предотвращенного экономического ущерба от загрязнения среды ∆У определяется по формуле:

где У1 и У2 – величины ущерба до проведения природоохранного мероприятия и остаточного ущерба после осуществления мероприятия соответственно.

Годовой прирост дохода Д от улучшения производственных результатов может быть определен следующим образом:

где gj, gi – количество продукции i-, j-го видов, получаемых соответственно до и после осуществления оцениваемого мероприятия;

zj, zi – оценка единицы i-, j-й продукции.

Абсолютная экономическая эффективность капитальных вложений Эк в природоохранные мероприятия определяется по формуле:

где Эг – годовой экономический эффект от внедрения природоохранного мероприятия;

С – годовые (текущие) затраты, необходимые для содержания и обслуживания природоохранных объектов;

К – величина капитальных вложений.

Полученные в ходе расчетов показатели эффективности капитальных затрат сравниваются с нормативными показателями. Рассматриваемые направления использования капитальных затрат считаются эффективными, если расчетные коэффициенты эффективности Эк удовлетворяют условию Эк>Ен. Нормативный коэффициент эффективности капиталовложений в целом по народному хозяйству в последние годы принимался равным 0,12.

При разработке долгосрочных прогнозов, программ по охране окружающей среды в регионе, при проектировании различных природоохранных мероприятий, выборе варианта внедрения новой техники или технологии, направленной на экологизацию производства, используется показатель сравнительной (относительной) экономической эффективности природоохранных затрат. Таким показателем является минимум совокупных затрат, то есть при выборе варианта предпочтение должно отдаваться варианту с наименьшей величиной совокупных текущих расходов и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности с помощью норматива эффективности:

где, С – текущие затраты;

К – капитальные вложения, определившие эффект;

Ен – норматив эффективности капитальных вложений.

Если проводятся мероприятия, требующие длительного срока реализации капитальных вложений (лесовосстановление, рекультивация земель и т. п.), а также изменения во времени эксплуатационных (текущих) расходов, тогда предпочтительный вариант определяется по формуле:

T = ∑((Кn + Кgt + Сt) / (1 + Ен)t) → min, (7)

где Т – срок осуществления всех мероприятий;

Кn – первоначальные капитальные вложения в природоохранные мероприятия;

Кgt – дополнительные капитальные вложения, необходимые для обеспечения нормальной работы природоохранных объектов в t-й год эксплуатации (t = 1, 2, 3 …);

Сt – эксплуатационные расходы t-го года;

Ен – нормативный коэффициент приведения разновременных затрат, принимаемый в соответствии с отраслевыми нормативами (в частности, для затрат по промышленности, строительству, коммунальному хозяйству – 0,08, сельскому хозяйству – 0,05, лесному хозяйству – 0,03).

При расчетах сравнительной эффективности капиталовложений в охрану природы особенно важно сопоставлять варианты по экономическим результатам. Поскольку экономический результат природоохранных мероприятий выражается в сокращении или предотвращении социального и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, сравниваемые варианты должны быть тождественны по степени снижения уровня загрязнения природного ресурса, видам и величине предотвращенных потерь.

Определить уровень природоемкости продукции 2-х предлагаемых вариантов предприятий (завод Б и завод В), выбрать наиболее эффективный вариант по сравнению с базовым (завод А). Рассчитать показатель совокупных (приведенных) затрат по каждому заводу (Зi), данные свести в таблицу 2. Сделать вывод.

Источник

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

Внешняя и внутренняя среда предприятия Движущей силой успешной природоохранной деятельности предприятияявляется интегрированное давление и взаимодействие различных заинтересованных групп извне и внутри предприятия (рис. 7). Остановимся на главны из них.

Государство выступает регулирующим, защищающим и руководящим

звеном для предприятий. Государственное воздействие на предприятие включает в себя комплекс предупредительных (административных и финансовоэкономических) и карательных мер, направленных на защиту, сохранение и улучшение качества окружающей среды. Штрафные санкции для нарушителей, стимулы и льготы для тех, кто вкладывает средства в охрану окружающей среды, становятся реальными факторами, оказывающими влияние на положенифирм и компаний на рынках.

Природоохранное законодательство. В последние годы наблюдается увеличение количества законодательных актов по охране окружающей среды, оказывающих непосредственное воздействие на производственную деятельность компаний. На национальном и европейском уровне законы по охране окружающей среды становятся более жесткими и увеличиваются штрафы за нарушение законодательства. Поэтому возрастают прямые расходы предприятий,связанные со штрафными санкциями, неблагоприятной рекламой и ухудшением имиджа.

Становление экологического сознания. Растет осведомленность общества о проблемах охраны окружающей среды, чему способствует освещение их в средствах массовой информации. Не только активисты движения «зеленых», но и клиенты предприятий, жители прилегающих к ним территорий ставят вопросы о воздействии продукции предприятий и производства на окружающую среду.

Информированная общественность, устанавливая параметры приемлемого воздействия на окружающую среду и выражая наиболее серьезные тревоги населения, как бы создает некие рамки экологически ориентированного управления. В ответ на давление со стороны «зеленого движения» государственны органы многих стран ужесточают природоохранное законодательство.

Средства массовой информации, повсеместно поддерживающие «зеленое движение», могут негативно повлиять на имидж предприятия, не соблюдающего экологические требования. Освещение в средствах массовой информации проблем загрязнения окружающей среды и озабоченность общества «этими проблемами» заставляет предприятия учитывать экологические требования. Предприятия с действующей системой экологического менеджмента имеют лучшую аргументационную базу, чем другие заинтересованные группы. Проверка состояния охраны окружающей среды на предприятии, точная документация и отчет об экологической деятельности представляют доказательства в виде данных и фактов о достигнутом уровне охраны окружающей среды и выявляют резервы для ее постоянного улучшения.

Новые стандарты. Появились новые экологические стандарты, которые выводят экологическую ответственность за рамки собственно борьбы с загрязнениями. Концепция перехода к устойчивому развитию предполагает использование методологии экологического управления.

Несмотря на то, что эти стандарты являются в настоящее время добровольными, они имеют уже большое практическое значение. Система экологических стандартов постепенно врастает в систему стандартов технических.

Финансовые соображения. Получение прибыли остается ключевой движу-

щей силой для всех компаний, однако компаниям приходится вкладывать средства в продукцию и производственные процессы для обеспечения более высокого уровня экологической безопасности, хотя они не имеют точных данных о сроках окупаемости инвестиций. И лишь эффективное управление производственной деятельностью в области охраны окружающей среды компенсирует позже затраты, связанные с внедрением природоохранных мероприятий. Для многих компаний эти капиталовложения впоследствии превращаются в прибыли за счет энергосбережения, экономии воды и сырья и приводят к своевременному формированию стратегии управления с учетом экологических требований. Финансовые учреждения, страховые компании, акционеры больше не могут себе позволить игнорировать экологические последствия деятельности заемщиков ссуд.

Экологический риск становится основным фактором при определении размера страхового полиса и включается в систему определения страховых премий.

Рыночные силы. Давление со стороны поставщиков и потребителей, других производителей аналогичных изделий приводит к переоценке продукции, которую выпускает предприятие, и способов ее производства. Экологически безопасные технологии производства обеспечивают выпуск конкурентной продукции и способствуют завоеванию новых рынков. Глобальный рынок экологически чистых изделий, услуг и технологий продолжает ежегодно расширяться.

Поставщики активно участвуют в процессе материально-технического обеспечения производственной деятельности предприятия. Серьезными ограничениями со стороны поставщиков могут быть не только цены на материальные ресурсы, качество поставленных товаров, услуг и сырья, договорные условия, применяемые технологии, но и экологические критерии – использование экологически безвредных упаковочных материалов и транспортных средств.

Деловые партнеры и потребители выступают как мощная движущая сила внедрения экологически ориентированных методов управления в деятельност предприятия. Для потребителей наличие экологической маркировки является надежной гарантией безопасности продукции. Сертификат системы экологического менеджмента обеспечивает доверие деловых партнеров к производственной деятельности и продукции предприятия.

Конкуренты. Столкнувшись с глобальным рынком при продаже своих товаров и услуг, многие компании продвинулись в направлении к новым методам управления производством и качеством. Предприятия, эффективно использующие более совершенные производственные процессы, повышающие производительность, снижающие затраты на выполнение экологических требований, наилучшим образом используют возможности рынка. Такие предприятия всегда обладают преимуществами перед своими конкурентами. Компании, не сумевшие перестроиться, не могут рассчитывать на успех.

Инвесторы и страховые компании. В настоящее время ужесточились требования инвесторов и страховых компаний к оценке деятельности предприятии в области охраны окружающей среды с целью уменьшения финансового и страхового риска. Инструментом такой оценки выступает экологический аудит. К началу 90-х годов многие коммерческие банки экономически развитых стран стали использовать экологический аудит, чтобы предупредить риск неплатежей из-за экологических последствий деятельности заемщиков ссуд. Решения этих банков о выделении инвестиций принимаются с учетом мероприятий, проводимых компаниями в области охраны окружающей среды.

Сотрудники. Большое значение для экологически ориентированного управления компанией имеет открытый диалог не только с внешним миром, но и с собственными работниками. Все больше людей хотят работать на предприятии, ответственно относящемся к вопросам охраны окружающей среды. Трудовые отношения в компаниях, загрязняющих окружающую среду, как правило, более напряженные, чем в компаниях, стремящихся соблюдать требовании экологического законодательства.

Профсоюзы. Рабочие и профсоюзные организации начинают активно заниматься оl экологическими вопросами, в том числе созданием благоприятных условий труда, установлением соответствия зарплаты уровню занятости, улучшением состояния природной среды. Вопросы охраны окружающей среды на предприятии наряду с мерами по охране труда и техники безопасности становятся частью коллективного договора между работодателями и наемными работниками [20, 25 и др.].

Методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий

К природоохранным мероприятиям относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение или полную ликвидацию вредного воздействия объекта на окружающую среду, сохранение или улучшение использования природоохранных ресурсов. Среди таких мероприятий можно выделить:

• внедрение эффективных методов очистки сточных вод, газовых выбросов, обезвреживание отходов;

• внедрение малоотходных и безотходных технологий;

• проведение работ по рекультивации земель, борьбе с эрозией, охране недр и лесов;

• размещение предприятий с учетом экологического фактора.

Различают одноцелевые и многоцелевые природоохранные мероприятия. К одноцелевым природоохранным мероприятиям относятся те мероприятия, которые направлены на решение только экологической проблемы. К многоцелевым относятся те, которые наряду с экологической проблемой решают проблемы экономического или социального характера.

Одним из важнейших показателей, определяющих целесообразность внедрения природоохранных мероприятий, является экономическая эффективность. Согласно Временной типовой методике расчет экономической эффективности природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям [10].

Под экономической эффективностью внедрения природоохранных мероприятий понимается соотношение результатов (экономический эффект от внедрения природоохранных мероприятий) и затрат на осуществление этих мероприятий по формуле 14:

ЗE = P , (14)где Е – экономическая эффективность внедрения природоохранных меропри-ятий; Р – экономический эффект от внедрения природоохранных мероприятий (результат); З – затраты на осуществление этих мероприятий.

Экономический эффект показывает нам, что получит общество в результате внедрения природоохранных мероприятий. Экономическая эффективность свидетельствует о том, какими затратами этот эффект достигнут. Показатель экономической эффективности может быть дополнен показателями экологической и социальной эффективности.

Под экологической эффективностью понимается соотношение экологических результатов от внедрения природоохранных мероприятий и затрат на их внедрение. Под социальной эффективностью понимается соотношение социальных результатов, полученных в результате внедрения природоохранных мероприятий и затрат на их внедрение.

Существует ряд принципов, которые должны использоваться при выполнении экономического обоснования целесообразности внедрения природоохранных мероприятий. Важнейшими из них являются:

• Рассматриваемые варианты должны обеспечивать нормативные требования к качеству окружающей среды;

• При расчете должны быть полностью учтены все экономические, экологические и социальные результаты;

• Должны быть полностью учтены все затраты;

• Должны быть учтены все последствия;

• При расчете затрат по различным вариантам должна быть соблюден полная сопоставимость;

• В случае разновременности затрат и результатов по различным вариантам эти результаты и затраты должны быть приведены по фактору времени;

• Экономическая эффективность выбранного варианта должна быть максимальной.

Экономическая целесообразность внедрения природоохранных мероприятий определяется с помощью показателя абсолютной и относительной экономической эффективности, которая выявляется путем сопоставления экономических результатов с затратами, необходимыми дл осуществления мероприятий.

Абсолютная экономическая эффективность внедрения природоохранного мероприятия может быть определена по следующей формуле (15):

П – годовой прирост прибыли от внедрения природоохранных мероприятий;

К – общая сумма капитальных вложений на осуществление этих мероприятий.

Годовой прирост прибыли от внедрения природоохранных мероприятий

определяется по формуле 16:

С – себестоимость производства единицы продукции;

А – годовой объем производства продукции.

В качестве показателя эффективности капитальных вложений на внедрение природоохранных мероприятий может рассматриваться величина, обратная показателю абсолютной экономической эффективности капитальных вложений которую называют сроком окупаемости капитальных вложений. Срок окупаемости определяется по формуле 17.

Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, равный 0,12;

При расчете приведенных затрат на внедрение природоохранных мероприятий могут быть использованы как удельные, так и годовые текущие затраты и капитальные вложения.

Методика определения чистого экономического эффекта заключается следующем. В тех случаях, когда сравниваемые варианты внедрения природоохранных мероприятий не обеспечивают одинаковую степень очистки вредных выбросов или когда рассматривается единственный вариант решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта очистки вредных выбросов или определение экономического эффекта от внедрения природоохранного мероприятия может быть осуществлен путем расчета чистого экономического эффекта.

Чистый экономический эффект от внедрения природоохранных мероприятий определяется сопоставлением затрат на осуществление мероприятия с результатами, полученными от внедрения мероприятия по формуле 19.

Р – годовой результат от внедрения мероприятия;

З – годовые приведенные затраты на осуществление мероприятия.

В случае внедрения одноцелевого природоохранного мероприятия под результатом понимается годовой предотвращенный экономический ущерб, т.е. разность между годовыми экономическими ущербами, наносимыми окружающей среде до и после внедрения мероприятия.

В случае внедрения многоцелевых природоохранных мероприятий результат определяется по формуле 20.

Р = Упр + Д, (20) где Р – годовой результат от внедрения мероприятия;

Упр – годовой предотвращенный ущерб; Д – годовой прирост объема реализации продукции, полученной в результате внедрения мероприятий.

Годовой прирост объема реализации продукции, полученной в результате внедрения мероприятий, определяется по формуле 21.

2 2 1 1 Д = −Ц × АЦ × А , (21) где Ц1, Ц2 – цена единицы продукции до и после внедрения мероприятия;

А1, А2 – годовой объема реализации продукции до и после внедрения меропри-

Существует комплексная оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий. Все большее применение находят методические принципы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, широкоиспользуемых для решения этих задач за рубежом. В качестве основных показателей, характеризующих эффективность внедряемого мероприятия являются:

• Чистый дисконтированный доход;

• Внутренняя норма доходности;

• Срок окупаемости капитальный вложений.

Расчет по оценке экономической эффективности мероприятий выполняется за весь период разработки, внедрения и использования мероприятия с приведением затрат и результатов по фактору времени [8, 13, 14, 16 и др.].

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector