Экскурсия по библиотеке название мероприятия в библиотеке

Автор: Чирикова Елена Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад «Росток»

​​​​​​​Возраст обучающихся: 2 класс, 8-9 лет

Аннотация: Воспитательный проект для учащихся 2 класса начальной школы содержит интереснейший рассказ о Национальной библиотеке имени Н.Г. Доможакова, истории ее основания, а также о том, какие книги хранятся в библиотеке.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Мало, кто из учащихся 1-2 классов ходит в библиотеку и знает, зачем она вообще нужна. Дети привыкли смотреть мультфильмы, различные ролики в интернете, ведь это куда интереснее и быстрее, чем прочитать книгу. А ведь именно книга рассказывает, как действовать в разных ситуациях, как общаться друг с другом, думать и размышлять.

Родители заставляют детей читать книги, говорят, что они в своем детстве очень много читали, а современные дети совсем ими не интересуются. Считаю, что детям нужно рассказать, как можно добывать информацию самим по любому вопросу. А поможет в этом библиотека, которая не только хранит книги, журналы, газеты, но и помогает провести время весело и с пользой.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: познакомить детей с работой Национальной библиотеки имени Н.Г. Доможакова как одним из важных культурных и социальных объектов Республики Хакасия.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

организовать проведение экскурсии в Национальную библиотеку имени Н.Г. Доможакова;

познакомить учащихся 2 класса с самой крупной библиотекой Хакасии и рассказать о ее работе;

пробудить интерес ребят к книгам и чтению;

показать электронные книги по истории нашей страны, хранящиеся в фонде Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (на примере старых букварей, учебных пособий XVIII-XIX века и пр.), доступные для просмотра в Национальной библиотеке им. Н.Г. Доможакова;

продемонстрировать книги из Редкого фонда Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова;

рассказать учащимся, что изучать историю, традиции и культуру родного края очень легко, ведь в библиотеке существует отдел краеведческой литературы по Хакасии;

продемонстрировать детям, что библиотека – клуб общения, обучения и развлечения (на примере клуба для детей по изучению английского языка, клуба настольных игр «Вне СЕТИ», постановки от театра юного зрителя, проведения викторины).

УЧАСТНИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Участниками проекта станут дети 2 класса МБОУ «Начальная школа-Детский сад «Росток».

6. Методы реализации проекта:

— тематические выставки рисунков среди детей на тему прочитанных книг;

— экскурсии в библиотеку;

— чтение литературных произведений;

— просмотр мультипликационных фильмов по мотивам прочитанных произведений;

— продуктивная творческая деятельность по прочитанным произведениям;

— беседы по прочитанным произведениям;

— проведение акции: «Береги книгу».

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

В рамках реализации проекта для учеников 2 класса МБОУ «Начальная школа-Детский сад «Росток» будет организован экскурсионный тур в Национальную библиотеку имени Н.Г. Доможакова.

Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова – главная библиотека нашей республики. В этом году ей исполнится 95 лет. В ней хранится больше 500 тысяч документам по предметам на разных языках. На 7 этажах библиотеки располагаются 9 основных отделов – абонемент, читальный зал, информационно-библиографический отдел, отдел литературы по искусству, центр общественного доступа к информации, отдел периодических изданий, отдел литературы на иностранных языках, отдел краеведческой литературы, Центр редкой книги.

Абонемент – один из самых популярных отделов среди жителей республики. Здесь книги выдают на дом. Книги очень разные – от художественной литературы до книг по рукоделию и любимому занятию. В этом отделе работает университет для бабушек и дедушек, который называется «Сопричастность». В университете проходят занятия по разным темам, ведь бабушкам и дедушкам нужно продолжать учиться и узнавать новое. Ведь вокруг столько всего интересного.

Читальный зал – здесь находятся основные книги по русскому языку, литературе, математике, истории, технике и другим предметам. Можно почитать очень красочные журналы по рукоделию и шитью, ремеслам, технике, животным, путешествию и многие другие. В этом отделе кроме чтения книг можно посетить занятия в клубе цветоводов «Цветочек аленький. Члены клуба обмениваются не только опытом по созданию своего сада, но и семенами, саженцами деревьев. Если ты хочешь самостоятельно попробовать выращивать виноград у себя в огороде, то можно прийти на занятия виноградарей, где известные садоводы расскажут, как вырастить эту ягоду у себя дома.

Отдел литературы по искусству – в отделе находятся яркие и красочные книги и журналы по искусству, рисованию, живописи, архитектуре, музыке и кино. Здесь можно прослушать записи музыкального произведения, посмотреть фильмы. Кроме чтения книг и журналов отдел проводит встречи с актерами, музыкантами, писателями, композиторами. А тех, кто хочет послушать чтение стихов, песен из фильмов ждут в клубе «Под зеленым абажуром».

Информационно-библиографический отдел – в этом отделе хранятся различные энциклопедии и справочники. Например, красочная серия энциклопедий для детей, энциклопедии «Планета Земля», «Чудеса России», «Динозавры», «Животные и растения» и многие другие.

Центр общественного доступа к информации – отдел предоставляет бесплатный Интернет школьникам, студентам и взрослым, а также систему для поиска документов по правовым вопросам, которая называется «Консультант ПЛЮС».

Только в этом отделе можно поработать с электронными книгами из Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, которая находится в Санкт-Петербурге и Национальной электронной библиотекой, которая находится в Москве. Эти библиотеки помогут ученикам написать самый лучший проект, научную работу или доклад, так как здесь есть книги по любой теме и даже самые старые, например 18-19 веков.

Каждый субботний день в отделе проходят веселые игротеки, где дети, подростки, мамы и папы, бабушки и дедушки играют в настольные игры. Их в клубе около 100, самые разные, например – Барабашка, Доббль, Черепашьи бега, Свинтус, Запретный остров, Запретная пустыня и многие другие. Эти игры можно взять домой и поиграть с друзьями и родными.

Отдел периодических изданий этот отдел богат газетами и журналами по математике, медицине, истории, спорту. Например, журнал Мото, Мурзилка, Чудеса и приключения, Сабрина. Вязание для детей. Бэби, Рыболов, Кукольный мастер и многие другие.

Отдел литературы на иностранных языках – здесь находятся книги и журналы на разных языках: английском, немецком, французском, польском и других языках. Дети могут полистать и почитать книги о разных странах, детские журналы на английском языке.

По субботам в отделе проходят занятия «Английский с мамой», где дети поют, рисуют, играют на английском языке. А в клубе «Иностранник» проходят интересные встречи с людьми, которые побывали в разных странах.

Отдел краеведческой литературы здесь находится вся литература по нашему родному краю Хакасии – по истории, культуре, природе, обычаям и пр.

Центр редкой книги – здесь находятся редкие книги и книги интересного формата – старые церковные, миниатюрные, книги треугольной формы, в деревянных коробах и многие другие.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Источник

Формы и названия мероприятий по краеведению

Беседа-диалог«Путешествие по улицам города, или Что в имени тебе моем»

Выставка-презентация«Город мой прекрасный на берегу реки»

Краеведческие посиделки «Родной земли многоголосье» (встреча

с людьми творческих профессий)

Музыкально-поэтический вечер«И в песнях, и в стихах поэтов, пусть расцветает край родной»

Выставка-фоторепортаж«С Днем рождения, любимый город»

Ретро-путешествие по старым улицам города«Прогулки по улицам

Экскурсия по памятным и историческим местам Йошкар-Олы«Город можно как книгу читать»

Краеведческий вечер-познание«Йошкар-Ола: имена, события,

«Фронтовой блокнот»«Они знают цену своей жизни: ветераны ХХ века – наши земляки»

Вечер-путешествие в историю родного края«Мой край родной – моя история живая»

Урок краелюбия«Что может быть милей бесценного родного края!»

Литературно-краеведческий час«Дыханье Родины храним»

Краеведческий вечер ко Дню города«Ты всех краев дороже мне…»

Вечер доброго общения«Мне по сердцу маленькая Родина, мне по сердцу мой любимый край»

Краеведческий калейдоскоп«Родного края разноцветье»

Час краеведческих знаний«Земля, что дарит вдохновенье»

День литературного краеведения«Край в творчестве… (художников / писателей)»

Краеведческий урок-вернисаж«Таланты родного края»

Краеведческие посиделки«Щедра талантами родная сторона»

Краеведческий урок-знакомство«Этот тихий край мне мил и дорог»

Цикл бесед для юношества«Молодежи о писателях Марий Эл»

Краеведческий вечер славы и признания«Земляки известные

и неизвестные», «Люди, прославившие наш край», «Чтоб жили в памяти герои-земляки»

Краеведческий вечер женской поэзии«Есть поэтессы в марийской глубинке с душою родниковой чистоты…»

Краеведческий литературно-музыкальный вечер«Литературное лицо малой Родины»: обзор творчества писателей и поэтов.

«Краеведческий серпантин»«Мой город – судьбы моей главная

Час виртуального путешествия«В путешествие по родной земле

Краеведческий час-поиск«Имя в летописи края»

Краеведческая библиопанорама«Люблю тебя, мой город!»

Краеведческий альманах«Чем и кем славен наш город»

Праздник поэзии«О малой родине стихами…»

Вечер-встреча с местными художниками«За красоту времен грядущих»

Праздник-открытие«Земли моей минувшие года»

Урок-прославление«Славен город делами, славен город людьми:

Видео-панорама«Помолчим у истории, бронзою ставшей»: памятники Марий Эл »

Литературно-музыкальный вечер«Край любимый сердцу снится…»

Цикл краеведческих бесед«Всему начало здесь, в родном краю», «Мой отчий край ни в чем неповторим»

Краеведческая викторина« Мой край отеческий, моя глубинка»

Праздник «Прими, город в подарок! Встречи для вас» (ко Дню города)

Беседа-диалог«Край родной, навек любимый», «Вернись на родину,

Цикл краеведческих часов«Здесь ты живешь»

Видеосалон«Судьба края в лицах», «Родной земли очарованье»

Краеведческий вечер-посвящение«Любуюсь и горжусь тобой,

Краеведческая программа«Родники живой памяти»

«Краеведческая завалинка»«Вот она какая, сторона родная!»

Краеведческий ретро-вечер«Малая Родина в воспоминаниях

Арт-салон«Дар, предназначенный судьбой»: Творчество местных поэтов, художников, музыкантов.

Краеведческие уроки«Нет милей родного края», «Поэты нашего города», «Слово о земле марийской», «Город, в котором мы живем», «Утро доброе родному краю»

«Краеведческая шкатулка»«Неизвестные страницы истории родного края»

Экспедиция-поиск«Альбом памяти»: (Биографии местных ветеранов войны и тружеников тыла)

Краеведческий калейдоскоп«Глубинкою сильна Россия», «Гимн родной земле», «Молодые таланты – городу»

День краеведческой библиографии«Здесь Родины моей начало»

Библиотечный урок«Литературно-художественные краеведческие журналы для старшеклассников и молодежи»

Час краеведения«Тебе, мой город, посвящаю…»

Литературно-историческое ревю«Здесь Родины моей начало»

(по произведениям местных авторов)

День краеведческого чтения«Большие открытия малого города»

(об улицах города, названных в честь земляков)

Историко-литературная экспедиция«Война в судьбе моих родных» (письма с фронта, воспоминания ветеранов-земляков), «Край родной – гордость моя»

Литературно-музыкальный вечер«Край родной в стихах и песнях»

Фотовыставки«Родного города черты», «По родному краю

с фотоаппаратом», «Разноцветная палитра живой природы» (о цветах, насекомых, животных края)

Выставка-демонстрация творческих работ земляков«Красоту творим руками» (рукоделие, поделки, рисунки, резьба по дереву, плетение, вышивка и т.п.)

Картинная галерея«Художники города – в дар библиотеке»

Выставки-просмотры«Душа и память земли любимой», «Сердцу милый уголок – наш российский (любимый) городок»

Гурман-вечер любителей поэтического жанра«Поэзия края родного в душе зазвучала вновь…»

Выставка-открытие«Свет малой родины» (экспонаты из музея)

Историко-краеведческая экскурсия«Город мой, ты песня и легенда»

Час размышления«Наш город – нам его беречь»

Краеведческая викторина:«Мой край: настоящее, прошлое, будущее», «Пою мой край – край великих вдохновений», «Поэты родного края», «Тропинками родного края»

Краеведческие чтения«Родной земли многоголосье»

Устный журнал«Расскажу с любовью я о доме…»: Краеведение

Краеведческий урок-путешествие«Прогулки по Йошкар-Оле»: история улиц города»

Урок-панорама«Родная улица моя» (с видеофильмом или слайд-

Краеведческий час памяти«Помни их имена, Йошкар-Ола!»

Краеведческая интеллектуальная игра«Где эта улица, где этот дом?»,«Мой городок – душа России», «Серенада родному краю»

Краеведческая беседа-дайвинг«Легенды и были малой родины»,

«Судьба России и мой край: страницы истории», «Моя родина сегодня» (население, занятия земляков, природа, транспорт, промышленность, знатные люди и т.п.), «Из сокровенной памяти старожилов»

Час краеведения«Помни род свой и песню», «Здесь род мой, истоки мои», «В судьбе малой родины – наша судьба», «Я эту землю родиной зову»,«Я на этой земле родился»

Вечер поэтической магии«Волшебные места, где я живу душой»

Беседа-информация«Мы этой земли продолжение», «Про мир и дом, где мы живем»

«Краеведческий лабиринт»«В краю моем история России», «Родного края облик многоликий»

Литературная беседа«Малая родина в событиях и лицах»

Час памяти и мужества«Фронтовые подвиги наших земляков»

Музыкально-поэтический вечер«Земли моей лицо живое» (встреча с местными поэтами)

Тематический вечер«Живи в памяти людской» (посвящен известным людям)

Арт-встреча«Чудеса народного искусства»

Краеведческий вечер-репортаж«Хроника рождения города»

Краеведческая викторина«Знаешь ли ты свой город?»

Историко-краеведческая ретро-беседа«Есть город на просторах

Краеведческая беседа-откровение«И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам…»

Литературно-краеведческий вечер-встреча (с местными поэтами)«В городе теплых сердец свечи в душах зажглись…»

Вечер творческого общения с интересными людьми города«Я зажег в своем сердце костер…»

Краеведческий вечер-респект«Есть в России уголок, милый сердцу городок…»: творчество местных авторов»

Час занимательной экологии «Загадки природы родного края»

Краеведческое «рандеву»«Судьбой дарованные встречи»: встречи с местными деятелями культуры.

Я эту землю родиной зову

Волшебные места, где я живу душой…

Земли родной талант и вдохновенье (писатели-земляки)

Услышать зов земли, которой ты частица (экология края)

Тихая родина снова меня позовет

Наш земляк – большой художник слова

Жизнь его песни достойна

Пешком в историю (памятники города)

Моей судьбы обычаи и нравы

Литературные прогулки по городу

Йошкар-Ола на старых фотографиях

Взгляд на город, в котором мы живем

Живая старина: история улиц и площадей

Тебе, наш город, посвящаем…

Живут со мною рядом земляки

Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу

Край мой, исток мой, судьба моя

Желаем вам, уважаемые коллеги, новых достижений, творческих удач и успехов, успешного осуществления всех намеченных замыслов и планов на грядущий 2019 год!

Источник

Экскурсия-знакомство с библиотекой «Книжкин дом и как хорошо мы в нем живем» (1 класс)

специалист в области арт-терапии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ЛИЦЕЙ «МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 2»

«Книжкин дом и как хорошо мы в нем живем»

Экскурсия-знакомство с библиотекой

hello html 4fe03106

Подготовила: Митяй Н.И. педагог-библиотекарь

МОУ лицея «МОК № 2» гор. Джанкоя Республики Крым

Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «книжный фонд», «книжная выставка», «читательский формуляр».

Вызвать интерес к книге.

Научить школьников ориентироваться в библиотеке.

Ознакомить с «Правилами поведения в библиотеке».

Формировать бережное отношение к книгам.

(Ученики первого класса входят в библиотеку звучит песня «Книжкин дом» (А. Рыбников – Ю. Энтин)

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Ивановна! Сегодня вы впервые попали в сказочную страну, наполненную различными книгами, тайнами, загадками и приключениями. Здесь всегда царит загадочная тишина. А называется эта страна – «школьная библиотека».

А что такое «библиотека?»

«Библио» – книга, а «тека» – хранилище. А знаете, сколько лет существует библиотека? (ответы детей) Почти пять тысяч лет! Еще не было бумаги, а библиотеки уже были. Что же хранили в библиотеках? (ответы детей) Верно книги! А какие это были книги? (ответы детей) Правильно в Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках, в Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Теперь мы с вами знаем, что библиотека – это дом книг. Здесь живут книги, ваши верные друзья. Все книги, которые есть в библиотеке называются – «книжный фонд». Чтобы мы с вами быстро могли найти нужную нам книгу, у всех книг есть свое место, другими словами, каждая книга имеет свой дом и квартиру. Дом – это «книжный стеллаж», а квартира – это «книжная полка». Хорошо ориентироваться в этом мире книг вам помогу я – библиотекарь. Очень надеюсь, что мы с вами будем хорошими друзьями, я с удовольствием буду ждать вас в гости. Я подберу для вас интересные и познавательные книги, которые помогут узнать много нового и интересного.

В библиотеке два отдела: абонемент и читальный зал. «Абонемент» –это то место в библиотеке, где книги выдают на дом. Вы можете рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь, а в назначенный библиотекарем срок книгу нужно вернуть в библиотеку, ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать книгу приди в библиотеку и попроси продлить срок.

Но в нашей библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются – это энциклопедии, словари, справочники. Эти книги могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в «читальном зале».

В читальном зале можно почитать книгу или журнал, если у вас есть свободное от занятий время. Подготовить интересное сообщение, доклад для урока. Просмотреть о чень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать, как нужно вести себя в библиотеке. Внимательно прослушайте и запомните следующие правила:

В библиотеке нужно вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.

Нужно четко и внятно называть класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

Книги нужно возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Книги в библиотеке нужно ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти книгу для другого ученика.

Книги рождаются, живут, стареют, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. Все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники. (Беречь!)

Правильно! Давайте запомним некоторые правила:

Нельзя перегибать книги.

Загибать книжные страницы.

Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки.

Писать и рисовать в книгах.

Не вырывать листы, не вырезать картинки.

Нельзя читать книги во время еды.

А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? (Закладка)

Ребята, я хочу узнать, можете ли вы правильно обращаться с книгами. Мы с вами сыграем в игру «Что любит книга?». Если вы считаете, что книжки это любят, говорите хором – «Да», если не согласны – «Нет».

Игра «Что любит книжка?»
Грязные руки – Нет.

Дождик и снег – Нет.

Обложку – Да.
Валяться на полу – Нет.
Закладку – Да.
Бережное отношение – Да.
Омлет – Нет.
Чистые руки – Да.
Ласку – Да.
Драться – Нет.
Жить на книжной полке – Да.

Ручку и цветные карандаши – Нет.
Любознательных читателей – Да.
А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели. К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.

«Спасите! Нас съел серый волк!» (семеро козлят)

«Купил семена. Приезжайте тянуть» (дед «Репка»)

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!» (курочка Ряба)

«От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!» (Колобок)

«Люблю цветы только красных оттенков» (Настенька «Аленький цветочек»)

«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!» (Муха-Цокотуха)

«Хвост нашли. Плакать перестал» (ослик Иа «Винни-Пух и все, все, все»)

«В гости не приду. Мотор забарахлил» (Карлсон «Малыш и Карлсон»)

«У друга пропали очки. Попрошайничать стало трудно» (Лиса Алиса «Золотой ключик»)

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали и теперь давайте вспомним с какими новыми словами вы познакомились… (ответы детей) Правильно, вы теперь знаете, что такое «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «книжный фонд», «книжная выставка», «читательский формуляр».

А сейчас вы самостоятельно можете выбрать себе книги для чтения.

Вот и подходит к концу наше знакомство с библиотекой! Я жду вас в школьной библиотеке с 8.00 до 16.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. А чтоб вы не забыли график работы, как меня зовут, правила поведения в библиотеке, каждый из вас получит «Памятку читателя».

До свидания! До новых встреч, мои юные читатели!

Источник

Библиотечный урок – экскурсия.«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья»

Библиотекарь, Баба Яга.

Биб.: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, куда сегодня пришли? (Ответы детей) Правильно, в библиотеку. А знаете, в нашей библиотеке водятся чудеса. Я сейчас вас с ними познакомлю. Но сначала послушайте сказку.

Библиотекарь берёт книгу сказок, открывает её и читает.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» – означает книга, а «тека» – хранение.
Сказано – сделано. Словно из-под земли выросла библиотека. В её залах стали жить книги. Здесь были и взрослые: энциклопедии, романы, повести и весёлые детские книжки: сказки, рассказы, стихи. И стали приходить в библиотеку мальчишки и девчонки, их папы и мамы, бабушки и дедушки. Они брали книги домой, чтобы их читать. А для того, чтобы помогать детям и взрослым правильно выбирать книги, в библиотеке появились специальные люди – библиотекари. Стали книги жить весело, интересно и запели:
В библиотеке сельской
Мы славно заживём!
Мы в гости в дом чудесный
Тебя, читатель, ждём!
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!»

Слышится шум, грохот, крик. Выбегает Баба Яга.

БЯ: Это библиотека?
Биб.: Да, библиотека.
БЯ: Ну, тогда я правильно пришла! Давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше.
Биб.: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь ты в нашу библиотеку не записана, и даже не представилась.
БЯ: А вы разве меня не узнали? (к детям) Ребята, вы знаете, кот я такая? (Ответы детей)
Биб.: Ну, вообще-то мы с ребятами сразу догадались, что ты Баба Яга. Ведь ты зашла сюда и даже не поздоровалась.
БЯ: Ой, и правда.
Подбегает к ребятам и начинает с каждым здороваться за руку, называя своё имя.

Биб.: Баба Яга! Разве так здороваются! У тебя же рук не хватит со всеми поздороваться.
БЯ: А как надо?
Биб.: Ребята, как Баба Яга должна поздороваться? (Ответы детей)
БЯ: А-а-а, поняла. (громко) Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают)
Биб.: Вот теперь другое дело.
БЯ: Да я просто забыла, что надо поздороваться. Я ведь так спешила. Мне моя подружка, сорока настрекотала, что к вам сегодня придёт много читадетей.
Биб.: Кого – кого?
БЯ: Читадети. Ну, разве непонятно. Ведь они же читают книжки, значит читадети.
Биб.: Да, Баба Яга, ты это оригинально придумала, вот только правильно их будет называть читателями. Кстати, ты знаешь, что означает слово «библиотека»?
БЯ: Нет.
Биб.: Давайте, ребята, мы ей расскажем. Так вот, слово «библиотека» состоит из двух слов «библио» – книга, «тека» – хранение.
БЯ: (разочаровано) Так значит, здесь книги только хранятся? А я хотела у вас целую кучу книг взять.
Биб.: Что значит целую кучу книжек взять? Как-то ты неуважительно о них говоришь.
БЯ: Нет, что ты, я их очень люблю и уважаю. А если ты боишься, что я их не донесу, так вот у меня авоська есть. (показывает авоську)
Биб.: Ну, кто же в таких авоськах книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорила о том, что хотела бы взять книги домой почитать, то скажи мне, ты знаешь, где книги выбирать?
БЯ: (задумчиво оглядываясь) Ну-у-у-у, наверно везде. (показывает в разные стороны руками) Там, там и там.
Биб.: Значит не знаешь. Сейчас я тебе расскажу.

Библиотекарь рассказывает о том, где в библиотеке находятся книги для взрослых и детей.

Библиотекарь показывает, где расположены энциклопедии, рассказывает о самых интересных детских энциклопедиях, показывает их.

Биб.: В этих энциклопедиях можно найти ответы на любые вопросы.
БЯ: А, я поняла! Это «Кудакалки», «Чтокалки» и «Ктокалки».
Биб.: Ну, ты Баба Яга и придумала. Таких энциклопедий не существует. Зато в нашей библиотеке есть замечательная детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». В этой энциклопедии есть сведения о разных планетах, об известных писателях, о литературных героях, о странах мира, о животных, о растениях, о достижениях науки и техники, и о многом другом.
А ещё у нас есть интересная детская энциклопедия «Где растёт? Что едят?». В этой энциклопедии есть раздел «Сказочная деревня», в котором перечислены сказки о животных. И сейчас я вам буду читать о чём сказка, а вы, ребята, должны угадать, что это за сказка.

Игра «Сказочная деревня».

1. «Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев оказался рассудительным, благоразумным и благородным».
(«Три поросёнка»)
2. «У бабки и дедки была курица, но не простая. Она несла золотые яйца».
(«Курочка Ряба»)
3. «Был у одного хозяина осёл, и много лет таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден. Хозяин решил, что кормить осла теперь не стоит. Несправедливо обиженный осёл ушёл из дома и оправился в город Бремен, где повстречал друзей».
(«Бременские музыканты»)
4. «Давным-давно жил мельник. Он умер, оставив сыновьям мельницу, осла и кота. Старшему сыну повезло больше всех – он унаследовал мельницу. Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота».
(«Кот в сапогах»)
5. «Случилось это давным-давно. На крестьянском дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и осталось целым…»
(«Гадкий утёнок»)

После игры Баба Яга подходит к стеллажу с журналами.

БЯ: А это что за книги такие?
Биб.: Это не книги. Ребята, скажите, что это такое? (Ответы детей) Правильно, ребята, это журналы.

Библиотекарь рассказывает о том, какие журналы для детей выписывает библиотека.

Биб.: А ты Баба Яга своими руками что-нибудь делать любишь?
БЯ: Да я вообще всё своими руками делаю: и шью, и вышиваю, и детей в печке запекаю. Э-э-э, вообще-то это я раньше детей в печке запекала, а теперь добрая стала, детей полюбила, поэтому больше так не поступаю. Не бойтесь, ребята.
Биб.: Ну, раз так, то я советую тебе взять журнал «Коллекция идей», в нём ты найдёшь много интересных поделок.
БЯ: Обязательно возьму!
Биб.: А вообще, Баба Яга, ты какие книги хотела в библиотеке взять?
БЯ: Сказки! Я очень сказки люблю. Я их уже столько перечитала! И ещё почитать хочу.
Биб.: Ну вот я сейчас и проверю, внимательно ли ты сказки читаешь! А вы, ребята, любите сказки? Знаете их хорошо? (Ответы детей) Тогда вы сможете помочь Бабе Яге отгадать загадки о сказочных героях.

Викторина «Загадки о сказочных героях».

1. Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Золушка
2. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Медведь
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дюймовочка

4. Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Снегурочка
5. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Мальвина

6. Черепахе 300 лет
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?
Тартила

7. Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
Карлсон

8. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

9. Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ….
Баба Яга

10. У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —

Биб.: Молодец, Баба Яга! Спасибо, ребята, за то, что Бабе Яге помогли загадки отгадать. А теперь Баба Яга можешь выбрать книгу.
БЯ: Ура!
Баба Яга начинает бегать, перебирать, хватать книги, переставлять их с места на место.

Биб.: Стоп! Подожди, Баба Яга!
БЯ: Что такое?
Биб.: Ты неправильно книги выбираешь. Если ты взяла книгу, но не захотела брать её домой, то нужно поставить эту книгу обратно, на то самое место, откуда ты её взяла.
БЯ: Ой, ну подумаешь… И какая разница, куда её поставить.
Биб.: Да, нет, Баба Яга, очень большая. Вот представь себе: каждый из ребят, сидящих здесь, живёт на своей улице, в своём доме, в своей квартире, а ты возьмешь и отведёшь их по чужим адресам: Сашу – по Максимкиному адресу, а Свету – по Алешиному. Как ты думаешь, Баба Яга, что тогда получится?
БЯ: Ой, это какая-то великая перепутаница.
Биб.: И действительно, наверное, это никому не понравится: ни родителям, ни самим ребятам. Правда, ребята? Так что, запомни, Баба Яга, что существует целая система расстановки книг в библиотеке, чтобы их можно было легко и быстро найти.
БЯ: А-а-а. Поняла. Книжки – это жильцы большого дома и прописаны они по своим адресам.
Биб.: Верно, Баба Яга, вижу, ты всё правильно поняла. А я вот как раз для ребят одну интересную игру придумала.

Конкурс «Адрес книги».
На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т.е. найти нужный адрес книги.
1. «Принцесса на горошине» – горох.
2. «Винни – Пух и все-все-все» – бочонок меда.
3. «Золушка» – хрустальная туфелька.
4. «Кот в сапогах» – сапог.
6. «Малыш и Карлсон» – банка с вареньем.
7. «Колобок» – колобок.

Биб.: Молодцы, ребята! А сейчас, Баба Яга, выбери, наконец, книгу.
БЯ: (осторожно, аккуратно и неторопливо выбирает) Конечно, конечно, уж я так выберу, так выберу. (берёт самую новую и красивую книгу) Вот, эту книгу хочу взять.
Биб.: Хорошо Баба Яга, ты интересную книгу выбрала, новую, красивую. А вот, ребята, если вам в руки попадёт потрёпанная, не очень новая книга, разве вы откажетесь её прочитать? (ответы детей) Потрёпанная книга может оказаться интереснее, чем новая, а потрепана она так потому, что много детей её прочитали. Но с книгами нужно аккуратно обращаться, чтобы они могли послужить и другим читателям. А чтобы сохранить чистоту книг, надо соблюдать правила пользования книгой.
Баба Яга, вот если ты не дочитаешь книгу до конца, то как запомнишь то место, где закончила читать?
БЯ: Загну страницу книги и всё.
Биб.? Ну, что вы на это, ребята, скажете? (Ответы детей) Конечно, надо воспользоваться закладкой. В качестве закладки можно использовать любой листочек, а можно купить в магазине специальную закладку.
А как ты, Баба Яга, будешь страницы книги листать.
БЯ: А вот так! (начинает плевать на пальцы)
Биб.: (выхватывает книгу из рук Бабы Яги) Нет, нет, Баба Яга, так страницы книги листать нельзя!
БЯ: А чего?
Биб.: Перелистывать страницы книги надо аккуратно. (показывает, как это надо делать) А если ты, Баба Яга, будешь листать их мокрыми руками, то они запачкаются и некрасиво загнуться.
БЯ: А, поняла, поняла!
Биб.: А как ты думаешь, Баба Яга, можно в книгах рисовать, писать?
БЯ: Ха, конечно можно! Я всегда кому-нибудь усы или очки пририсовываю.
Биб.: Нет, Баба Яга, ты опять не права. В книге нельзя рисовать и писать. Ведь если ты пририсуешь герою усы, то ребята, которые будут читать эту книгу после тебя, не смогут понять что это за герой.
БЯ: (обижено) Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут ещё другие правила пользования книгой.

Ребята с помощью библиотекаря рассказывают Бабе Яге о том, что книги нужно носить в пакете, не трогать её грязными руками, нельзя бросать, рвать, нужно держать её подальше от домашних животных.

Биб.: А самое главное, Баба Яга, книги нужно вовремя возвращать в библиотеку.
И теперь, когда ты, знаешь всё про библиотеку и усвоила правила пользования книгой, ты становишься читателем нашей библиотеки. Я заведу на твоё имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать в библиотеке. (демонстрирует формуляр)
А вам, ребята, для того, чтобы стать читателями библиотеки, нужно прийти с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, старшим братом или сестрой.
БЯ: Вспомнила! Я ведь, когда по лесу шла, набрела на денежное дерево. На нём висели денежки, я их собрала и принесла ребятам.
Баба Яга раздаёт шоколадные монетки участникам мероприятия.
БЯ: Ну, ладно, книгу я выбрала, пойду теперь домой. До свидания, ребята! (уходит)
Биб.: Наша экскурсия по библиотеке подошла к концу. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями нашей библиотеке. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть однажды на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector