Новости
16 апреля 2021 в Центральной детской библиотеке прошли громкие чтения с обзором книг «Мечты о лете», посвящённые детской поэтессе Эмме Мошковской. Библиотекарь познакомила с творчеством Э.Мошковской, которая писала самые разные стихи, о новых домах, школе, о природе, о детях и для детей. Весёлые и поучительные стихи и сказки этой замечательной поэтессы давно вошли в золотой фонд детской литературы. Дети с большим интересом прослушали некоторые стихотворения Эммы Мошковской в прочтении сверстников из сборников автора: «Дом построили для всех», «Весёлый ветер», «Земля кружится», «Слушай дождик», «Мечты о лете». Вспомнили и других известных детских поэтов и писателей, которые знакомы каждому ребёнку с самого раннего возраста. Встреча прошла в дружественной обстановке. По завершении встречи, дети взяли книжки Э. Мошковской для домашнего прочтения.
15 апреля 2021 Передольская сельская библиотека провела для младших школьников литературный час «Веселые и поучительные стихи Э.Мошковской», посвященный 95-летию со дня рождения Эммы Мошковской. Дети познакомились с жизнью и творчеством детской писательницы и поэтессы. Во время встречи школьники отправились в поэтическое путешествие по стихам детской поэтессы и побывали на станциях: «Много профессий», «Живая природа», «Необычный дом», «Странные превращения», «Вредные привычки», где читали светлые, добрые стихи Э.Мошковской и с удовольствием участвовали в викторине «Закончи четверостишие». В библиотеке оформлена книжная выставка «Сказочный остров стихов Мошковской».
15 апреля 2021 Машковская сельская библиотека провела для юных читателей Спас-Прогнанской Основной общеобразовательной школы им.П.Л.Чебышева литературный час «Солнечная поэзия Э.Мошковской» к 95-летию со дня рождения детской поэтессы. Библиотекарь познакомила ребят с жизнью и творчеством Э.Мошковской, прочитала добрые, поучительные стихи: «Вежливое слово», «Я маму мою обидел». Стихи Э.Мошковской заняли особое место в детской литературе, но помимо стихов она писала прозу, сказки занималась переводами. Мероприятие было направлено на приобщение к ее творчеству, повышение читательской культуры детей.
Волшебное стеклышко Эммы Мошковской. Час поэзии, посвященный юбилею поэтессы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
“ЦЕНТРАЛИЗОВАНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА”
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ФИЛИАЛ № 8
ВОЛШЕБНОЕ СТЕКЛЫШКО ЭММЫ МОШКОВСКОЙ.
ЧАС ПОЭЗИИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЮ ПОЭТЕССЫ
Кто разработал сценарий:
Цель: Познакомить детей с творчеством
Оборудование: выставка книг Э. Мошковской, карточки с вежливыми словами, плакат и карточки для игры в школу, цветные стеклышки.
Мошковская – большой и самобытный поэт. Она настолько “детская”, что кажется, стихи написаны не взрослой тетей, а маленьким ребенком:
Я ушел в свою обиду.
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду не когда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста….
И в обиде я обидел
Я в обиде съел пирог
И проспал в ней два часа,
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!
А вот этот малыш говорит от имени зайцев:
На вокзале, на вокзале,
Зайцы волка провожали,
И сказал какой-то зай:
— Милый, милый, уеззай!
Эмма Эфраимовна Мошковская родилась 15 апреля 1926 года в Москве. Девочка росла в атмосфере труда, сердечного тепла и дружбы. У маленькой Эммы рано проявились музыкальные способности, она стало учиться музыке. Её не кто не заставлял, просто ей, встав рано утром, хотелось петь…
В 1962 году выщла первая книга Э. Мошковской – “Дядя Шар”. Затем выходят сборники стихов: “Жадина” (1963 год), “Не пора ли на урок?” (1964 год), “Люблю, когда утро” (1964 год), “Сто ребят – детский сад” (1965 год), “Земля кружится” (1966 год).
О себе Мошковская говорила: “ Я никогда не была взрослым поэтом. Если я пишу детские стихи, это значить, где-то в своём детстве не доиграла”.
Не возможно быть детским поэтом не чувствуя детей. Эмма Мошковская видела окружающий мир глазами ребенка. Радовалась и огорчалась вместе с ними.
Она знала, как бывает мучительно стыдно, когда малыш огорчает свою маму.
Из дому вместе не выйдем.
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Она ничего не расскажет,
Возьму я мешок за плечи,
я хлеба кусок найду,
найду я палку покрепче,
уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу
в страшный – страшный мороз!
И через бурную реку буду я строить мост!
И буду я главный начальник,
и буду я с бородой,
и буду такой печальный,
и молчаливый такой…
будет ветер зимний,
в самолет реактивный
мама возьмет билет…
И в день моего рождения
тот самолет прилетит,
и выйдет оттуда мама,
и мама меня простит!
Эмма Мошковская учила детей волшебным словам.
Давай дети и мы с вами вспомним волшебные слова. В каких ситуациях вы их произносите? Помогут нам в этом карточки с вежливыми словами.
Мошковская знала, как любят дети получать подарки, особенно, если они… живые.
Подарки вкусные есть.
Можно подарок съесть,
В клетке сидеть и петь.
может ползти, плыть,
Но каждый, наверно, хочет
Который хвостом виляет!
Эмма Мошковская помогала детям быть веселыми и счастливыми.
Библиотекарь читает стихотворение “Лесной оркестр”, дети показывают стихотворение в движение с помощью жестов и мимики.
Я был на счастливым острове.
Там я катался на ослике!
И там грузовик мой валялся,
Который давно потерялся!
И была там чашечка белая
Опять совершенно целая!
И лампа была не разбитая,
И мама была не сердитая.
-Дети исправляют ошибки в стихотворении “Грамотная ручка” (плакат со словами).
Дед берет за ручку внучку,
Покупает внучке ручку.
Это грамотная ручка!
Разве можно этой ручкой
Написать: “САБАКА Жучка”,
“Три АКНА”, “Два ПАЛЬТА”…
— Игра в слова. (карточки со словами по слогам).
Лягушка как Лягушка.
Маленькая такая Лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! ЛЯ и ГУШ и КА.
И жил-был слон! Большой – большой!
А только из одного слога. СЛОН. И это всё.
И маленькая Лягушка дразнила большого Слона:
— Э-э-э-э! Большой, а из одного слога!
Большой, а из одного слога!
Но пришла из болота ЦАП-ЛЯ из двух слогов,
И проглотила она ЛЯ-ГУШ-КУ из трех слого, всю!
— Инсценировка стихотворения “Таблица умножения”.
На сцену выходят участники.
Сколько шестью шесть?
Я сразу не соображу!
— А сколько будет пятью пять?
Уж это стыдно бы не знать.
— Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не хочу и промолчу!
— А сколько будет семью семь?
— Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят – я спешу.
— А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!
В жару я, может быть, совру…
— А сколько будет дважды два?!
— От Вас устала голова…
Но отвяжитесь Вас прошу!
Пойду у мамы я спрошу…
Для малышей игра “Мы считаем”(стихотворение Э. Мошковской “Мы осматриваем класс”)
3 Урок физкультуры:
Дети изображают буквы жестами.
Чтение сказки Э. Мошковской “Кто самый добрый”. (обсуждение)
Есть у Эммы Мошковской стихотворение про смешного человечка. Он находит двенадцать дощечек и решает построить дом, но хватает только на крылечко. Правда, “небо крышу ему подарило”, одной из стен стал “кудрявый лесок”, но даже лучше, что “не хватило на стены досок”: все могли зайти в гости – звери, птицы, майский жук… А самое главное: “Хорошо, что на крепкие двери, не хватило на двери досок!”
Жил на свете один человечек.
И пошел человечек гулять.
И нашел он двенадцать дощечек,
и решил себе домик собрать.
И сложил он сначала крылечко,
чтобы каждый войти к нему мог!
К сожаленью, тому человечку
Нехватило на стены досок.
Небо крышу ему подарило,
И стеной был кудрявый лесок.
Ничего, что ему не хватило,
не хватило на стены досок.
По утрам к нему утро входило,
выпивало росистый квасок.
Хорошо, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок.
И пришли к нему птицы и звери,
Майский жук заглянул на часок…
Хорошо, что на крепкие двери –
Не хватило на двери досок.
В стихах Эммы Мошковской дети растут, идут в школу, и в предчувствии новых забот у них появляется новая радость:
Дети читают стихотворение по две строчки.
Выясняются странные вещи:
Уменьшаются старые вещи…
Что-то стало с нашим столом.,
А был под столом мой дом!
Но стол стал уменьшаться…
И я перестал помещаться!
И уменьшалось кровать…
И кровать пришлось продавать.
И книжная полка – ниже…
И я дотянулся до книжек!
Но в герое, который сначала станет школьником, потом взрослым, останется тот самый ребенок, который богаче любого взрослого, потому что у него есть сокровища, которые дороже денег:
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка нет!
А такого красивого стеклышка нет!
(Дети смотрят через цветные стеклышки.)
Через всю жизнь пронесла Эмма Мошковская своё волшебное стеклышко, которое делало мир прекрасным.
Детям о писателях 20 века от А до Н.
Русские детские писатели 20 века: Библиографический словарь. – М. 1997 год.
Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. № 3 – 2006 год.