Эпос джангар мероприятия к 575 летию презентация

Презентация, доклад Калмыцкий героический эпос Джангари его отражение в изобразительном искусстве. К 575-летию эпоса

Презентация Калмыцкий героический эпос Джангари его отражение в изобразительном искусстве. К 575-летию эпоса, предмет презентации: МХК. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 10 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

0e50709ead56a6f9a738943f8134bbf2

Калмыцкий героический эпос «Джангар» – наследие духовной культуры седой старины занимает видное место в ряду таких творений народов мира, как «Илиада» и «Одиссея», «Манас» и «Калевала», «Гэсэр» и «Кобланды-Батыр», «Рустамхан» и др.

Эпос проиллюстрирован В. Фаворским при участии художников Г. Ечеистова, Т. Козулиной, Ф. Константинова, Л. Мюльгаупта, Н. Фаворского, В. Федяевской и В. Фербера, выполнивших работу под общим руководством В. Фаворского и по его рисункам.
Орнаменты и буквицы награвированы В. Фербером и Л. Мюльгауптом. Переплет, форзац и титул В. Фаворского.
Все фронтисписы восстановлены художниками: В. Федяевской, Е. Родионовой, О. Элис.
Все заставки, шмуцтитулы, концовки, инициалы, форзац и титул перегравированы граверами: Ф. Быковым, Л. Быковым, П. Архиреевым.

ee89ed54b516040969809154c1638bb0

575 лет калмыцкому героическому эпосу «Джангар».
2015-й год объявлен годом сохранения и популяризации калмыцкого героического эпоса «Джангар».

2c32c363a939ab459e854c10069b8a58

В.А. Фаворский. «Джангар». Бумба. Фронтиспис к Вступлению

105f8d6615c2d6e905240af63d8896b1

Г.О. Рокчинский
«Ээлян Овла»

5a2251241aa4341ab0b102b529ca4e45

В.А. Фаворский. «Джангар». Шикширги. Фронтиспис к Песни первой

7c6a2cf75a200b941c144f97c5b967bc

Е. Минтяев
«Алый Хонгор Неистовый »

bd89eaf34f2f0591a56db5058434eaf1

В. А. Фаворский. Экслибрис к эпосу «Джангар»

34f2f0862160cba256c4c40e63e6cad0

c9c33d209a0af86d2854c3d7dff1a168

В. А. Фаворский. Экслибрис к эпосу «Джангар»

Источник

Презентация к уроку «Калмыцкий народный эпос «Джангар»- 575 лет» (6 класс)

специалист в области арт-терапии

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация «Калмыцкий народный эпос «Джангар»- 575 лет» Автор: Убушиева Зоя Бамбаевна Учитель истории и обществознания. МОКУ «Верхнеяшкульская СОШ им.А.Д.Емченова» стр.подр.№2. 2015г. 575 лет

Ученые- джангароведы О существовании и бытовании у калмыков эпического сказания «Джангар» в литературе было известно уже давно, но о содержании «Джангара» до 19 века не было никаких сведений. Впервые в 1804 и 1805 годах Бергманом в Риге в немецком изложении были опубликованы две песни, но где и кем они были записаны- неизвестно. Все наши отечественные монголисты очень интересовались «Джангаром» и считали его своего рода шедевром устного народного творчества ойратов(калмыков). Первое исследование калмыцкого эпоса «Джангар» принадлежит нашему известному монголисту А.А. Бобровникову, который в 1854 году опубликовал перевод одной торгутской песни «Джангара», записанной Н.Н. Михайловым. Профессор К. Голстунский записал у торгутских джангарчи две песни и в 1864 году опубликовал их оригинальный текст без перевода. В дальнейшем профессор А.М. Позднеев дважды переиздавал эти песни- в 1892 и 1911 годах. После записей «Джангара», сделанных О. Ковалевским, И.И. Михайловым и К. Голстунским было записано ещё 10 песен в Малодербетовском улусе со слов джангарчи Ээлән Овла. Эта запись была проверена на месте профессором Котвичем и в 1910 году опубликовано в литографированном издании. В настоящее время имеется всего 26 песен «Джангара», из которых наиболее распространены 12 песен. В советское время вопросами «Джангариады» занимались академики Б.Я.Владимирцов и С.А.Козин, который в 1940 году опубликовал специальное исследование «Джангариада. Героическая поэма калмыков». Именно в результате исследований Козино определился 500-летний возраст «Джангариады». Вопросу «Джанагариады» также уделил внимание калмыцкий поэт Аксен Сусеев в специальном исследовании- «Поэтика Джангариады» 575 лет

Батрмудын андһар Җил насн хойран Җидин үзүрт өлгий, Җилв бах хойран Һанцхн Җаңһртан өгий. Эзн деерән эргәд, Эңгин олн – әмтнәннь төлә Байн эмҗл нертә Элкән йүүләд өгий, Бух нигт гиҗ, Хәрү хәләгсн бодң маднд уга. Уул өндр гиҗ, Өргл өөднь эс һаргсн күлг маднд уга. Улаһад иргсн зааһин улан түүмрәс бичә әй, Агсад иргсн күчтә хаани Мөсн шар зевин үзүрәс бичә әй, Эн йовх бийдән Буру уга зөвәр өңгрий. 575 лет

«Жизни свои острию копья предадим, Страсти свои державе родной посвятим; Да отрешимся от зависти, от похвальбы, От затаенной вражды, от измен, от алчбы; Груди свои обнажим, и вынем сердца, И за народ отдадим свою кровь до конца; Верными Джангару, едиными будем вовек И на земле будем жить, как один человек; Да никогда богатырь не кинется вспять, Вражью завидев неисчислимую рать! И да не будет коня у него, чтоб не мог Вихрем взлететь на самый высокий отрог; Да никогда никому бы страшна не была Сила железа, каленного добела; И да не будет страшна никому никогда Рассвирепевшего океана вода; И да не сыщется никогда силача, Что убоялся бы ледяного меча; И да пребудем бойцами правдивыми мы, И да пребудем всегда справедливыми мы; Да не содеем поступка другому во вред, Трех избежим чудовищ, трех страшных бед; Выполним клятву, чтоб совершенства достичь, Высшего, светлого круга блаженства достичь!» 575 лет

Җаңһрч Эрднин Андрей Җаңһрч экләд дуулна, «Җаңһрин» делкә уудна… Чикнә хуҗр ханна Чееҗ байрар дүүрнә. Арг Улан Хоңһрнь Агссн селмтә үзгднә. Орчлңгин Сәәхн Миңгиянь Ончта дүрәрн йилһрнә. Алдр Җаңһр нойнь Арвн хойр бодңта. Бумбин орндан нернь Буульмҗта, холд туурмҗта… Җаңһрчин дун җиңннә Җивр урһҗ ниснә Тег эңдән көкрнә Теркә зүркн бульглна. 575 лет

575 лет «Зәрмдән хотнур җаңһрчнр күрәд ирдг. Җаңһрч, герин өөр зәмләд сууҗ авчкад, Җаңһрин бөлгүдәс дуулдг. Төрүг төгәлҗ авчкад, кииһән дотран авч әмтн соңсцхад. Җаңһрч кезәӊк баатрмудын алтн цагин тускар, теднә баатр туурмҗин, бәәр бәрлдәнә тускар дуулдг. Җаңһрчиг йовҗ одсна хөөн кесгтән, медәтнр эврәннь эцкнрәсн, өвкнрәсн, соңссн тууҗсиг сергәһәд, туульд орсн, зүүдн болсн бумбин орна тускар күүндцхәдг. Тер орн – йилһән, үкл уга, мөңкин, нег дүрәр бәәдг, «чини-мини» угаһар, теткүләр белгсн, байн бәәдг орн-нутг. Эн узсхлңтә Бумбин орна туск тууҗ хальмгудт ирх герлтә җирһлин ицг үүдәдг билә».

Потомки Джангара Громадная общественно- воспитательная роль «Джангариады» подтверждается всей историей калмыцкого народа. Калмыцкие воины, участвовавшие в народных движениях Разина и Пугачёва, в национально-освободительных войнах русского народа против шведов в рядах войск Петра Первого, против нашествия Наполеона в рядах войск Кутузова, в Гражданской и Великой Отечественной войнах, вспоминали о подвигах Джангара и 12 его богатырей. В дни Великой Отечественной войны в частях, в которых служили калмыки можно было увидеть экземпляр «Джангара» на калмыцком и русском языках. Сержант Эрдни Деликов, Герой Советского Союза, о подвиге, которого сообщило Совинформбюро, после того как из противотанкового ружья уничтожил 3 вражеских броневика, воскликнул, истекая кровью: «Калмыки, потомки Джангара, никогда не отступают!» 575 лет

Конь и калмык В сорок первом В мерцании зарев Поскакал я навстречу войне На моем золотом Аранзале- Длинноногом калмыцком коне. На коне легендарном, былинном Часто пули щадили меня. Он однажды на поводе длинном Меня выволок из-под огня. Вместе шли мы дорогой одною, Почернелой, Сожжённой войной. Не забыть, Как, склонясь надо мною, Стриг ушами он воздух лесной… Ветры пели вдали за рекою, Как в калмыцкой степи джангарчи. М. Хонинов. Первым другом степняка является конь. Конь и калмык- неразлучные друзья в степи. Калмык с конём дойдет до края света, конь понесет его, куда пожелает наездник. В калмыцком народном эпосе богатыри Джангара одерживают одну победу за другой над иноземными захватчиками. Тут половину успеха на ратном поле обеспечивают легендарные скакуны. Конь по указанию богатыря вовремя доставляет его на место сражения. Во время битвы ловко, умело и смело подставляет свои сильные ноги, подбадривает богатыря. Если хозяин ранен, то немедленно его уносит с поля боя. 575 лет

Известные Джангарчи Ээлян Овла 2. Мукебюн Басангов 3. Бадмин Менкнасн 4. Дава Шавалиев 5. Насанка Болдырев 6. Муушка Дорджиев 7. Анджука Козаев 8. Телтя Лиджиев 9. Церен Адучиев 10. Николай Оргаев 11. Няямн Джукаев 12. Жууна Жавын 13. Улюмджи Бадмаев 14. Владимир Каруев 15. Канур Лдижиев 16. Поврам Санджи Бока 16. Михаил Манджиев 575 лет

Источник

специалист в области арт-терапии

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

« Это было в начале времен, в стародавний век золотой. Вечности начинался расцвет, величавый брезжил рассвет…»

Аксён Сусеев Быль с легендой кочуют веками По бескрайней земле степняков. Славный «Джангар» храним стариками Был в течение долгих веков. Он веками хранился не в свитках, Не в богатых тулмах из парчи, Не в роскошных нойонских кибитках, А в устах стариков-джангарчи.

Семен Липкин («Послесловие переводчика»): «…Вспомним нашу фронтовую поэзию в годы Отечественной войны с фашизмом. Некоторые поэты Советского Востока любили сравнивать своих героев с богатырями древних сказаний — с Манасом, Давидом Сасунским, Алпамышем, Джангаром и т. д. Наивность подобных сравнений бесспорна. Смешно было отождествлять советского человека, поднявшегося на защиту своей родины, с древним витязем, вооруженным луком и колчаном. Но и то бесспорно, что национальный эпос, как бессмертный свидетель величия народа в прошлом, мог наполнить душу советского воина законной гордостью. В дни Отечественной войны мне довелось служить в части, состоявшей главным образом из калмыков. Почти в каждой землянке я видел экземпляр «Джангара» на калмыцком или русском языках. Сержант Эрдни Деликов, Герой Советского Союза, о подвиге которого сообщило Совинформбюро, после того как из противотанкового ружья уничтожил, один за другим, три вражеских броневика, воскликнул, истекая кровью: «Калмыки, потомки Джангара, никогда не отступают!»

Лиджи Инджиев «Фронтовой дневник» (31.01.43.): «..Каждый раз, когда приближается бой, сердце повторяет слова клятвы древних калмыцких богатырей:

Эпос «Джангар» в годы ссылки Источником, укреплявшим силу духа, веру, стойкость всего калмыцкого народа вдали от родных мест, считал Д.Кугультинов, явился великий народный эпос «Джангар». В своих воспоминаниях он писал: «Для меня дороже всех книг в моей библиотеке том «Джангара», изданный в 1940 году. Он прошел весь путь калмыков, Сибирь и ссылку, и вернулся домой. Истрепанный том, в котором каждый лист потемнел от прикосновения множества рук. Страницы разъединены, и видно, что читали книгу несколько человек одновременно, разделив ее по главам, но ни одна страница не утеряна. Иные разбухли в буквальном смысле от слез. О чем плакали читавшие «Джангар» при свете лучины, под завывание сибирского зимнего ветр? Думаю, то были слезы радости от обретения надежды на жизнь…»

Санджи Каляев обладал огромным количеством знаний о калмыцком народе и родном крае. А знание наизусть песен калмыцкого эпоса «Джангар» сберегало Каляева от многих бед в годы отбывания несправедливого наказания в лагере на Колыме. По словам народного поэта Калмыкии Владимира Нурова, слышавшего рассказ об этом от самого Санджи Каляевича, лагерные авторитеты просили его читать им «Джангар» и в знак уважения, как могли, облегчали ему жизнь.

«Джангар» и калмыцкая диаспора В 1923 году в Праге была создана Калмыцкая комиссия культурных работников (КККР), которая придавала огромное значение развитию национальной печати в деле сохранения культурного наследия народа. Выполнение своей миссии в плане сохранения культурных традиций комиссия видела в популяризации эпоса «Джангар» и русской литературной классики. Американские профессора-востоковеды А. Борманжинов и Д. Крюгер были участниками международной Конферен­ции в Элисте в августе 1990 г., посвященной 550-летию калмыцкого народного эпоса «Джангар». А. Борманжинов, специалист по балто-славянской филологии, проявляет большой интерес к калмыковедению. Из его научных исследований по этой теме, опубликованных в различных науч­ных сборниках на западноевропейских языках, можно выделить публикации, связанные с героическим эпосом «Джан­гар»: «Библиография по джангароведению» (1981); «Героический эпос «Джангар” (1981); «Джангарчи Ээлян Овла» (1982); «О современном состоянии исследования «Джангара» (1981).

«Джангар» объединяет народ В 1990 году большая группа американских калмыков, более 40 человек, впервые сумели «прорваться» в Элисту. Официально они прибыли на празднование 550-летия калмыцкого эпоса «Джангар». И для российских и для американских калмыков это было время счастливого общения, поисков родни, посещение могил предков. Все целовались, обнимались, плакали, ходили из дома в дом. С того момента установились связи между американскими и российскими калмыками, произошло воссоединение родственников. Первая встреча была очень эмоционально насы­щенной. Вот как вспоминает одна из американских калмычек это время: «Мы приехали в собственную страну, могли говорить на своем соб­ственном языке, могли видеть свой собственный народ — калмыков, кал­мыцкие лица. Мы приехали в 10 часов вечера, ночью, весь аэропорт был освещен, кругом было много людей. Нас встречали родственники, кото­рых мы не знали в лицо. Их знали наши родители. Мы забыли о своих чемо­данах, все обнимались, плакали».

В парке «Дружба» в центре города Элисты установлен памятник калмыцкому джангарчи, носителю и певцу народного эпоса, со слов которого и была записана одноименная героическая поэма «Джангар», Ээляну Овле. На пересечении улиц Сусеева и Очирова в Элисте находится памятник Номто Очирову – калмыцкому ученому, просветителю, основоположнику джангароведения и реформатору калмыцкой письменности. Ему принадлежит запись и публикация первого издания жемчужины калмыцкого эпоса (Джангар). Также он стал издателем «Ойратских известий». Скульптор – Н. Евсеева. «Джангар» сегодня в нашей жизни

На постаменте высотой десять метров стоит Хонгор – Алый лев. Могучий богатырь, его взгляд суров и решителен, держит он в руках лук и готов пустить к врагам четыре стрелы, тем самым предупредив его нападение. Скульптура возведена в Элисте в 1999 году и принадлежит автору С. Ботиеву. Одним из самых интересных объектов среди памятников Элисты считается «Джангар». Трехметровый памятник «Джангар» несет в себе олицетворение стойкости и мужественности народа. Скульптор памятника «Джангар», установленного в 1998 году, стал А.Миронов.

Перед калмыцкой национальной гимназией в Элисте в 1997 году был возведен монумент «Три маленьких богатыря». Памятник представляет собой маленьких воинов в калмыцких боевых доспехах (герои из эпоса «Джангар»). Маленькие богатыри здесь символизируют всех детей калмыцкого народа, которые, как и взрослые, наравне переносили тяжбы в нелегкое время. Они, подобно героям «Джангара», решительны и патриотичны. Героям народного эпоса «Джангар» посвящен другой памятник Элисты – «Золотой всадник». Этот монумент высотой в 8 метров стоит у въезда в город: золотой всадник, возвышающийся на длинном шпиле, будто бы осматривает город с высоты птичьего полета. Кроме всего прочего, памятник «Золотому всаднику» является самым большим позолоченным монументальным сооружением в России.

Песни «Джангара» на земле потомков

Дмитрий Шараев: Я родился и вырос в селе Чилгир, где часто звучали калмыцкие песни стариков под домбру. И я тоже начал петь с пяти лет. А «Джангром» по-настоящему увлекся уже в школе, в 12 лет. Причем, позже, когда я исследовал биографии известных джангарчи, выяснилось, что у них интерес к «Джангару» тоже пробуждался именно в этом возрасте. Я изучал эпос по грампластинкам. Мы ходили в школу с углубленным изучением калмыцкого языка, и как-то классный руководитель дала нам послушать «Джангар». Меня тогда поразило долгое протяжное пение, во время которого джангарчи на одном дыхании произносил несколько длинных фраз, что казалось невозможным для обычного человека. Манера исполнения, текст и музыка завораживали. Помню, слушая эпос, я почувствовал, как по всему телу вдруг прошла дрожь и словно бы что-то во мне изменилось. Не петь «Джангар» после этого я уже не мог. Потом я участвовал в конкурсах в номинации «Юный джангарчи» и «Лучший джангарчи». Защитил диплом по «Джангару», и вообще вся моя жизнь тесно переплелась с этим эпосом. До сих пор, исполняя «Джангар», я чувствую: все тело дрожит, шевелятся на голове волосы. Это состояние трудно объяснить

Не сказка, Не чудесный сон Сей миг… Пиалы с кумысом В степи полезны здравью. За Бумбу, ставшей явью! Где неизвестна Чувств зима, Где только Радостью сама весна В сердцах владычит И молодостью кличет! НАПУТСТВИЕ ДЖАНГАРЧИ Лиджи Инджиев Да, небеса и степь – в красе! И будем молоды мы все В стране благоуханной, Единством осиянной! Сердцами нашими сильна Обетованная страна Богатырей былинных, В стремлениях – единых! И да пребудем в правде мы Друзьями света, а не тьмы, Крепки и справедливы! И этим – вечно живы. »

Алдр Җаңһрин 550-д ирцхәв: Америкин, Моңһлын, Китдин, Францин Наньчн хальмгин иньглтин нутгас Нертә Җаңһрин өөниг тосцхав. Герлтә нарна толин зальд Гекҗ тугмуд салькнд делснә. Хальмгуд хотл-балһснас Элстәс Халун менд гиичнрт өргҗәнә. Диилврин эзн Җаңһр баатрмудтаһан Делкәһәс ирсн иньглтин гиичнрт Дән-даҗг уга бәәхиг Дурдҗ номндан орулҗ шүтҗәнә. ҖАҢҺРТ Баринов Басң Орчлң эдл-аһурсарн байн, Омгта, җирһлтә эрүл бәәхиг Олн Дала ламта, Бурхн багшт, Орулҗ Җаңһр бурхнд зальврҗана. Җаңһр 550 җилин өөнән Җирһлтә байртаһар кехитн мөрдҗәнә. Менд, эрүл җирһҗ бәәхитн Мөңкиндән Җаңһр ханлт өргҗәнә.

. Питомцу великому степи родной, Веками сокрытому, как пеленой, – Создателю «Джангра» восторженно шлю я Приветствие и благодарность большую! Издревле творенье твое бережет В груди, как святыню, калмыцкий народ, В строках, где бурлит неуемное пламя, Батыры степные проходят пред нами, Из дальних столетий, из дальних краев К нам в душу доносится грохот боев. Певец-исполин, сединой убеленный, Послушай! – К тебе из страны обновленной Горячую речь обращаю свою: Меня и друзей молодую семью На славу родная отчизна взрастила. В степях, где лишь ветры свистели уныло, Веселая жизнь молодая взошла, И песни звенят без конца, без числа! ДЖАНГАРЧИ Давид Кугультинов

Присоединяйтесь к чтению и изучению эпоса «Джангара»!

Источник

Презентация Поэтические посвящения эпосу «Джангар»

специалист в области арт-терапии

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

У Алтая – осанка льва, Подпирает небо гривастая голова. Над просторами славной Бумбы День ударяет в гулкие бубны. Золото блещет в океанской волне, Как деревья, ветвятся кораллы на дне. И стоят от зари до зари На страже веселые богатыри. Дербен – Ойрат, союз четырех племен, Словно барс четырехлетний, силен, И Джангар клятву ему дает: Сила твоя вдвойне возрастет! У Алтая – осанка льва, Подпирает небо гривастая голова. Над просторами славной Бумбы День ударяет в гулкие бубны… ПЕСНЯ БОГАТЫРЕЙ ДЖАНГАРА Баатр Басангов Басангов, Б. Песня богатырей Джангара : стихотворение / Баатр Басангов // Поэты Калмыкии: стихотворения и поэмы. / сост: Б.Джимбинов. – Москва: «Художественная литература», 1970. – С. 45-46.

То радостно смеющийся на шелке, То шестирукий и притом с причудами, То всадник, скачущий верхом на волке, – С такими в детстве был знаком я буддами. Изображенья бога иль святого, Яичными написанные красками, В моей душе то нежно, то сурово Сливались с упоительными сказками. Потом я видел в молодые годы То, что я часто вспоминал с душевностью: Художник из Москвы длиннобородый Изображал мужей, рожденных древностью. И я своим глазам не верил, право: Позировали жители улусные, Но в бога превращал он гуртоправа, Таившего зачем-то мысли грустные, Кузнец, что ездил в Элисту недавно И победил борцов на состязании, Владыкой стал и засверкал державно, Как в нашем повествуется сказании. ГЕРОИ ИЗ ДРЕВНЕГО СКАЗАНИЯ Бем Джимбинов Джимбинов, Б. Герои из древнего сказания: стихотворение [отрывок] / Бем Джимбинов // Поэты Калмыкии: стихотворения и поэмы / сост: Б. Джимбинов – Москва: «Художественная литература», 1970. – С. 86-87.

Уласн герлин утанд арһул Удсн нарн залрҗ сууҗала, Бахтсн мини халун уханд Баахн сәәхлә холас үзгдҗәлә. Үзмҗтә уйн нәрн цогцта, Үлгүр дүүрң хурц келтә, Соньн сәәхн көркхн чирәтә, Солңһ мет бүләкн хәләцтә. Миим улан эвтәкн һоста, Миңһнә дурн – цусн хачрта Баахн эрк Арагнь-Дагнь Биив-ятхан һартан бәрв. Герлтә дуута чивһснь җирлзв, Геглзсн айснь күңкнҗ асхрв, Цагин холыг ивтлҗ нанур Цеңнсн дунь ирәд соңсгдв. Җилә һазрин хортан диилсн, Җидин үзүрин батынь хуһлсн, Җирһлин төлә хөвән нерәдсн Җаңһрин баатрмуд дууһинь соңсв. ҖАҢҺРЧ КҮҮКН Көглтин Дава Көглтин, Д. Җаңһрч күүкн: шүлг [тасрха]/ Көглтин Дава // Һурвн ботьд шүүһәд барлсн үүдәврмүд. 1-гч боть. – Элст. Барин гер «Герл» 2012. – Х.27-28.

Не сказка, Не чудесный сон Сей миг… Пиалы с кумысом В степи полезны здравью. За Бумбу, Ставшей явью! Где неизвестна Чувств зима, Где только Радостью сама Весна В сердцах владычит И молодостью кличет! НАПУТСТВИЕ ДЖАНГАРЧИ Лиджи Инджиев Да, небеса и степь – В красе! И будем молоды мы все В стране благоуханной, Единством осиянной! Сердцами нашими сильна Обетованная страна Богатырей былинных, В стремлениях – единых! И да пребудем в правде мы Друзьями света, А не тьмы, Крепки и справедливы! И этим – Вечно живы. » Инджиев, Л. Напутствие джангарчи: стихотворение [отрывок] / Лиджи Инджиев // С тобою, Россия!: стихи и поэмы / сост. Н.Б. Сангаджиева. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. – С. 185-187.

Алдр Җаңһрин 550-д ирцхәв: Америкин, Моңһлын, Китдин, Францин Наньчн хальмгин иньглтин нутгас Нертә Җаңһрин өөниг тосцхав. Герлтә нарна толин зальд Гекҗ тугмуд салькнд делснә. Хальмгуд хотл-балһснас Элстәс Халун менд гиичнрт өргҗәнә. Диилврин эзн Җаңһр баатрмудтаһан Делкәһәс ирсн иньглтин гиичнрт Дән-даҗг уга бәәхиг Дурдҗ номндан орулҗ шүтҗәнә. ҖАҢҺРТ Баринов Басң Орчлң эдл-аһурсарн байн, Омгта, җирһлтә эрүл бәәхиг Олн Дала ламта, Бурхн багшт, Орулҗ Җаңһр бурхнд зальврҗана. Җаңһр 550 җилин өөнән Җирһлтә байртаһар кехитн мөрдҗәнә. Менд, эрүл җирһҗ бәәхитн Мөңкиндән Җаңһр ханлт өргҗәнә. Баринов, Б. Җаңһрт: шүлг / Баринов Басң // Һашута хаалһин җирһл: шүлгүд. – Элст: АПП «Джангар», 1995. – Х. 12-13.

. Питомцу великому степи родной, Веками сокрытому, как пеленой, – Создателю «Джангра» восторженно шлю я Приветствие и благодарность большую! Издревле творенье твое бережет В груди, как святыню, калмыцкий народ, В строках, где бурлит неуемное пламя, Батыры степные проходят пред нами, Из дальних столетий, из дальних краев К нам в душу доносится грохот боев. Певец-исполин, сединой убеленный, Послушай! – К тебе из страны обновленной Горячую речь обращаю свою: Меня и друзей молодую семью На славу родная отчизна взрастила. В степях, где лишь ветры свистели уныло, Веселая жизнь молодая взошла, И песни звенят без конца, без числа! ДЖАНГАРЧИ Давид Кугультинов Кугультинов, Д. Джангарчи: стихотворение [отрывок]/ Давид Кугультинов // Поэзия Калмыкии: стихи. – Москва: «Художественная литература», 1940. – С. 59-61.

Холд мөрлҗ йовна, О, хәәртә дуулвр Хәрин әмтнд соңсгдна. Бумбин орна дүр Бурхн мет залрна. Дуулврин өөнин байсвр Дүүрәһән үлдәҗ давла. «Җаңһр» угтлһна гиичнр Җиврлсн седклтә хәрцхәлә, Тедн эврә санвртан Таңсг тодлвр теецхәлә: Арнзл зеердтә «Җаңһр» Айта дүрәрн йовна, Холын ордла иньглхәр Халун арнзлан адһана… О, ӘДСТӘ «ҖАҢҺР» Инҗин Лиҗ Инҗин, Л. О, әдстә «Җаңһр»: шүлг [тасрха]/ Инҗин Лиҗ // Инҗин, Л. Санан: шүлгүд болн орчуллһс / Инҗин Лиҗ. – Элст Хальмг дегтр һарһач, 2005. – Х. 21-22.

«Джангар» калмыцкий читаю – Дедов бессмертную славу, Дар, где могуществом гения, Жизни постигшего суть, Мудрость веков золотая Впаяна в песен оправу, – Тайну любого явления Глубже стремлюсь почерпнуть, Страсти познать рубежи, хитросплетенья, соблазны, Что неизменно свежи, сказочно разнообразны… Будто я долго бродил В знойной пустыне бесплодной, Но различил сквозь туман Рощицу издалека И, выбиваясь из сил, К струйке рванулся холодной, Пью, рассекая фонтан Бьющего вверх родника, Жажду тобой утоляю, «Джангар» наш вдохновенный, Предков благословляю, кланяюсь им смиренно. Кугультинов, Д. Читая «Джангар»: стихотворение / Давид Кугультинов // Собрание сочинений. в 3-х т. Т. 2: стихотворения, поэмы [пер. с калм.]. – Москва: «Художественная литература», 1988. – С. 149-152. ЧИТАЯ «ДЖАНГАР» Давид Кугультинов

Аксён Сусеев Быль с легендой кочуют веками По бескрайней земле степняков. Славный «Джангар» храним стариками Был в течение долгих веков. Он веками хранился не в свитках, Не в богатых тулмах из парчи, Не в роскошных нойоноских кибитках, А в устах стариков-джангарчи.

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Номер материала: ДВ-128867

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector