Эстетическое воспитание детей в библиотеке мероприятия

Работа библиотек по эстетическому воспитанию читателей

Методические рекомендации в помощь работе библиотек.
«Нельзя вырастить полноценного человека
без воспитания в нем чувства прекрасного…»
Р.Тагор
Воспитание чувства человека начинается с красоты. Её восприятие – это первая ступень эмоциональной отзывчивости. Восприимчивость к прекрасному делает душу богаче и радостнее, помогает лучше понять себя и окружающий мир. Одно из основных работ библиотек является эстетическое воспитание.
Повышение эффективности использования читателями нравственно – эстетического, художественного потенциала литературы требует комплексной рекомендации художественной литературы и литературной критики, изданий по искусству, дифференцированного подхода и преемственности в содержании, методике и формах с различными категориями читателей: детьми, юношеством и взрослыми.
Формы работы по продвижению самой книги как эстетической ценности могут носить различный характер – это презентация книги, встреча с актуальной книгой, выставка одной книги, выставка – портрет, книжно – предметная выставка.
Книжные выставки в библиотеке, имеющие своей целью делать рекламу книги и её популяризацию, могут иметь самые различные нетрадиционные формы: выставка – игра, выставка – дискуссия, выставка – размышление, выставка – календарь, выставка – вернисаж.
В библиотеке можно оформить выставки на темы: «Краски и звуки родной природы», «Осень – дивная пора», «Здравствуй, гостья зима», «Полюбуйся: весна наступает», «Галерея искусств», «Чудеса народного искусства», на которой будут экспонироваться подлинные предметы декоративно – прикладного творчества. При оформлении выставок библиотекари могут использовать вырезки из журналов, редкие иллюстрации, художественные альбомы.
«В ней душа — как ясный день» (женщины 18-19 веков в портретах русских художников)
«Русская сказка в живописи В.М. Васнецова»
«Молчаливая поэзия цветов» (цветы в живописи, поэзии, музыке)
Выставка – экскурсия «Павел Третьяков и его галерея», здесь читатель узнает о знаменитом на весь мир музее Государственной Третьяковской галерее, а также о его основателе П. Третьякове.
«Художник, воспевающий море» (о Айвозовском), а также поместите рисунки детей на тему: «Я рисую море»
«Певец русской природы» (о Шишкине)
«Россия глазами В. Г. Перова»
«Души изменчивой приметы» (о русских художниках)

Потокина Л.А., методист

Источник

IX. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Нравственное воспитание – одно из ведущих направлений в работе библиотек. Воспитание положительного отношения читателей к окружающим его людям, формирование ценностных мировоззренческих ориентаций, становление морального сознания личности – вот круг вопросов, в решении которых библиотеки стремятся оказать помощь читателям.

Во всех библиотеках нашего района оформлялись книжные выставки, выставки- диалоги, выставки – советы, знакомящие ребят с правилами поведения людей в обществе, с хорошими манерами. Проводились циклы бесед, уроки доброты, часы полезных советов на тему нравственности.

Одной из задач эстетического воспитания является приобщение читателей к чтению литературы по искусству, пробуждение чувства прекрасного и развития творческих способностей у читателей.В библиотеках Высокогорской ЦБС в течение года оформлялись книжно-иллюстрированные выставки, посвященные юбилеям художников, композиторов, артистов. Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Оно включает в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр и т.д.

В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

В Читальном зале ЦБ собрались гости вечера, среди которых были активные читатели и бывшие наши сотрудники. Открывая вечер директор библиотеки З.Ф.Абдуллазянова душевно поприветствовала гостей и прочитала очень трогательное стихотворение «Солдат энисе». Она сочинила его для методиста Р.М.Гибаевой, сын которой успешно проходит службу в рядах Вооруженных сил России.

Продолжился вечер обзором книжной выставки «День Матери – день любви и благодарности». Здесь была представлена святая страница нашей поэзии- это стихи о матери.

Со слезами на глазах все слушали поучительную «Притчу о Гусыне», которую рассказала гл. библиотекарь ДБ Смирнова В.П.

В конце вечера все гости поблагодарили сотрудников отдела обслуживания за теплую и содержательную встречу.

В Шапшинской библиотеке провели выставку-просмотр Волшебная кисть художника академика живописи А.М. Васнецова”. Выставка-иллюстраций Любая картина – считай шедевр живописца М. Врубеля. Выставка имела разделы:

— М.А. Врубель – художник иных миров

В Альдермышской библиотеке провели к Международному Дню театра викторину “ Театр яктыллыкка, нургаилтэ.

В Усадской библиотеке проведен вечер поэзии “Поэзия женской души” по творчеству А. Ахматовой. “Великий баснописец” по творчеству крылова И. – инсценировка басен.

Библиотека п. Дачноепровела по творчеству А.С. Пушкина День поэзии.

Чернышевская библиотека ко дню музеев провела беседу Палата полная редкостей”.

Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, чем раньше заложен этот потенциал, тем более развитым будет эстетическое сознание человека.

X.ПРОПАГАНДА БИБЛИОТЕЧНЫХ ЗНАНИЙ. ПРОВЕДЕНИЕ ДНЯ БИБЛИОТЕК. КЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ.

Айшинская б-ка.

Ко Дню библиотек в Тат. Айшинской библиотеке был проведен круиз «По книжному царству», где были остановки по всем разделам литературы, имеющиеся в библиотеке, было рассказано, как ориентироваться в книжном царстве». Был проведен тематический вечер «Читающий человек – счастливый человек», в ходе которого была проведена пропаганда книги, чтения, библиотечно-библиографических знаний и бережного отношения к книге.

Провела цикл мероприятий «Открываем страну чудес» — экскурсия в библиотеку.

Литературное путешествие по библиотеке для дошкольников.

Подведение итогов конкурса «Самый активный читатель»

Чувашлинская б-ка

Источник

Эстетическое воспитание в библиотеке как метод приобщения читателей к чтению и художественному творчеству

Приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства является одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Современная библиотека – это место, где дети и подростки могут соприкоснуться со всеми жанрами искусства: художественным словом и музыкой, театральным, изобразительным и прикладным творчеством.

24 сентября в Константиновской районной библиотеке им. Ф. П. Крюкова прошел семинар библиотечных работников: «Эстетическое воспитание в библиотеке как метод приобщения читателей к чтению и художественному творчеству».

На семинаре рассматривались вопросы, связанные с популяризацией искусства, продвижением и раскрытием библиотечных фондов по искусству, формированием эстетической культуры, организацией инновационных культурно-просветительских проектов.

Кроме этого, перед организаторами семинара стояла задача обеспечить библиотекарей основными информационными и методическими материалами по эстетическому воспитанию.

Открыла семинар зав. методико – библиографическим отделом

В своем выступлении она отметила значительную роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании.

С наиболее интересными проектами из опыта российских библиотек по эстетическому воспитанию детей и подростков слушателей семинара познакомила методист КРБ Ленивая В.В.

Продолжила семинар тема «Книга как средство эстетического воспитания».

Зав. детской библиотекой им. А. С. Пушкина Волохова С.Ю. привела несколько ярких примеров по использованию эстетического потенциала книг.

Вторая часть семинара была посвящена организации эстетического процесса в детской среде.

«Роль книги в эстетическом воспитании дошкольников» так называлось выступление воспитателя МБДОУ №4 «Золотой ключик» Левченко З.И.

Она рассказала и показала, используя красочный видеоряд, об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста при чтении книг в условиях дошкольного учреждения и в тесном сотрудничестве с библиотекой.

В практической части семинара было представлено познавательное занятие «Театрализованная игра – как важная составляющая всестороннего развития личности», которое подготовила и провела учитель – логопед МБДОУ №1 «Аленушка» Жирова М.Г.

Участникам семинара были представлены постановки кукольных спектаклей по сказкам С. Маршака «Кто колечко найдет?» и «Сказка о глупом мышонке» с участием Вероники Волковой.

Для того чтобы фонд библиотек удовлетворял запросы жителей района, от библиотекаря требуется постоянное изучение контингента пользователей, их потребностей, интересов, литературных вкусов.

Об этом шла речь в консультации зав. ОКиО Гончаровой Т.В.

Подарком участникам семинара стала выставка творческих работ воспитанников КДШИ «Давай раскрасим мир вместе!

Завершился семинар подведением итогов и награждением участников областного литературно – творческого конкурса «Славлю тебя, Дон дорогой!»

На семинаре удалось обозначить ту роль, которое искусство приобретает в нынешней культурной функции библиотек: сохранять, приумножать, создавать….

Источник

Эстетическое воспитание как приоритетное направление в творчестве учащихся и библиотечной работе

специалист в области арт-терапии

«Нельзя вырастить полноценного

человека без воспитания в нем

На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания.

Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях.

Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, а предметом декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников.

Исходя из актуальности темы, определяется цель, заключающаяся в изучении теоретического материала, что в свою очередь определяет постановку следующих задач:

— Раскрыть понятие эстетическое воспитание;

— Критерии эстетической воспитанности;

— Формы и методы эстетического воспитания школьников.

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

Эстетическое воспитание — направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

В воспитании ребёнка и эстетическом развитии школьника особую роль играет декаративно- прикладное искусство. Оно является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Художественно эстетическое воспитание школьников это важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Учебный процесс и внеурочная деятельность как форма досуга закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная и прикладная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие во всём процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

Библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Библиотека – это мир открытий, способствующий развитию у детей творческой индивидуальности. Эстетическая деятельность детей заключает в себе не только процесс восприятия и оценки, но и непосредственное создание красоты своими руками, основываясь на полученных эстетических знаниях и собственном чувстве прекрасного. Творчесво ребёнка возникает с эстетики окружающего его мира, обстановки, быта. Для детей наглядность играет важную роль, поскольку восприятие ребёнка носит наглядно-образный характер. А потому использование наглядности в библиотечной работе с детьми – это разговор с ребёнком на понятном ему языке. Выставочная работа была и остаётся одним из самых интересных направлений в библиотеке. Работы, сделанные своими руками всегда –повод показать и научить других различным видам творчества. Библиотеки накапливают свой уникальный опыт, осваивают новые формы работы, находятся в постоянном поиске новых решений и идей.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи

 изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития школьников;

 создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития детей, их творческого потенциала;

 использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей;

 организация образовательного процесса

(работа с детьми и родителями). Творение своими руками пробуждает у детей эмоционально – творческое начало. Одним из важных условий по художественно – эстетическому воспитанию в нашей библиотеке является правильно организованная предметно – развивающая среда. В библиотеке организовано творческое пространство, уголок изобразительной деятельности.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является декоративно-прикладное творчество. На примере работы нашего кружка «Умелые ручки», мы с девочками покажем вам мастер класс по основам декупажа, узнаем историю этого вида искусства и все вместе попробуем выполнить самые простые элементы.

Источник

Деятельность детской библиотеки по эстетическому воспитанию детей и подростков

Сущность, задачи и методы эстетического воспитания. Библиотека как современный центр доступа к информации. Опыт работы школьных и публичных библиотек по формированию эстетического воспитания у детей и подростков. Формы эстетического воспитания ребёнка.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.01.2016
Размер файла 39,8 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УО “Белорусский государственный университет культуры и искусств”

Кафедра теории и истории информационно-документных коммуникаций

Деятельность детской библиотеки по эстетическому воспитанию детей и подростков (на примере районной детской библиотеки г. Солигорска)

студентка 431 группы ФЗО

Усович Наталья Владимировна

канд. пед. наук, старший преподаватель

Допущена к защите: “____”____________2015 г.

Зав. кафедрой теории и истории ИДК

канд. пед. наук, профессор В.А. Касап _________

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания

1.1 Сущность понятия «эстетического воспитания»

1.2 Задачи и методы эстетического воспитания

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

эстетический воспитание ребёнок библиотека

1.1 Сущность понятия «эстетического воспитания»

Мерой и показателем уровня эстетического развития и воспитания человека служит его эстетическая культура, а для того что бы приобщить ребенка (подростка) необходимо в нем воспитывать и развивать чувство к прекрасному.

Идея эстетического воспитания зародилась в глубокой древности. Представление о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменились, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Категории: «красивое», «прекрасное», легли в основу системы эстетического воспитания. Нет такой реальности, к которой нельзя было бы применить критерии красоты или эстетические характеристики.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой (библиотекой). Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М. Торошилова В.Н. Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Например: И.Д. Запорожец определяет эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [6;с.43].

· Это процесс целенаправленного воздействия.

· Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

· Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания

происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутренне духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Таким образом, что же такое эстетическое воспитание?

В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении). [21;с.27]

Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей:

· формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

· развитие эстетическо-творческих потенций личности.

Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Красота, помимо другого своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Многие часы, которые провел, играя на скрипке Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса».

1.2 Задачи и методы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [14;с.27].

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетическо-творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества. [8;с. 28].

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно, В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ребенка, его побуждения, стремления, переживания.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий; объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога (библиотекаря). [13;с. 124].

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепианной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей, почувствовали выразительность художественных средств.

Меняются методы и в зависимости от формы организации деятельности. На художественных занятиях детям даются точные указания или предлагается детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т.д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки. [21;с. 58].

Итак, мы видим много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за движениями птиц, педагог (библиотекарь) использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к природе, её украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Так же определяется ряд эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

· метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

· метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

· метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям:

· метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Например развивая правильную дикцию у ребенка, педагог (библиотекарь) предлагает по-разному прочитать текст: сначала вполголоса, затем ритмично выговаривая слова под фортепианное сопровождение или выделяя отдельные трудные слова и т. д.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, педагог (библиотекарь) неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Как ни важно непосредственное общение ребенка с прекрасным, однако этого недостаточно. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования личности. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям. Рассматриваемые методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного. В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное развитие ребенка.[21;с.59]

Признание обусловленности форм эстетического воспитания типами деятельности позволяет более точно представить структуру эстетического воспитания.

Обычно в литературе исследователи к формам эстетического воспитания относят и элементы системы эстетического воспитания (семью, школу, быт) и сферы эстетического воспитания (например, природу, общественную жизнь и т. д.). Такая терминологическая чересполосица является прямым следствием отсутствия единого теоретического принципа в основе тех теорий эстетического воспитания, которые предлагаются отдельными авторами.

Конечно, в эстетическом воспитании все переплетено, взаимосвязано, и то, что в одном отношении рассматривается как форма воспитания, в другом отношении является его сферой, то, что считается методом воспитания, в чем-то тождественно его форме. Итак какие же существуют формы эстетического воспитания:

Основой, непременным условием жизни человека является практическая, общественно-производственная деятельность, труд в разных его исторических формах. Именно трудовая деятельность предопределила развитие человеческого сознания, всего многообразия человеческих чувств. В труде возникла и вся система эстетических реакций, которые обобщенно определяются как эстетическое переживание, и сама эстетическая потребность, в результате удовлетворения которой они возникают. В этом смысле слова все эстетические переживания в своей основе сформированы именно в трудовой деятельности предшествующих поколений. Известно, что труд, взятый в его всеобщей форме, включает в себя некоторые основные моменты, а именно: предмет труда, средства труда и процесс труда. Предмет труда выступает в разных формах: как «первозданная»природа, преобразуемая и используемая человеком в его целях, как сырье и, наконец, как предметы, обрабатываемые человеком. Природа, рассматриваемая как предмет труда в самом общем виде, не есть нечто раз и навсегда данное, ибо она в разные периоды истории играет неодинаковую роль в жизни человека.

Конечно, факт возникновения эстетических переживаний в труде не дает оснований утверждать, что труд ориентирован только на удовлетворение эстетических потребностей человека. Он общественно необходим для удовлетворения практических потребностей, без чего невозможна сама жизнь, существование общества его развитие. Однако сопутствующее любому компоненту труда эстетическое переживание дает возможное использовать его в эстетически-воспитательных целях.

Художественно-творческая деятельность как созидание конкретного предмета развивает и обогащает человеческую эстетическую чувственность. Ребенок, а затем и взрослый сформировавшийся человек, занимающийся музыкой, начинает лучше «слышать»; даже самые простые упражнения, в которых творческий элемент сведен до минимума, постепенно отшлифовывают чувство ритма и мелодии. Тем более обогащает их свободная творческая самодеятельность личности, содействующая радостному выявлению ее способностей.

Практические занятия искусством повседневно ставят человека в сложную систему отношений: к природе, обществу, к другим людям, общение с которыми оказывается сверхзадачей таких занятий всегда, на любом возрастном этапе. В этой системе отношений складывается такая форма эстетического переживания, как идеал. Следовательно, художественно-творческая деятельность имеет непосредственное влияние на характер этого идеала, что также следует тщательно и обдуманно учитывать. Итак, в природе искусства как особой деятельности заключен высокий воспитательный потенциал. Но эстетически-воспитательные возможности искусства неизмеримо шире, что обусловлено своеобразием его общественного «потребления».

С первых шагов практической деятельности человека развивается и деятельность познавательная, без которой по сути дела невозможен любой человеческий труд. По мере социального развития и в силу общественного разделения труда мышление уже на ранней стадии исторического процесса предопределило возможность обособления умственной деятельности, возникновения науки как формы общественного сознания, развития интеллигенции.

Вся сфера предметной, практической деятельности человека, все, созданное его трудом, эстетически переживается глубже, богаче, разностороннее по мере расширения знаний о них. Особенно важно подчеркнуть эту закономерность применительно к эстетическому переживанию продуктов художественной, духовно-практической деятельности. Физическую красоту человека, совершенство и пропорциональность его форм мы переживаем, если так можно выразиться, непосредственнее, чем прекрасное в его личности, в гражданском, духовном ит. п. облике.

Выясняя в практических отношениях и в процессе познания сущность той или иной личности, мы как бы накладываем эти практические и мыслительные данные на новый процесс непосредственного эстетического переживания, углубляем его. Общеизвестно, например, изменение характера наших эстетических переживаний, связанных с изменением представлений об облике личности. Не случайно, конечно, гибкая речь человеческая зафиксировала разную степень непосредственных оценок, закрепленных в понятиях «красивый» и «прекрасный» применительно к жизни людей. И наконец, без работы мышления попросту невозможны эстетические переживания в том случае, если их объектом оказывается сам процесс мышления, искания человеческого ума, научные открытия и т. д.

Интерпретируя игру как упражнение способностей, мы говорим об ее происхождении из проявления избытка сил, накопленных в организме. Содержание же игры, делает вывод Г.В. Плеханов, обусловлено, в конечном счете той практической деятельностью, которая исторически предшествует ей. У человека определяющую роль играет труд. Он сочувственно цитирует следующее положение Вильгельма Вундта: «Игра есть дитя труда. Нет ни одной формы игры, которая не имела бы своего образца в том или другом виде серьезного занятия, как это само собой разумеется, предшествующего ей во времени. Ибо жизненная необходимость принуждает к труду, а в труде человек мало-помалу научается смотреть на употребление в дело своей силы, как на удовольствие».

Формы эстетического воспитания, отмеченные нами выше, осуществляют единую задачу, характерную для конкретной системы такого воспитания. Но осуществляют они ее по-разному, в соответствии со спецификой каждой из них. Различия здесь сказываются:

а) в ориентированности, то есть в том, какие эстетические потребности лучше всего воспитываются данной формой;

б) в эффективности воздействия на личность.

Конечно, за различием нельзя забывать общности всех этих форм, нельзя не учитывать относительности, подвижности границ между ними. Так, искусство в определенных пределах может рассматриваться как вид трудовой деятельности, обладающий всеми ее признаками. С другой стороны, в трудовой деятельности присутствует эстетический элемент, наиболее отчетливо проявляющийся в искусстве. И в трудовой деятельности, и в искусстве можно выявить некоторые элементы игровой деятельности.[21;с.34]

В наше время проблемы эстетического воспитания очень актуальны. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. [18;с.207]

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.

6. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.

19. Петухова, Н. В. Фарміраванне эстэтычнага ўспрымання прыроды ўдзельнікамі аматарскага фальклорнага калектыву / Н. Петухова

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте. Основные задачи и принципы эстетического воспитания дошкольников. Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении.

курсовая работа [51,9 K], добавлен 19.12.2016

Особенности эстетического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания. Рекомендации по эстетическому воспитанию дошкольников на занятиях изобразительной деятельности.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 15.04.2013

Понятие эстетического воспитания как процесса формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Специфика методического контроля художественно-эстетического воспитания детей.

курсовая работа [46,4 K], добавлен 18.04.2012

Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников. Характеристика программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Экспериментальное исследование уровня эстетического воспитания у детей.

курсовая работа [260,8 K], добавлен 05.05.2013

Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики и результаты экспериментальных исследований особенностей эстетического воспитания дошкольников.

курсовая работа [26,7 K], добавлен 21.06.2010

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector