Эстетическое воспитание в начальной школе мероприятия

Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Эстетическое воспитание в начальной школе

Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоническому развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, театрального искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.

Восприятие произведений театрального искусства и литературы, живописи, музыки осуществляется лишь при создании особой психологической установки. Каждый из видов искусства раскрывает те или иные стороны жизни. Красота форм и красок передается живописью, связь человека с действительностью отражает литература, музыка передает чувства человеческой души.

Большая роль в эстетическом воспитании детей отводится кино. Демонстрации детских фильмов, мультфильмов положительно воздействуют на мировоззрение ребенка, на его художественный вкус. С помощью кино дети знакомятся с театральными постановками, балетным искусством, живописью.

Важным звеном эстетического восприятия является изучение литературы, и в частности поэзии. Особое внимание надо отвести читательским конференциям, часам поэзии, игровой театрализованной деятельности, конкурсам чтецов.

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является изучение музыки. Без музыки не обходится ни один праздник. Много внимания уделяется музыке наших прадедов, живших по своим старинным обычаям.

Произведения изобразительного искусства уникальны. При их изучении очень помогут альбомы репродукций, открытки. Конкурсы рисунков здесь очень уместны. Они помогут выявить начинающие таланты.

Театральные представления помогают зрителям участвовать в творческом процессе, так как способствуют развитию чувства сопереживания героям. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя или порицая их. Важное значение в эстетическом воспитании имеет танец. Особенно важна культура бытового танца как форма проведения досуга, как средство создания душевного настроя.

Разработки мероприятий в начальной школе по эстетическому воспитанию

В своих разработках мы постарались отразить все вышеуказанные аспекты эстетического воспитания. В данное время идет духовное возрождение народов России. Поэтому в своем пособии мы обращаемся во многих случаях к старинным песням, играм, обычаям. Это очень важно в эстетическом воспитании детей.

Беседа с элементами театрализации для младших школьников «Художник И. К. Айвазовский». Разработка Цели: познакомить с одним из фрагментов детства И. К. Айвазовского; воспитывать интерес к искусству, явлениям природы. Оборудование: портрет И. К. Айвазовского, репродукции его картин; фонограмма с рокотом моря. Действующие лица: хозяин кофейни, Ваня Айвазовский, архитектор Кох, горожанка Кристина Дуранте, экскурсовод, 1-й помощник, 2-й помощник.

Инсценировка мини-произведений В. А. Сухомлинского «Школа под голубым небом» для младших школьников Цель: взять на вооружение воспитательное значение рассказов и сказок В. А. Сухомлинского. Оборудование: технические средства, книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Действующие лица: ведущий, рассказчик, действующие лица сценических миниатюр. Ведущий. Кто не знает знаменитого педагога В. А. Сухомлинского? Его произведение «Сердце отдаю детям» изве.

Информационно-познавательное занятие с элементами театрализации на тему «Эстетика» для младших школьников Цель: дать понятие об эстетике; воспитывать интерес к искусству; способствовать всестороннему развитию личности. Оборудование: портреты великих художников, музыкантов; яркие, запоминающиеся картины; музыкальная техника, костюмы действующих лиц, антураж. Действующие лица: Поэзия, Музыка, Живопись, Театр, Эстетика, ведущий.

Ситуативная беседа-игра «Встречают по одежке, провожают по уму» Цели и задачи классного часа: • воспитание у младших школьников этических норм культуры поведения; • мотивация потребности в аккуратности, соблюдении правил личной гигиены и культуры одежды. Описание классного часа Ситуация «Так ли это?» Учитель: Тему сегодняшней нашей встречи с вами подсказал известный вам маркиз Этикет. Вот какую ситуацию он нам предложил.

Час музыки. Тема: Маленькие музыкальные фантазии Цели: развивать у детей фантазию и творческое воображение; повышать музыкальную эрудицию через знакомство с музыкальными произведениями И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя и др. Оборудование: аудиозаписи, иллюстрированный материал к музыкальным произведениям (можно использовать репродукции картин). Подготовка: в классе стулья расставить полукругом. Ход занятия.

Источник

Примерная тематика уроков эстетики в начальных гимназических классах

Авторская программа

В работе представлена авторская программа начального курса «Эстетика» для младших школьников гимназических классов. В качестве иллюстрации приводится конспект вводного урока по эстетике с учащимися 1-го класса по теме «Что такое красота?». Программа начального курса “Эстетика” разработана для младших школьников гимназических классов, рассчитана на 4 года обучения (один час в неделю).

Целью уроков эстетики является систематизация эстетических знаний детей об отдельных областях жизни.

Задачи, которые решаются на уроках эстетики:

Источниками и средствами эстетического воспитания младших школьников является окружающая их жизнь: общественная среда с ее эстетикой труда, поведения и быта; искусство и природа. Поэтому на протяжении всех четырех лет обучения в начальных классах на уроках эстетики этим средствам уделяется большое внимание.

Предлагаемый курс “Эстетика” содержит пять разделов:

1. Этикет (поведение в общественных местах, гостевой этикет, речевой этикет, внешний вид и др.).

2. Искусство (изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т.п.).

3. Природа (красота времен года, их звуки, краски и запахи; охрана природы, небесная и подводная красота и др.).

4. Деятельность человека и его увлечения (трудовая, спортивная, игровая, художественная деятельность).

5. Культура и искусство украинского народа.

При составлении программы уроков эстетики учитывались календарные даты: Международные дни театра и музеев, Всемирный день охраны окружающей среды, День радио, дни рождения выдающихся деятелей искусства и культуры.

Значительное место на уроках эстетики мы рекомендуем отводить заданиям творческого характера: придумать рифму, короткое стихотворение на заданную рифму или тему, сочинить или закончить сказку, с помощью пантомимы изобразить то или иное действие, нарисовать под грустную музыку осенний пейзаж, оформить книжку-малютку с загадками о цветах и т.п.

Эстетические критерии, вкусы учащихся будут развиваться в том случае, если дети имеют постоянную, активную оценочную практику. В связи с этим на занятиях по эстетике важно добиваться от учащихся мотивированных эстетических суждений, то есть ответов на вопросы: какое чувство вызывает то или иное событие, образ, поступок, картина, художественная деталь; почему они нравятся или не нравятся, чем объясняется это чувство?

У младших школьников нет еще обобщенных представлений о красоте человека, они обычно связываются с образом какого-то конкретного человека. Идеалы совершенства дети ищут прежде всего среди своих близких и своих сверстников, поэтому предметом анализа лучше выбирать жизнь и деятельность самих детей и окружающих их людей.

Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов. На уроках должны широко использоваться различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), а также диафильмы, грамзаписи с детскими песнями, музыкальными сказками, литературными произведениями.

При разработке тематики уроков «Эстетики» учитывались те возможности эстетического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как «Изобразительное искусство и художественный труд», ‘Музыка», «Естествознание», «Развитие речи», «Театр» и другие, причем чтобы содержание уроков не дублировало друг друга.

Примерная тематика уроков эстетики в начальных гимназических классах

Класс

Четверть

1. Вводное занятие “Что такое красота?”.

2. Мы видим красоту в окружающем нас мире.

3. Мы слышим красивые звуки.

4. Можно ли отличить красивое от безобразного?

5. Вспоминая красное лето. За что мы любим лето?

6. Бал цветов (песни, стихи, сказки, легенды, загадки о цветах).

7. Золотая осень – очей очарованье!

8. О чем рассказывают наши имена?

9. Самая любимая игрушка.

Четверть

1. Свет мой зеркальце, скажи…(зачем нам нужно зеркало?).

2. Красота внешнего вида (рисуем свой портрет).

3. Мы умеем красиво вести себя в школе.

4. О красоте поведения в общественном транспорте, на улице.

5. Игры: “Мы пришли в театр”, “Мы в музее”.

6. Живи добрее, будешь всем милее. Красота и доброта.

7. Идет Волшебница – Зима!

Четверть

1. Как мы говорим? Речевой этикет.

2. Красивые слова нам приятно слышать и произносить.

3. “У меня зазвонил телефон…”.

4. Игра “Разговоры по телефону”.

5. Путешествие в удивительную страну Поэзию.

6. Легко ли быть поэтом?

7. Мои первые стихи.

9. К.И.Чуковский – детям (викторина).

Четверть

1. Здоровье и красота человека.

2. Уроки Мойдодыра. Что мы должны знать о своем здоровье?

3. В гостях у Мойдодыра. Что мы должны уметь, чтобы быть здоровыми?

4. Весна-Красна. Пробуждение природы в искусстве.

5. Путешествие в страну Мульти-Пультию.

6. Кукольный театр имени Сергея Образцова.

7. Игра “В кукольном театре”.

8. Итоговое занятие. Задание на лето.

Класс

Четверть

1. Вводное занятие. Как мы провели лето?

2. Повторение материала за 1 класс.

3. Какие бывают букеты? Искусство составления букетов.

4. Кто такие коллекционеры?

5. Расскажи о своей коллекции.

6. Гостевой этикет. Как пригласить гостей?

7. Что и как лучше дарить? Все о подарке.

Четверть

1. Сервировка стола. Столовые приборы. Как ими пользоваться?

2. Сервировка стола. Посуда.

3. Как вести себя за столом?

4. Поздравительная открытка: как ее оформить?

5. Игры и развлечения для гостей.

6. Отчего зависит мое настроение? Когда мне весело или грустно…

7. Зимние игры и забавы.

Четверть

1. Общее представление о киноискусстве.

2. Мой любимый кинофильм.

3. Сказка живет в кинофильме. Сказки Александра Роу.

4. Артисты и поклонники.

5. Песня в кинофильме и мультфильме.

6. Кто такой бард? Бардовские фестивали.

7. Композиторы – детям.

8. Музыка Владимира Шаинского.

9. История создания детских песен.

Четверть

1. Игра “ Какие бывают музыкальные инструменты?”.

2. Моя любимая песня. Мой любимый исполнитель.

3. Наш зеленый друг. Лес – красота и наслаждение!

4. Голоса весеннего леса. Слушаем пение птиц.

5. Белая красавица – березка.

6. Знакомство с невидимым театром. Радиотеатр для детей и его рубрики.

7. Мои любимые радиопередачи и их ведущие.

8. Итоговое занятие. Задание на лето.

Класс

Четверть

1. Вводное занятие. Чудеса лета.

2. Повторение материала за 2 класс.

3. Общее понятие о видах изобразительного искусства.

4. Живопись и графика.

5. Скульптура и архитектура.

6. Декоративно-прикладное искусство.

7. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

8. Сказочный жанр. Сказочник Виктор Васнецов.

9. Где работают художники? Работа в творческих мастерских.

Четверть

2. Художники – иллюстраторы: Е.Чарушин, В.Сутеев, В.Чижиков и другие.

3. Исторический жанр в изобразительном искусстве.

4. Бытовой жанр в изобразительном искусстве.

5. Художники – пейзажисты: И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан и другие.

6. Художники – портретисты: И.Репин, В.Серов, И.Крамской и другие.

7. Художники – анималисты.

Четверть

1. Главные театры мира.

2. Главные театры России. Заочное путешествие в Большой театр.

3. Кто такой драматург? Современная драматургия для детей.

4. Театральные жанры: драма, комедия, трагедия.

6. Глазов – театральный город. Фестиваль “Театральные ладушки”.

7. Какие бывают музеи? Музеи мира.

8. Заочное путешествие в Третьяковскую галерею.

9. Музеи в Удмуртии и нашем городе. Музей “Иднакар”.

Четверть

1. Небесная красота.

3. Подводная красота: растительный мир подводного царства.

4. Животный мир подводного царства.

5. Военная тематика в искусстве.

6. Телевидение и его рубрики. Телепередачи для детей.

7. Кинорежиссеры – детям. Ролан Быков и его фильмы.

8. Итоговое занятие. Задание на лето.

Класс

Четверть

1. Вводное занятие. Красота лета.

2. Повторение материала за 3 класс.

3. Самое красивое место в моем городе. С днем рождения, любимый город!

4. Традиции и обычаи народов России.

5. Традиции удмуртского народа (устный журнал).

6. Архитектура моего города.

7. Известные скульпторы и архитекторы Удмуртии и города Глазова.

8. Художники Удмуртии.

9. Экскурсия в Выставочный зал “Художники города Глазова”

Четверть

1. Землю солнце красит, а человека – труд. Красота труда.

2. Диспут “Какая профессия самая красивая?”.

3. Диспут “Спорт или искусство?” Художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плаванье.

4. Диспут “Нужны ли сегодня рыцари?”

5. Я Вам письмо пишу… Этикет письма.

6. Писатели и поэты Удмуртии.

7. Поэтический Глазов. Поэтические сборники стихов глазовских поэтов.

8. Расскажи о своей любимой книге, писателе.

Четверть

1. Удмуртские народные инструменты.

2. Композиторы Удмуртии и города Глазова.

3. Музыкальные коллективы Удмуртии.

4. Оперное искусство.

6. Балетное искусство.

7. Современный мюзикл.

8. Развлечения в будущем. Фантазии детей.

9. Дизайн помещения.

Четверть

2. Известные модельеры в мире и в России.

3. Юмор в нашей жизни.

4. Цирковое искусство.

6. Диспут “Как уживаются сила, красота и доброта?”

7. Диспут “Красота спасет мир?”

8. Заключительное занятие. Сочинение “Эстетика – это…”

Данная программа была апробирована автором в начальных (гимназических) классах МОУ СОШ № 15 г. Глазова (республика Удмуртия).

Приведем пример одного вводного занятия по эстетике с учащимися 1-го класса.

Тема: «Что такое красота?»

Ход беседы

Учитель сообщает, что на уроках по эстетике они будут беседовать о красоте, которая их окружает, а затем спрашивает, что бы ребята могли назвать красивым.

– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.

Обобщив ответы учащихся, учитель говорит, что красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыка плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

Далее учитель рассказывает детям, что одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

Учитель дает возможность детям вспомнить русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Пусть ребята попробуют представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно, она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злым волшебником у нее отнят дар удивляться всему смешному и веселому. Пусть дети представят себя на ее месте и почувствуют себя душевно беднее, чем все остальные, обыкновенные ребята.

После этого детям сообщается, что есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить еще труднее, чем Несмеяне, ведь та не понимала только смешного, а эти вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта.

– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы дети посоветовали таким людям?

Дети отвечают, что в такой беде людям помочь обязательно нужно, а для этого необходимо как можно больше читать, узнавать новое, неизвестное, учиться слушать и понимать людей, природу и искусство, учиться наблюдать.

Учитель, обобщая ответы детей, говорит, что всем нам очень жаль тех людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других. И здесь учитель рассказывает детям о людях, создающих красоту. Учащиеся тоже называют людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение. Это дворники, которые делают улицы чистыми, это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города, это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека, это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

В конце беседы учитель призывает детей быть активными создателями красоты, быть настоящими друзьями ее и обсуждает с учащимися, какие красивые дела они могут сделать в школе, классе, дома, на улице. Например, оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.

Источник

Программа по внеурочной деятельности «Эстетическое воспитание младших школьников»

специалист в области арт-терапии

«Основы эстетического воспитания»

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Наша школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками социального опыта;

самостоятельного общественного действия.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы будут включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»;

-оздать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развить опыт общения, взаимодействия, сотрудничества;

вырабатывать у детей потребность в получении знаний.

вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.

развивать у детей вкус и творческие способности.

включение учащихся в активную деятельность.

доступность и наглядность.

связь теории с практикой.

учёт возрастных особенностей.

сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

-воспитатели группы продленного дня

Предполагаемый результат внеурочной деятельности учащихся

создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.

творческая самореализация детей;

формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;

развитие ученического самоуправления на всех уровнях;

Планируемые личностные результаты:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

принятие образа «хорошего ученика»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

осознание своей этнической принадлежности;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

мотивация любой деятельности

самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

эстетические потребности, ценности и чувства;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Основными характеристиками системы содержательных поощрений является:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

Доброжелательное отношение к ученику как к личности;

Положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи;

Конкретный анализ трудностей, которые испытывал учащийся при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок.

Конкретные указания на то, как можно уличить достигнутый результат во время следующего задания.

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

уровневый подход к разработке планируемых результатов;

использование накопительной системы оценивания (портфолио);

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

Направления внеурочной деятельности

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Простой ремонт
Adblock
detector