Этапы подготовки мероприятия
Методические рекомендации
По оформлению
Документации учета
Массовой работы
М54 Методические рекомендации по оформлению документации учета массовой работы / инновац.-метод. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; [сост. Н. В. Шокотко]. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2015. – 15 с.
© МУК ЦБС города Краснодара, 2015
Классификация массовых мероприятий и их составляющие 5
Этапы подготовки мероприятия. 5
Составление сценарного плана. 6
Составление и оформление сценария. 7
Учет библиотечных мероприятий и организация учета посещений массовых мероприятий 9
Анализ массового мероприятия. 10
Использованная литература. 11
Приложение № 1 Примерный сценарный план мероприятия. 12
Приложение № 2 Оформление титульного листа сценария (образец) 13
Приложение № 4 Учет массовой работы 15
От составителя
Практика показала, что библиотеки проводят большое количество различных мероприятий. Их можно классифицировать по разным критериям: традиционные и инновационные; устной, наглядной пропаганды и комплексные; активные и пассивные; критико-аналитические и позитивно-иллюстративные и др. Каждый вариант имеет свою историю, методику и практическое воплощение. Но, несмотря на разнообразие форм библиотечных мероприятий, в основе методики их составления и проведения лежат положения общие для всех.
Данное пособие раскрывает все этапы подготовки массового мероприятия, дает пошаговую инструкцию его проведения и анализа. Соблюдая эти правила и рекомендации, вы сможете организовать и провести мероприятие на высоком качественном уровне.
При создании мероприятия надо помнить о том, что его сценарий должен быть авторским и отличаться своей оригинальностью.
Классификация массовых мероприятий и их составляющие
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно благодаря им библиотекарь проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивать мастерство, повышать творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным критериям:
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Этапы подготовки мероприятия
Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах:
1) подготовительный включает в себя:
2) основной подразумевает:
Составление сценарного плана
Сценарный план – это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов (см. приложение № 1).
Тема: Основные этапы подготовки и проведения мероприятий
Решение воспитательно – образовательных задач, достижение предполагаемых результатов в ходе тематических событий в ДОУ обеспечивается грамотно организованной подготовкой мероприятия.
Можно выделить следующие этапы работы над праздником:
1 этап – предварительное планирование. Определяется вид праздника, его тематическая направленность, место и сроки проведения;
2 этап – работа над сценарием. Отбирается речевой материал с учетом индивидуальных особенностей детей, способностей и знаний; музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом.
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником. Когда сценарий готов, с детьми проводятся беседы о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если данный праздник уже проводился в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети более всего запомнили, и при необходимости, помогают детям вспомнить. Далее детям сообщают, кто будет присутствовать на празднике (родители, педагоги, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе определяются цель и задачи.
4 этап – репетиции. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. Продолжается также работа над сценарием: вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
5 этап – проведение праздника. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия, праздник начинается, проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
6 этап – подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
7 этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника.
На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Эффективному проведению праздника способствуют:
· объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
· отбор художественного материала;
· коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Организуя детский праздник:
· необходимо рассматривать его как важную самостоятельную форму культурнодосуговой деятельности
· не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии
· необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория)
Общая методика подготовкиконцерта делится на несколько этапов. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.
1 этап – планирование. Он включает в себя:
· постановку цели и прогнозирование результатов;
· определение основных направлений организационной деятельности, распределение ответственных, делегирование полномочий;
· определение формы проведения концерта, места и времени;
· разработку подробного организационного плана подготовки и проведения концерта, где четко определены организационные действия, сроки их исполнения, ответственные.
· работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение репетиций);
· оформление концертной (сценической площадки);
· изготовление реквизита и костюмов;
· разработка видеоряда (использование кино, видео, слайдов);
· разработка и изготовление рекламы.
4этап – проведение концерта. После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Его успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой и слаженной работы всех ответственных за подготовку концерта; готовности творческих коллективов и отдельных исполнителей и т.п.
5этап– подведения итогов и анализ результатов. На данном этапе необходимо выяснить, была ли достигнута цель, какие ошибки были допущены и почему, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
При подготовке игры – путешествия её организаторам необходимо:
· проложить маршрут, желательно, чтобы он был кольцевым;
· разделить маршрут на 5 – 7 этапов (станций);
· составить содержание (комплекс вопросов, творческих заданий) каждого этапа;
· определить судей – инструкторов для каждого этапа (станции);
· разработать критерии оценок заданий;
· подготовить для каждой команды маршрутные листы, в которых указываются названия этапов (станций), порядок их прохождения, судьи – инструкторы на этапах и оценки;
· оформить названия этапов (станций) игры – путешествия (они должны быть крупными, яркими, броскими);
· подготовить награды и призы для победителей.
Методика организации массовых мероприятий
Проведение мероприятия и разработка его сценария является творчеством педагога. Для него нет единственно правильного алгоритма, которому необходимо строго следовать. Однако, для более успешной работы следует учитывать некоторые общие закономерности. Самые основные из них я и приведу.
Что такое мероприятие
— знать существующие формы;
— уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
— владеть методикой организации мероприятий;
— уметь придумать полученному результату название.
Какие же формы воспитательных мероприятий существуют:
Всю организацию мероприятия можно разделить на 4 этапа:
Конструирование мероприятия.
— Дети младшего возраста: повышенная эмоциональность, открыты, нет комплексов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельности, применяются игровые формы.
— Дети среднего школьного возраста: нуждаются в создании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исходить из интереса детей, чтобы они могли свои стремления реализовать.
— Дети старшего школьного возраста: ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.
— Кто принимает участие: команды или индивидуальные участники?
— Каким образом отбираются команды (участники)?
— Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте, или как домашнее задание?
— Последовательность выступления (по жребию, по готовности, по путевому листу)?
— Сколько времени отводится участникам на подготовку задания?
— Сколько времени отводится на каждый конкурс?
— Продолжительность мероприятия? (Набор определенного количества баллов, ограничение временем)
— Каким образом участники оповещают о готовности? (Для интеллектуальных игр).
— Каким образом оценивается выступление команд? (Критерии оценки).
— Как определяется победитель?
II. Подготовка.
Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия:
— Довести положения до участников мероприятия;
— Разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения и т.п.
2. Подготовить место проведения мероприятия:
-Оформить согласно тематике мероприятия;
— Подготовить атрибуты, декорации.
— Подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего,
— Определить места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри.
В состав должны входить люди компетентные, пользующиеся у участников и зрителей авторитетом, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить, число членов жюри должно быть нечетное: от 3 до 7 человек. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи, критерии оценки.
Концовка, финальная точка имеют особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический; но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях. Обязательно определите, кто будет вручать призы, как будет проходить церемония награждения).
III. Проведение мероприятия.
Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта.
И помните, что при проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:
— Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
— Все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;
— Мероприятие должно идти на мажоре и по возрастающей.
IV. Анализ мероприятия.
Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.
Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:
Самоанализ – выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.
Методика организации и проведения массового мероприятия
специалист в области арт-терапии
Методика организации и проведения
массового мероприятия.
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами работы в школьной среде. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Открытое массовое мероприятие – это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например – выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.
Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:
1. Устные и наглядные.
2. Монолог и диалог.
3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонациональную и т.д.) аудиторию.
4. Единичные и комплексные.
5. Уникальные и многоповторяемые.
6. Авторские и по готовому сценарию.
7. Проводимые силами педагога и с приглашением других педагогов или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:
1. Понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).
2. Спланировать этапы мероприятия.
3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.
4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.
6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.
7. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».
8. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.
9. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).
Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.
1. Подготовительный этап
· Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
· Определение хода и содержания мероприятия.
· Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках.
· Составление рекомендательного списка.
· Определение методов и приемов.
· Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
· Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
· Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.
· Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
· Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
· Приобретение призов, грамот.
· Определение места, времени, даты проведения.
· Согласование с администрацией.
· Решение организационных вопросов.
2. Коррекционный этап
· Организация книжной выставки.
· Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
· Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
· Приглашение зрителей, гостей.
· Оформление кабинета, зала.
· Установка оборудования, технических средств.
· Подведение (оглашение) итога.
· Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
· Возможное обсуждение коллегами, гостями.
· Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
· Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).
· Обобщение опыта работы в СМИ.
Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:
· Адекватность содержания (соответствие теме).
· Практическая направленность (советы должны быть реальны и выполнимы).
· Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).
· Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).
· Лаконичность, ясность, доступность, четкость.
· Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).
Успех зависит и от самого ведущего (педагога ).
Слагаемыми успеха являются:
· Умение войти в контакт с участниками.
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
· Осведомленность по теме и эрудиция.
· Культура речи и культура поведения.
· Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.
Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:
· Побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).
· Обращение к личному опыту (обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).
· Убеждение (подача значимой и объективной информации).
Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:
· Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам.
· Возрастным особенностям детей.
· Уровню подготовленности школьников.
· Оснащенности техническими средствами и т.д.
Составление и оформление сценария
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи. При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующуюсхему:
1. Название. Эпиграф.
4. Контингент (кому адресовано).
5. Участники (кто проводит).
7. Оформление и наглядность.
8. Оборудование и технические средства.
9. Дидактический, раздаточный материал.
10. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
11. Ход (структура) мероприятия.
– вступительное слово: раскрытие смысла темы (проблемы); озвучивание цели, условий; представление участников, жюри или гостей.
– определение уровня информированности и актуализация проблемы (темы): мини-опрос участников;
– подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т.п.;
– применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего.
• Часть 3. Завершение:
– заключительное слово: обсуждение, рефлексия, вывод, резюме, результат, итоги, награждение.
Требования к оформлению сценария
(для отчета, распространения)
Титульный лист (при необходимости – иллюстрированный), на котором указать: образовательное учреждение, тему или название, эпиграф, Ф.И.О. и должность автора (составителя), год.
· Желателен печатный (возможен дискетный) вариант.
· Пишется на одной стороне листа.
· Указывается список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, город, год, страницы).
· Возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями, т.д.
Анализ массового мероприятия
Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ(или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) необходимо проводить по следующей схеме:
Цели (образовательная, воспитательная, развивающая).
Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое.
Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и т.д.).
Кто проводит (педагог, иной специалист).
Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д.).
Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т.д.).
Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т.д.
Качество подготовки и проведения:
· Наличие плана, тезисов, сценария.
· Использование дидактического и раздаточного материала, пособий.
· Эффективное использование библиотечного аппарата.
· Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
· Творческие педагогические находки.
· Владение материалом, методикой проведения мероприятия.
· Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
· Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера.
· Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
· Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников.
Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, карты.
Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.
Организация усвоения полученной информации: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.
Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.
Итоги. Достигнут ли результат (цель).
Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.