Составы ключевых этапов проекта
Проникая в тонкости сокровенного знания о проектной практике, начинающий профессионал-PM или человек, готовящий себя стать проект-менеджером, должен свободно ориентироваться в основном терминологическом аппарате этого рода деятельности. Часто приходится слышать вопрос о том, как грамотно сформулировать этапы выполнения проекта. Действительно, это задача сложная. Но давайте сначала задумаемся, а принято ли в профессиональной среде оперировать понятием этапов? И в каких случаях это не только возможно, но и необходимо делать?
Определение понятий
Те из нас, кто имеет определенный опыт управления проектами или хотя-бы небольшой теоретический задел, знакомы с рядом явлений, которые менеджер использует, чтобы представить жизненный цикл инвестиционной задачи и спланировать ее решение. Список этих категорий на первый взгляд прост, в его составе:
Предложенные понятия в практике часто используют как синонимы. И если поискать в источниках, то есть вероятность обнаружить, что и словари «грешат» круговыми определениями данных философско-прикладных категорий. Можно заметить и в научной литературе, что «фаза – это стадия», «стадия – это этап» и даже веха определяется как некий этап пути. Как же быть, ведь нам нужно оперировать точным восприятием явлений?
Я предлагаю выполнить процедуру, которую мы уже однажды делали с категориями проектных задач, целей и проблем. Усилим здравое разумение и посмотрим на представленные выше понятия с позиции обычного эмпирического опыта. Ниже показана таблица, в столбиках которой проставлены исследуемые категории, а в табличной части мы будем помещать определения, образы, примеры, которые соответствуют им. Начнем с понятия «фаза». В чем состоит суть данного понятия? Чем его можно охарактеризовать, какими отличительными качествами?
Фазам проектной реализации посвящена статья на тему жизненного цикла проектной задачи. Эмпирически больше всего я воспринимаю фазу как длящееся и выраженное состояние выполнения проекта, например, фаза разработки или фаза завершения. Этих положений у проектной задачи несколько, и они всегда повторяются, хотим мы этого или нет. Принципов разбиения проекта на фазы может быть несколько, но подход к их формулированию един – с позиции длящегося состояния.
Выше в качестве иллюстрации приведен пример двух схем фазовой разбивки проекта. С точки зрения ЖЦ фазы проекта венчают вехи – важные, значимые события его реализации. По временной шкале они представляют собой событийные точки. Фазы проекта делятся на стадии – восходящие периоды развития, отделяющие собой качественные состояния фазы. Например, стадия принятия решения о старте проекта или стадия формирования проектной команды. Более динамической категорией, чем фазы и стадии, являются процессы управления, имеющие следующие черты:
Этапы же являются частями процессов управления, включающих в себя однородные по сути составы работ. Таким образом, этап – это динамическая категория, которая может повторяться на каждой фазе проекта. Например, этап анализа. В небольших проектах этапы, фазы и стадии действительно сливаются в синонимы. В крупных мероприятиях этапы наиболее выражены в процессах инициации, завершения, планирования и организации исполнения.
Этапы процессов инициации и завершения
Мы с вами исследуем процедуры регулярного управления проектами, принимая за основу достаточно высокую планку их развития в компании. Это вполне оправдано. Какой смысл детально описывать этапы каждого из процессов для небольшого по масштабам проекта? Как говорится, «бери и делай!». Другой вопрос, когда проекты включают сложные по реализации элементы, а масштаб решаемых задач значительный. Любой проект начинается с процедур инициации, этапы данной группы процессов следующие.
В настоящем разделе мы исследуем процессы инициации и завершения, которые имеют несколько схожих черт. Основными задачами инициации являются однозначное определение проекта и формулирование его целей, результатов, установление заинтересованных сторон и их ожиданий. Инициация выполняется на старте проекта и в начале каждой из его фаз.
Проект рано или поздно завершается, и очень важно грамотно его «припарковать». Помимо закрытия проекта по факту его успешной реализации данные процедуры могут быть выполнены на каждой фазе мероприятия, когда принимается решение о досрочном прекращении работ. Помимо процесса закрытия проекта или его фазы к данной группе относится также и процесс, связанный с процедурой извлечения уроков и приращения опыта. Процедуры закрытия включают следующие основные этапы.
Работа по извлечению уроков – весьма интересный и полезный процесс. Сюда включаются: презентации для проектного комитета и для других менеджеров компании, анализ и документирование выводов по успехам, проблемам и ошибкам проекта. На итоговом совещании выводы озвучиваются и принимаются рекомендации, подлежащие последующему исполнению.
Этапы процессов планирования
Процессы планирования проекта начинаются от момента запуска проекта и реализуются вплоть до завершающих стадий. Это многократные процедуры, реализуемые на каждой фазе решения проектной задачи. Целями этих процессов являются: детальная разработка содержания, выработка плана действий по управлению проектом и составление календарного расписания работ. Визуальная поэтапная модель процессов планирования предлагается вашему вниманию далее.
Рассмотрим основные этапы создания планов проекта.
Этапы процессов организации исполнения
Процессы организации исполнения проекта находятся исключительно в зоне управленческих компетенций PM. Постановка задач, координация и оперативное реагирование, проявление качеств лидера и командного вдохновителя – все это должно выполняться на этапах данной группы процессов. Представим себе пример инвестиционного проекта по разработке и выводу на рынок новой услуги в компании, действующей на рынке B2С. Типовой состав этапов процессов организации будет включать следующее.
В настоящей статье мы разобрали понятие и содержание ключевых этапов основных процессов управления проектом. Сама природа и сущность этапа как объекта управления входит в противоречие с проектной действительностью. На мой взгляд, более верно говорить не об этапах, а о подпроцессах процессов управления. Причина этого состоит том, что процедуры управления носят растянутый, порой не диагностируемый по последовательности характер. В этих условиях выделить этап как отдельную часть проектного пути сложно. Во всяком случае, логика института PMI при разработке стандарта, сделавшего ставку на процессы, стала более очевидна.
Лето-2017
ПРОГРАММЫ ЛЕТНЕГО ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Наименование субъекта Российской Федерации
Полное название программы
Сохрани себе жизнь
Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности
Муниципальное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя школа
Серия, номер и дата выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности или на реализацию образовательной программы (указать – собственной или организации-партнёра)
73Л01 №0000820 выдана 15.10.2014 года
ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности
Алькина Елена Васильевна-учитель начальных классов
Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес
433810 Ульяновская область
р.п.Николаевка, ул.Ульянова д.8 А, кв. 2, 8-929-796-42-65, alkinae@mail.ru
Краткая аннотация содержания, актуальность и новизна (не более 300 символов)
Программа объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания, что позволяет расширить пространство внешнего взаимодействия и раздвинуть границы пространства собственного мироощущения.
Создаются условия для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Обстановка общего кризиса социально-политических отношений, постоянная угроза терактов, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа, ухудшение здоровья физического и психического,- все это требует активного формирования установок на здоровый образ жизни.
Последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья наших детей. Пребывание ребенка в лагере – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Целевая группа (возраст детей и специфика, если есть одарённые, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 7-12 лет. Особое внимание уделяется ребятам из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, опекаемых детей, из семей, имеющих родителей-инвалидов, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель: воспитание социально адаптированной личности через пропаганду здорового образа жизни и освоение позитивных социальных норм, культурных ценностей; формирование и актуализация психологической готовности у детей к адекватным действиям в экстремальной ситуации.
— создать условия для полноценного отдыха и оздоровления детей;
— выявлять и развивать творческий потенциал ребенка, включать его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
— создать благоприятные условия для развития социально адаптированной личности в современных жизненных условиях, для развития физической культуры; овладения навыками доврачебной помощи;
— совершенствовать знания и умения, навыки по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
— приобщать детей к разнообразному социальному опыту, создавать в лагере стили отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества, патриотизма, формировать потребности в укреплении собственного здоровья;
-развивать у детей навыки работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
Этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий
Механизм реализации программы состоит из четырех этапов: подготовительного, организационного, основного и заключительного.
I. Подготовительный этап включает:
— подбор педагогических кадров;
-разработку программы смены, организационно-распорядительной и нормативной документации и других локальных актов;
— подготовку материально-технической базы лагеря;
II. Организационный этап:
— встреча детей, диагностика интересов и потенциала детей и подростков, потенциала, лидерских, организаторских, творческих и других способностей детей;
— запуск программы «Сохрани себе жизнь»;
— игровое знакомство участников смены;
— формирование отрядов и основ временного детского коллектива;
— знакомство с правилами жизнедеятельности, закона, традициями лагеря;
— оформление уголков отрядов;
— реализация основных принципов и идей смены;
— корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;
— вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
— работа творческих мастерских, отвечающих интересам детей;
— проведение дополнительной образовательной деятельности;
— организация тематических дней, ролевых, деловых игр, соревнований, конкурсов и других мероприятий в соответствии с планом работы лагеря и игровым замыслом;
— демонстрация детских достижений через разные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания и т.д.;
— анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разных видах деятельности.
IV . Заключительный этап:
— проведение заключительного мероприятия, закрытие смены.
— психолого-социально-педагогический анализ (диагностика, анкетирование);
— награждение организаторов и активных участников смены
Наличие методик, стимулирующих развитие самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
Ресурсное обеспечение: использование информационных ресурсов, материально-технических, мотивационных, кадровых, методических и др.
Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.
Тематические партнёры программы
К участию в реализации программы предусматривается педагогический коллектив школ, педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования микросоциума, учреждения культуры.
Ожидаемые результаты, риски способы их преодоления
Ожидаемые результаты реализации программы:
— усвоение детьми навыков продуктивного общения и навыков здорового образа жизни;
— воспитание морально-нравственных качеств у детей;
— развитие творческой активности каждого ребенка;
— создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД;
— формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
— улучшение социально-психологического климата в лагере
— снижение темп роста негативных социальных явлений среди детей.
Социальная значимость полученных результатов
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки. Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребёнка:
— будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
— будет развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;
— будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
— будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получение конкретного результата своей деятельности.
Также произойдёт улучшение качества творческих работ, за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах; увеличится количество детей, принимающих участие в спортивно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируются умения и навыки, приобретённые в секциях, мастерских, студиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребёнка.
Механизм оценки результативности, диагностические методики
Результативность проекта определяется при помощи разработанной системы мониторинга через входную, промежуточную, итоговую диагностик.
На заключительном этапе смены проводится анкетирование детей, анализируются результаты педагогических наблюдений, подводятся итоги работы отрядов и смены в целом.
По каждому разделу программы применяются различные формы подведения итогов: соревнования, конкурсы, экскурсии, викторины, игры, беседы, театрализованные программы.
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
— планерки администрации лагеря, старших вожатых и восп-лей.
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»)
Кадровое обеспечение и особенности подготовки кадров
В реализации проекта участвуют:
Начальники 2 смен пришкольного оздоровительного лагеря прошли обучение.
План-сетка (на каждый день)
Открытие лагерной смены «Сохрани себе жизнь» (калейдоскоп направлений работы лагеря «Вот такие мы разные»).
1.Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей, оформление отрядных уголков.
«Хорошо спортсменом быть»:
1. Малые Олимпийские игры.
1.Праздник леса, посвященный Году экологии
2.Конкурс лесных модельеров.
3.Конкурс экологического рисунка.
«Мое здоровье – в моих руках»
1.Конкурс русских народных песен.
Ток – шоу «Что мы знаем о себе»
1.Морской трудовой десант.
«В гостях у Еремы и Фомы»:
беседа «Как вести себя в гостях».
1. Конкурс на лучший летний букет.
Тренинг «Первая доврачебная помощь».
«Весёлое космическое путешествие»:
1. «Конкурс инопланетных модельеров».
2. «Межпланетный вернисаж».
«Путешествие в Цветочный город»:
2. Конкурс частушек.
2. Конкурс дружеских шаржей.
«Путешествие в страну сладкоежек»:
1. Конкурс «Шуточное меню».
2. Лекция профессора Знайки о правильном питании.
Фестиваль «Мы за здоровый образ жизни»
2. Конкурс художников-анималистов.
Фестиваль « Мы и природа едины» (год экологии)
1. Конкурс на лучшего следопыта.
2. Конкурс детективных комиксов.
3. Расследование Шерлока Холмса «Куда пропал аппетит?»
1. Концерт детского творчества.
Список использованной литературы
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
5. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
6. Детская энциклопедия “Я познаю мир” Спорт, Москва, изд АСТ, 2015 г.
7. Книга для учителя “Физическая культура” сценарии праздников и игровых занятий. Москва “Первое сентября” 2002 г.
8. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Москва. 2006.
9. Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
11. Газета «Педсовет» за 2011-2015 год.
12. Газета: «Последний звонок» за 2014-2016 год.
13. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2016.
Приложение 3. и т.п. (что вы считаете, покажет качество, востребованность у детей и родителей и оригинальность вашей программы)
Совет командиров ( собирается один раз в день) участвует в организации тематических дней, принимает решения о корректировке программы, выборах экспертного совета.
Пресс- центр отвечает за информационное обеспечение, сбор информации о смене, оформляет стенд, выпускает газету, работает с внешними информационными службами и отделами.
Совет физоргов координирует оздоровительную деятельность, организует спортивные соревнования, утренние зарядки.
Совет здоровья информирует о здоровом образе жизни, способах и приемах сохранения здоровья, проводит диагностики оздоровительной работы, следит за чистотой и порядком.
Экспертный совет организует тематические дни и оценивает реализацию проектов. Следит за системой стимулирования и отражением результатов на стенде.
психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Солнышко»
ПРОГРАММА «Сохрани себе жизнь» для организации летнего отдыха детей и подростков в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Солнышко»
Программа лагеря дневного пребывания «Корабль Детства»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Кумакская средняя общеобразовательная школа»
Соль-Илецкого района Оренбургской области
на педагогическом совете
с методическим советом
МОБУ ДОД «ЦДТ» Протокол № от «___ » ___2015г.
ПРОГРАММА
деятельности лагеря дневного пребывания «Мечта»
Возраст детей:7-11 лет
Срок реализации: 21 день
Зульярова Жанара Бисенбаевна
Полное название программы (методических
Программа лагеря дневного пребывания «Корабль Детства» (программа, реализуемая в условиях ЛДП)
Наименование субъекта Российской Федерации
Полное наименование организации
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Кумакская средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкого района
ФИО автора(ов) с указанием занимаемой
Зульярова Жанара Бисенбаевна, начальник лагеря.
Контактная информация: адрес (с указанием индекса), моб.телефон, электронный адрес
ул.Центральная, дом 30
Краткая аннотация содержания (не более 300 символов)
Лето – роскошные дни школьных каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени, пытаются узнать всё о чём-нибудь, и что-нибудь обо всём, абсолютно добровольно, и всегда с удовольствием.
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
Целевая группа (возраст детей и специфика,
если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)
Программа ориентирована на детей 7-11 лет. Мероприятия, проводимые в лагере, планируются, учитывая возрастные особенности детей.
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
– Организовать интересный, полноценный отдых для ребёнка.
-Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
-Формировать самостоятельность и ответственность за свою деятельность.
-Формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувство сопричастности судьбам Отечества, формировать нравственную позицию;
— Пропагандировать здоровый образ жизни.
Этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий
Данная программа предусматривает три этапа :
1. Подготовительный этап
Сроки прохождения этапа: апрель, май.
Цель: подготовка педагогического коллектива к реализации программы.
Изучение нормативных документов.
Создание нормативной базы
Подбор кадров для работы в лагере.
Подбор методических материалов.
Сроки прохождения этапа: 1 смена в ЛДП
Цель: реализация программы
3. Заключительный этап
Сроки прохождения этапа: август
Цель: подведение итогов по итогам реализации программы.
1.Подведение итогов, анализ работы лагеря
2.Обобщение методических материалов
Наличие методик, стимулирующих развитие самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности
Опросники (при изучении направленности интересов мотивов действий);
Анкеты (по выявлению влияния коллектива на личность, личности на коллектив);
Методика «свободный выбор» (незаконченный тезис);
Графические тесты (рисунки, графики, схемы, шкалы);
Методика диагностики оценки самоконтроля в общении (М.Снайдер);
Тесты для изучения творческого мышления (методика Е.Туник)
— Раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка;
— Р асширение кругозора, приобщение к культурным ценностям России;
-М отивация на активную жизненную позицию и развитие чувства любви к Родине ;
-Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
-Организация полноценного отдыха;
-Развитие самостоятельности и ответственности.
Механизм оценки результативности
Метод включенного наблюдения. Работа по методу включенного наблюдения осуществляется и описывается педагогами и начальником лагеря;
Анализ работы участников программы летней смены.
Большинство родителей учащихся нашей школы не имеют возможности оплатить путёвки в загородные лагеря и в экскурсионные поездки, и поэтому на базе МОБУ «Кумакская СОШ» организуется лагерь с дневным пребыванием «Мечта», который могут посещать дети из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Новизна программы заключается в том, что за короткий промежуток времени во время «морского плавания» дети познакомятся с традициями и историей родного края, получать и расширять свои знания о событиях, о героях Великой Отечественной войны, познакомятся с творчеством великих русских поэтов и писателей (в связи с празднованием года Литературы и 70-летием Победы в ВОВ).
Социальная значимость выражается качественными и количественными показателями. В результате реализации программных мероприятий, обеспечивается полноценный отдых, занятость и оздоровление детей в каникулярный период.
Кадровое обеспечение и особенности
В лагере работает 4 человека: начальник лагеря и воспитатели.
Повышение профессионализма педагогических кадров в работе с детьми в каникулярное время предполагается через:
Семинарские занятия по подготовке педагогических кадров к организации летних каникул
Самообразование педагогов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
и правильнее смотреть на них
как на самое значительное
занятие этого возраста.
Лето – роскошные дни школьных каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени, пытаются узнать всё о чём-нибудь, и что-нибудь обо всём, абсолютно добровольно, и всегда с удовольствием.
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
Предполагается за одну смену оздоровить порядка 20 учащихся. Возраст детей от 7 до 11 лет. Продолжительность смены 21 дней.
2015год-год Литературы и год празднования 70-летия Победы в ВОВ. В связи с этим в программу включены ряд мероприятии, например, такие как «Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина», «В гостях у сказок А.С.Пушкина», конкурсы рисунков и сочинений «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая книга», конкурс плакатов «Мы за мир на голубой планете», беседа «По страницам творчества Д.С.Самойлова, Л.В.Карелина, А.Т. Твардовского»; конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто ни забыто», конкурс военной песни, игра «Зарница», линейка Памяти «Всем, кто ушёл в бессмертие посвящается!», экскурсия к памятнику героям ВОВ.
За короткий промежуток времени во время «морского плавания» дети познакомятся с традициями и историей родного края, получат и расширят свои знания о событиях, о героях Великой Отечественной войны, познакомятся с творчеством великих русских поэтов и писателей.
Отличительные особенности данной программы в том, что путешествие происходит по уголкам родного края.
– Организовать интересный, полноценный отдых для ребёнка.
-Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
-Формировать самостоятельность и ответственность за свою деятельность.
-Формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувство сопричастности судьбам Отечества, формировать нравственную позицию;
-Пропагандировать здоровый образ жизни.
Анализ работы ЛДП прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры, путешествия. Ребята с удовольствием принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, праздниках, соревнованиях. Всё это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей.
Самыми интересными занятиями стали: спортивно-развлекательные мероприятия и игры, конкурсные игровые программы, фантастические проекты, концерты творческих коллективов, КТД, экскурсии. В связи с этим было решено организовать в 2015 году летнюю смену в форме путешествия на корабле «Детство».
В основе составления программы ЛДП легли принципы:
— Целесообразности – соответствия педагогических задач личностным целям детей;
— Добровольности участия в делах лагеря;
— Открытости в деятельности отрядов;
— Учёта возрастных особенностей детей, доступности
предлагаемых форм работы;
— Индивидуального подхода к личности ребёнка.
Это время ярких впечатлений, находок и открытий, творческого познания нового, а вместе с тем – это время активной социализации ребёнка, время личного роста и самосовершенствования.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность программы являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, дружба, творчество, активность, коллектив, которые превратятся в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Программа универсальна, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в лагере
Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Конвенции ООН о правах ребенка;
Федерального закона РФ «Об образовании в РФ»;
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации
Письма Министерства образования и науки РФ о направлении Программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09.
Указа губернатора Оренбургской области № 211-ук от 12.04.2012г. «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Оренбургской области в 2012году и последующие»
Сроки реализации программы
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены с 03 июня по 27 июня 2015 года.
Участники реализации Программы.
Программа ориентирована на школьников 2-4 классов. В количестве 20 человек.
Содержание и формы реализации
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Корабль Детства». Все учащиеся делятся на две возрастные группы. Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является корабль «Детство».
В течение смены планируется реализация программы по направлениям:
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Каждый день смены будет посвящен открытию одного из островов под названием:
5.Остров Родного края
10.Остров Юных патриотов
16.Путешествие на Зелёный остров
19.Остров Степных кочевников
20.Остров Рекордов Гиннеса
Программа лагеря представляет собой сюжетно-ролевую игру в виде путешествия по Островам. В первый же день необходимо разделить детей на два экипажа. Хозяева экипажа –матросы. Путешествуя в морском пространстве, матросы (дети) открывают каждый день новый, неизведанный ранее остров. Всего островов 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж матросов первым открывший остров (победивший в общелагерном деле), устанавливает на острове свой символический флажок и красочно оформляет остров в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд можно выполнить в виде океана с морскими животными, островами и кораблём.
Каждый ребенок в течение смены работает над своим “Я”: учится жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровье.
Ребёнок не только учится видеть и понимать прекрасное, но и создаёт красоту своими руками, передаёт ей выбранными средствами изобразительного искусства, художественного слова, музыки, танца.
В каждом отряде есть свой отрядный уголок, в котором помещены:
Задача капитанов – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле отрядов организуют капитаны.
Рядом с морской картой планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди жизни лагеря, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня. Каждый член корабля от капитана до матроса должен соблюдать Законы и Заповеди.