Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению кого

Новости об обязательной эвакуации с 1 июня

В России с 1 июня 2021 года начнет действовать уже утвержденный ГОСТ Р 22.3.17-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Планирование мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.».
Национальный стандарт РФ, дата введения: 2021—06—01.
Этот документ очень интересен.

Вот суть нововведений.
Увы, теперь мы теряем право проживать в своем доме, если власти объявят угрозу ЧС.
Увы, наша собственность на дом и право на проживание в нем становится с 1 июня фикцией, если на то будет воля властей.
Мы должны будем немедленно убраться из дома, его власти решат, что для нас есть угроза ЧС.
Навсегда или на некоторое время?
Да кто ж его знает!

По крайней мере, я так толковал закон.
Увы, скорее всего, все еще хуже.

В предыдущей статье «Глобализм. Собираем тревожный чемоданчик» я дал совет при угрозе ЧС самостоятельно переместить себя и близких на заранее приготовленный «запасной аэродром».
Возможно, я погорячился и неверно истолковал закон.

Вот, почитайте официальное указание Главного управления МЧС России по Алтайскому краю:
«Эвакуируемые не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать пункты и место жительства и перемещаться из одного района в другой.»

Вот полный вариант правил Алтайского МЧС для перемещаемых из города.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ ЭВАКУАЦИИ ВО ВРЕМЯ ЧС

Эвакуация является одним из способов защиты населения в период стихийных бедствий, крупных промышленных аварий и катастроф.

Эвакуация заключается в организованном выводе (вывозе) населения из крупных городов, других населенных пунктов и размещение его в безопасных районах, а также выводе (вывозе) населения из зон возможного катастрофического затопления, землетрясения, районов, которым угрожают селевые потоки, снежные заносы, крупные пожары и другие стихийные бедствия.

О начале эвакуации населению объявляет местная администрация органов самоуправления.

Продукты и вещи сложить в чемоданы, рюкзаки, сумки или завернуть в свертки для удобства, переноски и транспортировки, к каждому переносимому предмету прикрепить бирку с указанием фамилии и инициалов, адреса проживания и конечного пункта эвакуации.

На одежде и белье детей дошкольного возраста должна быть сделана вышивка с указанием фамилии, имени, отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации.

Уходя из квартиры, необходимо выключить все осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сети, окна и форточки.

К установленному сроку прибыть на эвакуационный пункт для регистрации и отправки в загородную зону или безопасный район.

В пути следования необходимо соблюдать установленный порядок, неукоснительно выполнять распоряжения старшего команды, быстро и грамотно действовать по сигналам оповещения.

Эвакуируемые не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать пункты и место жительства и перемещаться из одного района в другой.

Они обязаны точно выполнять все указания местных органов власти.

Все эвакуируемые должны оказывать друг другу помощь.

Многие трактуют законодательные нововведения негативно, поскольку с их помощью власти, если того захотят, могут зачистить любой город от населения на неопределенный срок или даже навсегда.
У властей появляются новые, богатые возможности для новой волны приватизации России, ее ресурсов.
Под видом борьбы с ЧС можно будет перевести в частную собственность уже не только луга и поля России (это уже давно сделано), но и земли под городами, жилые здания городов, городскую инфраструктуру.

Одно ясно, полицейские посты будут поставлены на главных дорогах сразу же.
Это сделают в первую же очередь.
Это мы уже проходили в 2020 году.
Их нужно заранее научиться объезжать или обходить, если вы хотите эвакуироваться обособленно.

Во время коронабесия 2020 года мы так и делали в Дивеево.
Мы с паломниками ездили по проселочным дорогам, мимо постов.
Нас ловили иногда.
Но мы опять искали своих, особых путей, пытаясь уклониться от новой ненормальной нормальности.

Источник

Глава 3. Организация проведения эвакуационных мероприятий

16. Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития чрезвычайной ситуации, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения из зоны чрезвычайной ситуации.

17. Подготовительные эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации следующие:

1) приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания и уточнение порядка их работы;

2) уточнение численности и категории населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

3) распределение транспортных средств по сборным и приемным эвакуационным пунктам;

4) подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;

5) подготовка к развертыванию пунктов временного размещения, пунктов длительного размещения и пунктов посадки (высадки);

6) проверка готовности систем оповещения и связи;

7) приведение в готовность имеющихся защитных сооружений, находящихся вблизи сборных эвакуационных пунктов.

18. Мероприятия по эвакуации населения при получении сигнала на проведение эвакуации населения следующие:

1) оповещение председателя постоянной эвакуационной комиссии Туринского городского округа и руководителей организаций Туринского городского округа, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

2) развертывание и приведение в готовность пунктов временного размещения, пунктов длительного размещения;

3) сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);

4) подача транспортных средств в соответствии с расчетами к пунктам посадки на автомобильный транспорт эвакуируемого населения;

5) прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах (пунктах временного размещения и длительного проживания), заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

19. Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах в Свердловской области носит, как правило, межмуниципальный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки.

Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных организаций (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и тому подобное), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

20. Эвакуация населения производится в два этапа:

1) на первом этапе эвакуируемое население доставляется от мест посадки на транспорт до промежуточного пункта эвакуации, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;

2) на втором этапе эвакуируемое население выводится с промежуточного пункта эвакуации в спланированные пункты временного размещения (длительного проживания).

Промежуточные пункты эвакуации создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакуируемого населения к местам временного размещения.

При необходимости на промежуточном пункте эвакуации проводится замена или специальная обработка одежды и обуви.

На промежуточном пункте эвакуации производится пересадка населения с «грязного» транспорта на «чистый» транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эвакуируемого населения только на загрязненной территории.

«Чистый» транспорт используется для вывоза населения с промежуточного пункта эвакуации до мест временного размещения.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на радиационно опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными свойствами от радиации.

В целях предотвращения необоснованного облучения посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (от подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).

После ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.

21. В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) людей, попадающих в зону поражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества. Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения облака аварийно химически опасного вещества, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения аварийно химически опасного вещества).

Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и помещений объектов экономики, которые находятся в зоне возможного заражения.

Временное размещение эвакуируемого населения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии с аварийно химически опасными веществами вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производятся в зависимости от реально складывающейся обстановки.

22. Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды в период паводка в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

В результате катастрофического затопления (наводнения) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием сборных эвакуационных пунктов. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эвакуируемое население вывозится (выводится) на промежуточные пункты эвакуации на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения. При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эвакуация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация производится исходя из прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.

При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводиться без развертывания сборных эвакуационных пунктов. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава сборных эвакуационных пунктов, организуют вывоз (вывод) эвакуируемого населения на границу зоны чрезвычайной ситуации с последующей отправкой к пунктам временного размещения.

23. При возникновении массовых лесных и торфяных пожаров, угрожающих жизни и здоровью населения и сельскохозяйственным животным, эвакуационные мероприятия зависят от следующих условий: скорости распространения пожара, метеоусловий и характера местности. В зависимости от пожарной обстановки эвакуационные мероприятия могут проводиться в два этапа.

На первом этапе эвакуационных мероприятий население выводится из зоны пожара в безопасные места.

На втором этапе эвакуационных мероприятий население выводится (вывозится) к пунктам временного размещения (пунктам длительного проживания).

После ликвидации пожара принимается решение о проведении реэвакуации.

24. При возникновении чрезвычайных ситуаций на взрывопожароопасных объектах основные усилия направлены на спасение населения из зон чрезвычайных ситуаций. Эвакуационные мероприятия по спасению населения проводятся в два этапа. На первом этапе эвакуации население выводится за зону разрушений. И при необходимости на втором этапе эвакуации население вывозится (выводится) на пункты временного размещения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Организация и проведение эвакуационных мероприятий

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Эвакуационные мероприятия — комплекс мероприятий по временному отселению населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей из зоны ЧС (в военное время в том числе из зоны возможного поражения) и их размещению в безопасных районах, проводимых заблаговременно и отвечающих условиям жизнеобеспечения, а также сохранности материальных и историко-культурных ценностей.

Эвакуационные мероприятия проводятся в соответствии с планами временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы (планы эвакуации).

Основные эвакуационные мероприятия:

1. До начала эвакуации:

– оповещение соответствующих руководителей и населения об угрозе возникновения ЧС;

– приведение в готовность к развертыванию эвакуационных комиссий;

– уточнение расчетов для вывоза временно отселяемого населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей всеми видами транспорта;

– определение маршрутов эвакуации и их подготовка;

– подготовка (оборудование) транспортных средств, защитных сооружений, мест размещения временно отселяемого населения.

2. С началом проведения эвакуационных мероприятий:

– укрытие населения в защитных сооружениях в местах сбора (приема) отселяемого населения при возникновении ЧС;

– временное отселение населения, эвакуация материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы, предусмотренные планами эвакуации с учетом сложившейся конкретной обстановки;

– отправка необходимого транспорта в распоряжение групп транспортного обеспечения по указанию эвакуационных комиссий;

– организация учета эвакуационными комиссиями временно отселяемого населения (призывников и военнообязанных запаса совместно с военными комиссариатами) и контроль за их размещением и др.

Критерии для принятия решения по проведению эвакуации населения:

– при радиационных авариях — превышение установленных уровней мощности дозы (50 мкЗв/ч — укрытие в защитных убежищах, 200 мкЗв/ч и более — рассмотрение вопроса о временном переселении населения, 500 мкЗв/ч и более — проведение эвакуационных мероприятий);

– при химическом заражении — превышение пороговых токсодоз СДЯВ;

– нарушение систем жизнеобеспечения населения выше допустимого уровня;

– непосредственная угроза жизни и здоровью населению при нахождении в зоне ЧС (пожары, наводнения и др.);

– в военное время — нахождения населения в приграничных районах, местах ведения (возможного ведения) боевых действий.

Проведение эвакуационных мероприятий включает рассредоточение, частичную эвакуацию и общую эвакуацию. Рассредоточение — рабочие и служащие объекты, находящиеся в зоне ЧС, продолжают работать на них, но отдыхают в безопасной зоне. При проведении частичной эвакуации предусматривается вывоз из населенных пунктов части населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания.

Принимают решение на проведение эвакуационных мероприятий в мирное и военное время и осуществляют общее руководство:

– при локальных чрезвычайных ситуациях — руководители организаций: начальники ГО организаций;

– местных чрезвычайных ситуациях — председатели исполнительных комитетов (главы администраций городских районов): начальники ГО городов (районов);

– региональных чрезвычайных ситуациях — председатели исполнительных комитетов: начальники ГО областей (г. Минск);

– республиканских и трансграничных ЧС — Премьер-министр Республики Беларусь: начальник ГО Республики Беларусь.

Эвакуация населения организуется комбинированным способом по производственно-территориальному принципу. При этом эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется через предприятия (учреждения организации), остальное население эвакуируется через ЖЭС по месту жительства. Особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям: инвалиды, больные, беременные женщины, женщины с детьми до 10 лет.

640 1

При этом выбор безопасных районов для размещения временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей предусматривается соответствующими эвакуационными комиссиями по согласованию с исполнительными и распорядительными органами этих районов.

В целях создания условий жизнеобеспечения отселенного населения исполнительными и распорядительными органами предусматриваются имеющиеся общественные и административные здания большой вместимости (санатории, пансионаты, дома отдыха, школы и др.), а также жилые дома, отапливаемые дома дачных кооперативов и садоводческих товариществ с согласия их собственников (владельцев).

Для организации и проведения мероприятий по рассредоточению и эвакуации создаются следующие эвакуационные органы:

1. Эвакуационные комиссии. Они создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, другими организациями.

Председателем назначается, как правило, заместитель руководителя данной организации. Численность персонала эвакуационной комиссии и ее состав определяется соответствующим начальником ГО исходя из объемов планируемых эвакуационных мероприятий.

Главными обязанностями эвакуационной комиссии являются планирование, организация и проведение мероприятий, связанных с эвакуацией населения, а также решение вопросов видов обеспечения этих мероприятий (транспортное, материальное, медицинское и бытовое обслуживание, размещение и трудоустройство людей на новых местах и т. д.).

2. Для непосредственного проведения рассредоточения и эвакуации развертывают сборные эвакуационные пункты (СЭП). Они предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения в безопасную зону. Под них обычно отводят школы, клубы и другие общественные здания, близко расположенные к подъездным путям и площадкам для посадки людей на транспорт, или непосредственно предприятия, организации и учебные заведения. Расположение СЭП на окраине города позволяет ускорить эвакуацию населения в загородную зону.

Каждому СЭП присваивается порядковый номер, за ним закрепляются определенные организации и территория. Общая численность СЭП может быть 15–20 человек, в составе могут быть медицинские работники.

3. Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Организовываются для эвакуируемого пешим порядком населения, районы размещения которого назначены на удалении более суточного перехода. Они располагаются за пределами опасных зон в населенных пунктах, находящихся вдоль эвакуационных маршрутов и вблизи дорог, чтобы облегчить вывоз с них людей транспортом в конечные пункты эвакуации. ППЭ предназначены для кратковременного отдыха прибывающего населения, обогрева, питания и мер обслуживания людей и отправки их к местам постоянного расселения.

4. Пункты погрузки. Предназначаются для отправки населения железнодорожным, автомобильным и водным транспортом в безопасную зону. Они организуются на железнодорожных вокзалах, на станциях, в портах и на пристанях.

5. Пункты управления транспортными средствами.

6. Пункты высадки. Располагаются вблизи мест расселения эвакуируемого населения.

7. Приемные пункты временно отселяемого населения и эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей. Они предназначены для обеспечения приема, регистрации и непосредственного расселения прибывших людей. Обычно размещаются в общественных зданиях и обслуживаются рабочим аппаратом численностью 30–40 чел.

Пешие колонны формируются в количествах от 500 до 1000 чел. по производственно-территориальному принципу. Во главе колонн ставятся опытные руководители. Колонну разбивают на группы по 20–30 чел. (в каждой группе назначается старший группы). Скорость движения пешей колонны — 3–5 км/ч. Первый привал (10–15 мин) через 2 часа, затем через 1–1,5 часа движения. Большой привал продолжительностью 1–2 часа назначается в начале второй половины суточного перехода.

Для вывоза населения автомобильным транспортом формируются автоколонны по 20 машин. Движение колонны осуществляется по утвержденному графику и маршруту. Назначается начальник колонны.

Вывоз населения из городов железнодорожным транспортом производится по уплотненному графику пассажирскими или грузовыми поездами, при этом к ним цепляют дополнительные вагоны.

В населенных пунктах, расположенных на берегах рек и водохранилищ, для перевозки населения может использоваться водный транспорт.

Применение средств индивидуальной, биологической
и медицинской защиты

Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты человека от радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ и бактериальных средств.

Средства индивидуальной защиты подразделяются:

1. По назначению:

– на средства защиты органов дыхания;

– средства защиты кожи;

2. По принципу защитного действия:

– на фильтрующие (основаны на очистке вдыхаемого воздуха от токсичных аэрозолей и паров в фильтрующе-поглощающей системе);

– изолирующие (основаны на изоляции органов дыхания, очистке выдыхаемого воздуха от диоксида углерода и воды и обогащении его кислородом без обмена с окружающей средой).

3. По способу изготовления:

– изготовленные из подручных материалов.

4. По формам обеспечения:

– на табельные, обеспечение которыми предусматривается табелем (нормами) для данной организации (формирования);

– нетабельные, предназначенные для обеспечения формирований в дополнение к табельным или вместо них.

Средства защиты органов дыхания:

1. Фильтрующие:

– фильтрующие противогазы: гражданские (ГП-5, ГП-7), общевойсковые, детские (ДП-6, ДП-6м, ПДФ-Д, ПДФ-Ш), промышленные;

респираторы (взрослые Р-2; детские Р-2Д, промышленные РПГ-67, РУ-60 М);

– простейшие средства защиты (ватно-марлевые повязки, противопыльная тканевая маска);

2. Изолирующие противогазы: ИП-4, ИП-5, КИП-5, КИП-7.

Противогазы предназначены для защиты органов дыхания и глаз человека от воздействия СДЯВ (ОВ), РВ, БО и др.

Устройство фильтрующих противогазов основано на принципе очистки зараженного воздуха во внутренних слоях фильтрующе-поглощающей коробки. Для защиты органов дыхания взрослого населения используются противогазы ГП-5, ГП-7.

Для защиты детей в возрасте до 1,5 лет имеются защитные камеры КЗД-4, К3Д-6.

Промышленные противогазы предназначены для защиты от СДЯВ; конструктивно отличаются от фильтрующих противогазов коробкой, которая может быть поглощающей или фильтрующе-поглощающей. Поглощающая коробка окрашивается в определенный цвет в зависимости от
наличия в ней специальной шихты, улавливающей только некоторые ядовитые вещества.

Фильтрующе-поглощающая коробка имеет, кроме шихты, фильтр, задерживающий все аэрозоли. Для отличия эти коробки помечены на передней части белой вертикальной полосой. Пользование промышленными противогазами аналогично правилам пользования гражданскими и общевойсковыми противогазами.

Изолирующие противогазы (ИП-4, ИП-6) или кислородоизолирующие приборы (КИП-5, КИП-7) полностью изолируют органы дыхания человека от наружного воздуха. Дыхание осуществляется за счет высвобождающегося из регенеративного патрона или подаваемого из кислородного баллона кислорода.

Эти типы противогазов и приборов используются:

– при проведении различных видов разведки в очаге поражения;

– высоких концентрациях ОВ;

– высоких концентрациях оксида углерода;

– недостатке кислорода в окружающей среде (менее 18 %).

Респираторы представляют собой фильтрующую полумаску многократного пользования, предназначенную для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли. Кроме того, респиратор в значительной мере снижает опасность поражения биологическими агентами и ядовитыми дымами. Время непрерывного пребывания в респираторе — до 12 ч.

К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся противопыльные тканевые маски ПТМ-1 и ватно-марлевые повязки. Они просты по своему устройству, могут изготавливаться самим населением и поэтому рекомендуются в качестве массового средства защиты.

Средства защиты кожи предназначаются для защиты открытых участков кожи, одежды, обуви и снаряжения от попадания на них капельно-жидких СДЯВ, возбудителей инфекционных заболеваний, радиоактивных веществ и т. п. Они делятся на табельные (ОЗК, Л-1) и подручные (предметы бытовой одежды).

По принципу действия табельные средства делятся на фильтрующие (воздухопроницаемые) и изолирующие (воздухонепроницаемые). К фильтрующим средствам относится комплект фильтрующей одежды ЭФО-58; к изолирующим — комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1 и защитный комбинезон.

Изолирующие средства защиты используются:

– при проведении различных видов разведки в очаге заражения;

– утечке ОВ, СДЯВ, обладающих кожно-резорбтивным или прижигающим действием;

– выполнении дегазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ.

Пребывание в изолирующей одежде ограничено по времени из-за нарушения теплоотдачи и теплообмена, что приводит к резкому перегреву организма, и зависит от температуры окружающей среды.

Средства биологической и медицинской защиты предназначены для профилактики и оказания первой медицинской помощи населению, подвергшемуся воздействию радиационных, химических и других поражающих факторов ЧС. К средствам биологической и медицинской защиты относятся аптечки индивидуальные, перевязочные средства (индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1), средства санитарной обработки (индивидуальный противохимический пакет ИПП-11), средства иммобилизации (шина проволочная длиной 80 и 120 см по одной на каждое санитарное звено), средства транспортировки пострадавших (лямка санитарная по 2 шт. и носилки санитарные по 1 шт. на каждое санитарное звено).

Аптечка индивидуальная предназначена для индивидуальной профилактики радиационных, химических, биологических (бактериологических) поражений, а также для оказания первой медицинской помощи при травматических поражениях.

Перечень препаратов, входящих в состав аптечки индивидуальной (АИ-4) для защиты населения в системе ГО является секретным. Основу данных аптечек составляют радиозащитные средства, антидоты, противобактериальные препараты, противорвотные средства.

Организация медико-санитарного обеспечения при террористических взрывах и террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ

Террористические акты осуществляются по политическим, экономическим, религиозным, криминальным мотивам. Основной целью является устрашение и социальный прессинг. Необходимо помнить, что при террористических актах страдают, как правило, невинные люди.

Основным ответом медицинской службы на проведение террористических актов является степень и уровень подготовки как руководителей, так и врачей первого контакта; адекватное обеспечение силами и средствами, привлекаемыми для оказания экстренной медицинской помощи; теоретическая, практическая подготовка специалистов на местах и своевременное последипломное обучение.

Основными поражающими факторами при взрыве, вызывающим человеческие жертвы и большие разрушения, являются воздушная ударная волна; термическое, фугасное, осколочное, метательное, дробящее действие в виде отбрасывания и разбрасывания в окружающую среду; воздействие токсичных веществ продуктов взрыва или токсических соединений, образовавшихся при последующем пожаре. Газообразные продукты взрыва, соприкасаясь с воздухом, нередко воспламеняются, что может вызывать пожар.

Важное значение придается психологическому фактору, обусловленному внезапностью взрыва, массовыми жертвами, неподготовленностью населения и служб спасения к массовым травмам в неожиданных местах. Вследствие этого наступает дезориентация, страх и паника в первые минуты после взрыва, а также боязнь возможного повтора взрывов в ближайший период. При этом количество травмированных и погибших вследствие паники может быть больше, чем непосредственно от поражающих факторов взрыва.

Ударная волна. Основными параметрами, определяющими интенсивность ударной волны, являются избыточное давление во фронте и длительность фазы сжатия. Эти параметры зависят от массы заряда взрывчатого вещества (ВВ) определенного типа (т. е. энергии взрыва), высоты, условий взрыва и расстояния от эпицентра. Особенно поражающие свойства ударной волны проявляются при взрывах в закрытых помещениях, подземных переходах, на станциях метро.

Термические и механические повреждения. Наиболее характерные виды травм, вызванных взрывами: ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение электрическим током, ожоги, отравления. Некоторые химические соединения на воздухе при соприкосновении с влагой и другими химическими веществами взрываются, вызывая термохимические ожоги.

Признаки, свидетельствующие об опасности взрыва. На опасность взрыва в доме может указывать запах газа и возникшее задымление; около квартиры — следы ремонтных работ, участки стены с нарушенной окраской, отличающейся от общего фона.

В общественных местах и транспорте должны обращать на себя внимание оставленная сумка (портфель, сверток, коробка), наличие подозрительных проводов.

Медицинская характеристика. Основными критериями, определяющими количество пораженных при взрыве, являются вид взрывного устройства, мощность и место взрыва и время суток. Повреждения в зависимости от количества и локализации могут быть изолированными (множественными (ранения несколькими ранящими снарядами одной или нескольких анатомических областей и сочетанными (ранения нескольких анатомических областей) одним ранящим снарядом), комбинированными (механические повреждения + ожог). Тяжесть повреждений: легкая, средняя, тяжелая и крайне тяжелая.

При взрывах, как правило, имеется одновременное воздействие ударной волны, вторичных осколков, высокотемпературных газовых потоков, отравление продуктами горения. Возможно возникновение синдрома длительного сдавливания при обрушении конструкций, поэтому взрывная травма должна рассматриваться как особый вид политравмы.

Организация и особенности оказания экстренной медицинской помощи. В догоспитальный этап неотложные мероприятия по спасению пострадавших оказывают аварийно-спасательные службы, население. Медицинскую помощь оказывает служба скорой (неотложной) помощи. Особенность: у 10–15 % пораженных от взрыва нельзя определить ведущее повреждение. Основная тактика — скорейшая доставка пораженных в больничные организации. Нужно обращать внимание на своевременность проведения противошоковых мероприятий, остановку кровотечения, транспортной иммобилизации.

Госпитальный этап — рациональное сочетание комплексных противошоковых и активных диагностических мероприятий (для тяжелых по возможности непосредственно на операционном столе). Очередность вмешательств определяется с учетом степени опасности для жизни. Целесообразно для диагностики лечения привлекать врачей нескольких клинических специальностей (с учетом политравмы).

Организация медико-санитарного обеспечения при террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ.

При совершении террористических актов наиболее вероятно использование высокотоксичных химических и отравляющих веществ, обладающих наибольшим ингаляционным и (или) кожно-резорбтивным токсическим действием, но не обладающих скрытым периодом действия, имеющих сравнительно большое давление насыщенного пара. Их легко изготовить в производственных и лабораторных условиях или приобрести под видом использования для бытовых нужд.

Для химического терроризма наиболее приемлемо использование боевых отравляющих веществ. Наиболее вероятно применение зарина, CR (Си-Ар), CS (Си-Эс), хлорацетофенона, хлора, хлорацетона, бромацетона, фосгена, хлорпикрина, люизита, иприта, азотистых ипритов, синильной кислоты, хлорциана, метилмеркаптана, сероуглерода, бромциана, бромметана, аммиака.

Оценка медико-санитарных последствий террористических актов.

Специфика медико-санитарных последствий при химическом терроризме обусловлена :

– многообразием веществ химической природы, используемых при террористических актах, а отсюда разнообразие (полиморфность) вариантов и сроков развития поражений;

– использованием для террористических целей высокотоксичных веществ;

– неизвестностью вещества (особенно в первые часы после возникновения инцидента);

– внезапностью развития ситуации;

– возникновением инцидента в любом непредвиденном месте, как правило, в местах массового скопления людей (в помещениях, транспорте);

– одномоментным массовым поражением людей;

– необходимостью оказания специализированной медицинской помощи значительному числу пораженных;

– незнанием (недостаточным уровнем знаний) специалистами местных органов здравоохранения вопросов организации оказания медицинской помощи при массовых поражениях;

– низким уровнем специальных знаний по оказанию медицинской помощи при химической травме неясной этиологии;

– трудностями оперативного прогнозирования развития аварийной ситуации;

– зачастую неизвестностью путей поступления вещества (веществ) в организм;

– неопределенностью знаний до идентификации вещества о его стойкости в объектах окружающей среды, приводящей к затруднению принятия решений о необходимости (или ее отсутствии) обработки загрязненных поверхностей;

– необходимостью срочной расшифровки вещества, явившегося причиной инцидента, и экспрессного определения уровней и масштабов загрязнений, что затруднено в связи с низким техническим уровнем по индикации веществ и недостаточной подготовкой специалистов;

Масштабы медико-санитарных последствий террористических актов могут быть весьма различными и зависят не только от степени токсичности и количества использованного химического вещества, но и от места, времени, метеорологических (микроклиматических) и других условий, а также от количества людей, оказавшихся в зоне поражения, оперативности и полноты мероприятий по их защите, эвакуации и других факторов.

Ни население, ни государственные службы не ждут применения отравляющих веществ. Население в мирное время абсолютно не защищено от ОВ и может не сразу обнаружить их действие. При этом количество пораженных в толпе, например, находящейся в замкнутом пространстве, может измеряться тысячами, как показал террористический акт в японском метрополитене. Следует отметить, что вентиляционные системы могут способствовать распространению ОВ по помещениям.

Действие различных типов ОВ на человека сопровождается крайне тяжелыми клиническими проявлениями: тяжелейшие судороги, рвота, выраженные болевые эффекты, психозы, галлюцинации и др. Таким образом, спецслужбам и медикам следует ожидать таких симптомов поражения, которые потребуют особых приемов, навыков, технических средств и просто огромных физических усилий даже при оказании первой помощи и госпитализации пострадавших. Специальные группы, оказывающие помощь пострадавшим, будут в средствах защиты, а пострадавшие — нет. Это будет оказывать крайне тяжелое психическое воздействие на людей, которые могли и не получить тяжелых поражений.

Прогнозировать количество пораженных при террористических актах с применением химических веществ практически невозможно, но предполагается, что они будут бóльшими, чем при выбросе промышленных СДЯВ.

Необходимо помнить, что организации здравоохранения, медицинские формирования и аварийно-спасательные команды, как правило, не имеют в достаточном количестве средств экспресс-индикации отравляющих веществ.

Наиболее вероятными зонами проведения террористических актов в условиях города могут являться замкнутые пространства, в которых возможно создание высоких (смертельных) концентраций ОХВ (OB): залы, здания, метро, туннели и др.

Оказание медицинской помощи. В режиме повышенной готовности (при угрозе террористической акции с применением ОВ) служба скорой (неотложной) медицинской помощи, медицинские формирования создают резервные бригады, пополняют антидоты, медикаменты. При необходимости выдвигают в район вероятного совершения террористического акта оперативные группы, необходимые силы и средства.

В режиме чрезвычайной ситуации:

– отправление специалистов в район террористического акта;

– идентификация химических агентов террористического акта;

– определение уровней загрязнения окружающей среды и степени опасности произошедшего инцидента;

– прогноз развития ситуации (масштаб инцидента, структура потерь);

– рекомендации по проведению защитных мероприятий спасателям, медицинскому персоналу, населению;

– санитарно-токсикологическая оценка мест расположения медицинских формирований;

– оказание экстренной медицинской помощи пораженным в очаге (специфическая антидотная терапия, оказание помощи по неотложным показаниям);

– оказание специализированной медицинской помощи;

– проведение обследования людей, находящихся в зоне аварии с помощью экспрессных методов и диагностических тестов в соответствии со специфическими особенностями действия вещества, явившегося причиной террористического акта;

– установление степени воздействия вещества на людей по клиническим проявлениям основного симптомокомплекса интоксикации, а также по результатам диагностического тестирования;

– установление вещества, послужившего причиной террористического акта, по данным клинико-лабораторных исследований в случае неидентифицированного химического агента;

– оценка степени загрязнения пораженных и целесообразность проведения санитарной обработки;

– проведение санитарной обработки кожных покровов, слизистых оболочек глаз, полости рта и оценка ее эффективности;

– выдача рекомендаций врачам лечебно-профилактических учреждений в районе инцидента.

Первыми признаками применения террористами ОВ в местах массового скопления людей являются:

– разлив неизвестной жидкости по поверхности;

– появление капель, дымов и туманов неизвестного происхождения;

– специфические посторонние запахи;

– крики о помощи, возникшая паника, начальные симптомы пора-жения;

– показания приборов химической разведки и контроля (при их наличии).

Обеззараживание (дегазация) закрытых помещений и открытой местности, зараженных парами аммиака, бромацетона, бромметана, бромциана, метилмеркаптана, сероуглерода, синильной кислоты, фосгена, хлора, хлорацетона, хлорпикрина и хлорциана не требуется. Помещения проветриваются. Решение о дегазации закрытых помещений и участков местности, загрязненных парами, аэрозолями и каплями азотистых ипритов, зарина, иприта, люизита, CR, CS и хлорацетофенона принимается в зависимости от показаний приборов химической разведки и контроля.

В случае совершения террористического акта с применением ОВ задачами первоочередной важности будут являться незамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите населения:

– своевременная эвакуация из зон возможного загрязнения;

– использование средств индивидуальной и коллективной защиты;

– своевременный розыск, сбор, вывоз пораженных и оказание им первой помощи;

– постоянное информирование населения об обстановке и разъяснение им правил поведения.

Принципы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий (в том числе и медицинской сортировки) такие же, как при химических авариях.

Таким образом, защита населения в ЧС — это большой и сложный комплекс мероприятий. Для его успешного проведения необходимо заблаговременно спланировать мероприятия с учетом имеющихся угроз, подготовить персонал для участия в ликвидации последствий ЧС, создать необходимый запас сил и средств, в том числе коллективных и индивидуальных средств защиты.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом степени реальной опасности возникновения ЧС и экономических возможностей и иных характеристик.

Важно, чтобы личный состав ГСЧС был обучен выполнению своих обязанностей в условиях различных ЧС в мирное и военное время, а население умело пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Простой ремонт
Adblock
detector