- Музей в Хохловке
- Хохловка Пермский край
- Музей Хохловки
- Мероприятия в Хохловке
- Хохловка 2019
- Хохловка цена билета
- Архитектурно-этнографический музей «Хохловка»
- Цены в музее Хохловка
- Структура и экспонаты музея
- История музея Хохловка
- Как доехать до Хохловки
- Архитектурно-этнографический музей «Хохловка»
- «Хохловка», архитектурно-этнографический музей
- История музея «Хохловка»
- Экспонаты музея «Хохловка»
- Сектор «Северо-западное Прикамье»
- Изба усадьбы Кудымова
- Изба усадьбы Светлакова
- Усадьба Баяндиных-Боталовых
- Сектор «Северное Прикамье»
- Изба усадьбы Васильевых
- Спасо-Преображенская церковь
- Сектор «Южное Прикамье»
- Сторожевая башня
- Богородицкая церковь
- Колокольня
- Изба усадьбы Игошева
- Сельское пожарное депо
- Комплекс «Охотничье становье»
- Солепромышленный комплекс
- Рассолоподъемная башня
- Соляной ларь
- Варница
- Соляной амбар
- Набережная
- Сельскохозяйственный комплекс
- Ветряная мельница
- Зерновой амбар
- Гумно с овином
- Событийные мероприятия
- Аналоги на Урале
- Село Хохловка
- Видео
- Как добраться до Хохловки?
Музей в Хохловке
Хохловка – это причудливое село, которое расположилось на берегу реки Камы в Пермском крае. Расстояние от Перми составляет примерно около 45 километров. Численность населения села около 10 тысяч человек. В 1969 году в селе открыли архитектурно-этнографический музей, который находится до сих пор и функционирует по сей день под открытым небом. Здесь представлены деревянные памятники и постройки прошлого столетия.
Хохловка Пермский край
Мне довелось побывать в Хохловке в разгар солнечного лета. Когда подъезжаешь к этнографическому музею, открывается необычайный вид на Камское водохранилище, зеленые поля и древние деревянные постройки. Парковка очень маленькая, а желающих посетить музей много. Поэтому местечка явно не хватит для всех авто. Люди оставляют машины прямо на окраине дороги. Когда будете подъезжать, увидите, как стоят автомобили в один ряд. От Перми время в пути занимает в среднем минут 40-50.
Музей Хохловки
На 43 гектарах расположилось 23 памятника деревянного зодчества прошлых веков. Музей для посетителей был открыт ещё в 1980 году. Уже более 35 лет комплекс удивляет любопытными постройками туристов.
Постройки отображают быт, культуру и историю Прикамья. Территория комплекса богата пышными елочками, стройными березками и строгими топольками. Повсюду вас окружают зеленые поля с ромашками, клевером и другими цветами.
Между памятниками простирается единая тропинка, по которой следуют гости комплекса. На склоне выложена дорога из деревянных досок для удобства посетителей. Тропка извилистая. Дорога то поднимается вверх, потихоньку взбираемся на склон, то опускается вниз, спускаемся по лесенкам. Возле каждой постройки представлен стенд, на котором указана краткая информация о здании на двух языках: английском и русском. Возле некоторых памятников расположены лавочки для удобства и отдыха гостей. Внутрь некоторых построек разрешено заходить.
Вот список некоторых построек, которые представлены в музеи Хохловки:
Внутри избы Кудымова стоит веретено, на котором хозяйка перерабатывает пряжу. На вешалке небрежно висит русский национальный костюм красавицы и ждет, когда девушка вновь примерит его. Посреди комнаты стоит стол. Он полон чаш и столовых приборов, а посредине пыхтит пузатый самовар. Похоже, что тут ждут гостей.
Какой вели быт, чем занимались и какую работу выполняли по хозяйству. Это сейчас многие дела оптимизировали. В современном мире некоторую работу людей заменяют машины, а раньше процессы выполнялись руками человека.
Сделав полукруг, вы попадете на небольшую набережную. Отсюда открывается прекрасный вид на Камское водохранилище, горы и склоны. На противоположном берегу местные рыбаки ловят щуку, окуня и леща. Аллея оборудована скамейками и забором, для того чтобы маленькие непоседы не скатились вниз кубарем.
Вернувшись обратно на дорогу и продолжа путь, вы увидите небольшой магазинчик, в котором можно приобрести мороженое и прохладительные напитки.
Направляясь к выходу, вы встретите деревянные качели, на которые порой выстраивается жуткая очередь.
У выхода продают сувениры и другие причуды Пермского края. У меня традиция привозить символический магнитик с города/поселка/деревни, в котором отдыхала. Весь холодильник уже усыпан сувенирами.
Мероприятия в Хохловке
Сколько праздников проходит на территории комплекса. Один из самых долгожданных и любимых – это масленица.
На протяжении долгих лет ежегодно проходят гулянья, песни и пляски. Каждый раз гостей встречают новой развлекательной программой. Конкурсы, эстафеты и марафоны проводят не только для детей, но и для родителей. Традиция не стоит нарушать, поэтому все гости обязательно кушают блины и запевают вкусным горячим травяным чайком.
Весь народ собирается проводить зимушку зиму, а в конце мероприятия чучело сжигают посреди Камского водохранилища.
Ещё сотрудники организуют целый ряд интересных гуляний и праздников, которые вы можете посетить и совместить приключение с походом в музей Хохловки. «Троицкие гуляния», «Яблочный Спас», фольклорные музыкальные праздники, фестиваль военной реконструкции «Большие манёвры на Хохловских холмах», международный фестиваль «KAMWA» и новогоднюю елку.
Хохловка 2019
Комплекс Хохловки является одним из филиалов Пермского краеведческого музея. Сегодня сюда приезжают не только взрослые люди, но и детки. Ведь для них придумано масса развлекательных программ. Люди в преклонном возрасте любят довольствоваться природой, чистым воздухом и очаровательными видами, которые открываются каждое мгновение. Сюда приезжают не только в теплое время года, но и в суровые уральские морозы. Ведь для России в больше степени присуще холодный и знойный климат. Поэтому дома покрытые снегом и сосульками, заметенные тропы дорог явно дают ощущения матушки Руси.
На территории музея работает кафе. Если вы проголодались или хотите выпить чашечку чая с баранками, то обязательно загляните к ним в гости. Внутри помещения уютно так же, как и на всей местности комплекса. Интерьер представлен в форме русско-народного стиля.
Скатерти самобранки, деревянные стены, которые пропитаны запахом древесины и персонал, который ходит в национальных костюмах. Складывается впечатление, будто ты живешь в прежних веках.
Хохловка цена билета
Музей встречает гостей ежедневно с десяти утра и до шести часов вечера. Каждую третью среду месяца вход на территорию комплекса бесплатный для всех желающих.
Бесплатный вход для следующих лиц: инвалиды первой и второй группы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны, герои РФ, герои Советского Союза, герои социалистического труда, сотрудники музея и иные лица.
Для групп людей музей предлагает экскурсионную программу. Гид рассказывает об истории музея, его постройках и изысках! Как правило, такие программы заказывают для детей подростков и школьников, которые приезжают из Перми и других районов Пермского края. Ребята приезжают на школьном автобусе в сопровождении учителей и некоторых родителей. Стоимость экскурсионной программы зависит от количества участников. Например, персональная экскурсия, т. е. для одного человека, будет стоить 1800 рублей, а 12 человек – всего 300 рублей. Причем на эти билеты тоже распространяются льготы, если они у вас имеются.
(Пока оценок нет)
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка»
Музей «Хохловка» — комплекс деревянного зодчества под открытым небом в Пермском крае, на берегу Камы в 41–43 км от Перми.
Строительство музея началось в 1969 году, открыт для туристов с 1980 года.
В сложившийся ансамбль входят 23 памятника-образца архитектуры исторического региона Прикамья, созданные в период с XVII до середины XX века: церкви, избы, амбары и другие — масштабные, они погружают посетителя в атмосферу ушедшей эпохи. В части зданий выставлены интерьеры и экспонаты соответствующих эпох. Площадь музея — 35,2 га. Деревянную экспозицию и впечатление от прогулки по музею дополняет естественный пейзаж Хохловки — гладь реки, холмы, скалы у залива, еловые леса и берёзовые рощицы.
Для гостей музейного комплекса регулярно проводятся мероприятия в дни народных праздников: ежегодными, веселыми и массовыми стали проводы зимы, гуляния на Троицу и праздник урожая. Комплекс является площадкой крупного фестиваля военно-исторической реконструкции, а также регулярного этнофестиваля KAMWA.
Музей является одним из самых привлекательных для туристов мест Пермского края. В последние несколько лет было проведено укрепление берегов залива, благоустройство набережной, возведены мачты освещения.
Время работы музея — ежедневно с 10 до 18 часов, последний понедельник месяца — санитарный день.
Цены в музее Хохловка
Стоимость входного билета с 1 августа 2018 года составляет 150 рублей. Для учащихся ВУЗов, пенсионеров, инвалидов при предъявлении соответствующих документов — 90 рублей. Дети до 7 лет и учащиеся до 18 посещают музей бесплатно. Стоимость обзорной двухчасовой экскурсии — от 90 рублей.
Структура и экспонаты музея
Территория Музея поделена на сектора по названию местностей, из которых были привезены постройки: северо-западное, северное и южное Прикамье. Также представлены 3 тематические экспозиции: охотничье становье, солепромышленность, сельскохозяйственный комплекс.
Сектор «Северо-западное Прикамье» состоит из трех усадеб XIX–XX веков, привезенных из Коми-Пермяцкого округа, которые представляют собой экземпляры традиционной архитектуры коми-пермяков: усадьба Кудымова, Светлакова и Баяндиных-Боталовых. Сектор «Северное Прикамье» состоит из усадьбы и церкви, перевезенных из Чердынского района Пермского края. Сектор «Южное Прикамье» состоит из пяти объектов: Сторожевой башни, Богородицкой церкви, Колокольни, Избы усадьбы Игошева и Сельского пожарного депо.
В секторе «Охотничье становье», возведенном в 1996 году, находятся охотничьи постройки Северного Прикамья XIX века: очаг-«нодья» для ночлега охотников, избушка охотника, лабазы для хранения пушнины и припасов.
Отдельно стоит выделить солепромышленный комплекс. В ансамбль входят 4 объекта: Рассолоподъемная башня, Соляной ларь, Варница и Соляной Амбар. Прогулявшись по комплексу, можно получить полное представление о производстве соли.
Постройки солепромышленного комплекса находятся на набережной, с которой можно полюбоваться природной красотой леса, залива, скалистого образования напротив.
В «Сельскохозяйственном комплексе» находятся хозяйственные постройки: ветряная мельница, зерновой амбар и гумно с овином.
История музея Хохловка
Для основания музея выбирали из нескольких мест: Чердынью, Соликамском и Пермью. Выбор пал на мыс Камского водохранилища у села Хохловка (между прочим, ударение ставится на первом слоге). Мыс с трех сторон окружен водой.
Инициативу создания музея выдвинул пермский архитектор Александр Терехин, а решение о строительстве было утверждено Пермским облисполкомом весной 1969 года. В марте 1971 года был принят эскизный проект застройки.
Из разных мест Прикамья везли в Хохловку памятники деревянной архитектуры конца XVII — начала XX веков. Это помогло сохранить старинные ветхие постройки.
Открылся музей 17 сентября 1980 года как филиал Пермского краеведческого музея. По некоторым источникам, «Хохловка» — первый музей деревянного зодчества на Урале. Хотя информация спорная: Нижнесинячихинский музей-заповедник был открыт раньше, в 1978 году.
В 1995 году «Хохловка» обрела звание музейного комплекса федерального значения.
Как доехать до Хохловки
Проще всего сюда добраться на личном автотранспорте. В Перми нужно переехать по мосту через Каму, затем следовать в северном направлении, пересечь микрорайон Гайва и выехать на Ильинское шоссе. Далее важно не проскочить указатель на Хохловку (нужно будет свернуть с трассы направо). Расстояние от центра Перми до музея — 45 километров.
Можно доехать и на общественном транспорте. Есть два варианта, как добраться из Перми.
1. Рейсовый автобус № 487 (Верхние Муллы — Хохловка). В Перми едет по шоссе Космонавтов через Центральный рынок, можно сесть на остановках общественного транспорта.
2. С автовокзала Перми до Хохловки можно доехать на автобусах № 340 (едет до Хохловки), № 702 (Ильинский), № 773 (Чермоз). Расписание и стоимость билетов уточняйте в справочной автовокзала по тел. (342) 236-43-00, 236-44-34, 299-71-82. Автобусная остановка расположена как раз около входа в музей.
Видео о музее (съемка с высоты)
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка»
Показать полностью.
БИЛЕТЫ
Входные билеты:
Взрослый билет – 200 руб.
Льготный билет – 100 руб.
Детский билет (до 18 лет) – бесплатно
Подробный прейскурант на сайте
🚌Расписание рейсового автобуса №340 (ежедневно):
из ПЕРМИ 6:10 (ост. Попова), 9:55, 14:05, 18:05
из ХОХЛОВКИ 7:10, 11:30, 16:00, 19:30
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» запись закреплена
Поздравляем с днем рождения Николая Бурцова!
Научного сотрудника музея «Хохловка», бессменного руководителя клуба исторической реконструкции Уральские Белки, одного из главных организаторов фестиваля «Большие маневры на Хохловских холмах»
Николай, желаем тебе здоровья, новых вершин и интересных фестивалей! Мы очень рады, что ты присоединился к нашей музейной команде!
А еще Николай — специалист по воссозданию манер для набойки по ткани из собраний музеев России и основатель Мастерской штампов Кайма! Штампы, которые изготавливаются в этой мастерской, используются на наших мастер-классах, а также для набойки ткани, из которой потом шьются костюмы наших сотрудников.
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» запись закреплена
Сегодня в музее санитарный день. Будем рады встрече с вами завтра
А пока посмотрите, как прошел праздник «Никола Вешний»: было много песен, хороводов, угощения и… огородных работ
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» запись закреплена
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» глазами Виталия Суслова
Май 2021 года
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» запись закреплена
21 мая в музее «Хохловка» состоялось выездное расширенное заседание архитектурной секции Ученого совета Пермского краеведческого музея.
Участники заседания познакомились с итогами реализации концепции долгосрочного развития музея «Хохловка», которая началась в 2018 году с появления мастер-плана, разработанного Виктором Алексеевичем Побоженко,
Показать полностью. начальником проектного отдела Пермского специального научно-реставрационного управления, председателем архитектурной секции Ученого совета Пермского краеведческого музея.
Татьяна Петровна рассказала о проектах 2019-20 гг. и планах на 2021 г., среди которых выделила введение в эксплуатацию внутриплощадочной сети, WI-FI и системы видеонаблюдения; создание проектов по возведению новых усадеб; проектирование сервисных точек — мест отдыха посетителей на маршруте, площадок для активного отдыха, сцены и торговых рядов; формирование предпроектных решений по открытию музея «Хохловка» со стороны залива.
Все перечисленные проекты заложены в инвестиционную программу, презентованную губернатору Пермского края Дмитрию Николаевичу Махонину, реализация которой рассчитана до 2026 года.
На заседании обсуждались вопросы реставрации, рассматривались отчеты о проделанных реставрационных работах и планы на 2022-25 гг.
Обсуждался перспективный график перевозки и воссоздания на территории музея под открытым небом новых памятников архитектуры — усадеб, надворных построек, административных зданий, и были утверждены места для новых экспозиционных объектов, которые появятся в музее уже в этом году.
Был рассмотрен дизайн-проект по размещению сервисных зон на территории музея «Хохловка» — торговых рядов, сцены, парковки, мест для отдыха и активностей; представлены эскизы новой навигационной системы музея, которая включает в себя информационные стенды о каждом памятнике и указатели направления движения к памятникам и сервисным зонам.
Директор музея Татьяна Петровна Вострикова отмечает: «Для музея очень важно проводить расширенные совещания с членами Ученого совета музея. Развитие инфраструктуры архитектурно-этнографического музея «Хохловка» — одно из приоритетных направлений работы Пермского краеведческого музея. И правильно обсуждать проблемные вопросы и определять векторы развития на месте, непосредственно на территории «Хохловки». Мы благодарим участников заседания, что они нашли время на выездное совещание. Нам удалось обсудить планы развития и получить ваше профессиональное мнение, которое учтем в нашей работе».
«Хохловка», архитектурно-этнографический музей
Музей-заповедник деревянного зодчества, расположенный на высоком мысу реки Камы. Место для музея под открытым небом выбрано удачно. Постройки гармонично вписываются в окружающую природу, пейзажи очень живописные!
В этой статье вы узнаете об истории и каждом объекте «Хохловки». Итак, начинаем знакомство.
История музея «Хохловка»
Место размещения архитектурно-этнографического музея выбрали не сразу. Решали между Чердынью, Соликамском и окрестностями Перми. В результате выбрали мыс на Камском водохранилище около села Хохловка (кстати, ударение в названии ставится на первом слоге). С трех сторон мыс омывается водой.
Решение о создании музея было принято Пермским облисполкомом еще в апреле 1969 года. Инициатором выступил пермский архитектор Александр Терехин. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило эскизный проект его генерального плана (авторы Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторович и А.С. Терехин).
Научно-реставрационным производственным управлением из различных точек Прикамья в Хохловку были перевезены и отреставрированы памятники деревянной архитектуры конца XVII – начала ХХ веков. Это позволило сохранить ветхие, приходившие в негодность старинные постройки.
В марте 1980 года в журнале «Вокруг света» вышла статья о готовящемся к открытию музее. Журналист Лидия Чешкова приводила слова одного из создателей музея:
«За восемь лет работы, — говорил Косарев, — мы смогли разобрать, перевезти и поставить лишь девять памятников. В 80-м году музей собираются открывать, и к этому времени еще три-четыре памятника надо реставрировать непременно».
Три островка — три деревеньки вырастут со временем на зеленых склонах Заповедного холма: одна — типичная для Северного Прикамья (прототипом послужит село Янидор в Чердынском районе), вторая — характерная для Южного Прикамья, третья — коми-пермяцкая. Но самым, пожалуй, необычным будет промышленный сектор: ни в одном музее под открытым небом не увидеть промышленную архитектуру, связанную с древним промыслом — солеварением».
Открытие музея состоялось 17 сентября 1980 года. Он стал филиалом Пермского краеведческого музея. Некоторые источники называют «Хохловку» первым музеем деревянного зодчества на Урале. Однако Нижнесинячихинский музей-заповедник был открыт И.Д. Самойловым раньше – в 1978 году.
В 1995 году «Хохловка» была объявлена музейным комплексом федерального значения. 15 февраля 2017 года музей передан из собственности Российской Федерации в собственность Пермского края.
Площадь музейного комплекса составляет 35,2 га (по другим данным 42 га). В наши дни на территории музея-заповедника размещено 23 памятника деревянного зодчества. В некоторых зданиях представлены соответствующие по тематике интерьеры и экспонаты.
Экспонаты музея «Хохловка»
В музее «Хохловка» можно познакомиться с традициями русского деревянного зодчества. Территория музея поделена на тематические сектора в зависимости от местности, откуда привезены постройки: северо-западное, северное и южное Прикамье. Также тут три тематические экспозиции: охотничье становье, солепромышленный и сельскохозяйственный комплексы.
Предлагаю познакомимся со всеми основными объектами этого архитектурно-этнографического музея под открытым небом.
Сектор «Северо-западное Прикамье»
Начинается от входа в музей, встречая его посетителей. Состоит из трех усадеб XIX-XX веков, перевезенных из Коми-Пермяцкого округа. Представляет собой традиционную архитектуру коми-пермяков.
Изба усадьбы Кудымова
Перевезена из деревни Яшкино Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа. Построена в середине XIX века. Представляет собой типичную усадьбу коми-пермяцкого крестьянина из северо-западного Прикамья. Внешне жилище коми-пермяка XIX века выглядит просто и сурово.
В Хохловку перевезен только сам дом. Хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня по-черному) восстановлены по аналогиям того времени.
Усадьбу строили из сосновых бревен, соединяли их «в обло». Дом и хозяйственный двор покрывали двускатными кровлями самцовой конструкции. Все строилось без использования гвоздей.
Изба усадьбы Светлакова
Построена в 1910-20-е годы. Перевезена из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермяцкого округа. Усадьба принадлежала крестьянину Светлакову, который занимался добычей камней для жерновов. Изба и хозяйственная часть расположены параллельно друг другу, под отдельными двускатными крышами. Между ними находится крытый двор. В стене дома с улицы можно заметить небольшое отверстие – волоковое окно для выхода дыма при топке печи по-черному.
Усадьба Баяндиных-Боталовых
Усадьба крестьянина Николая Михайловича Баяндина (1867-1961) из деревни Дмитриево Юсьвинской волости Чердынского уезда, построенная в конце XIX века, заметно отличается от двух предыдущих. Чувствуется, что ей владел зажиточный крестьянин. Возведена в «Хохловке» в 2002-06 годах.
Усадьба состоит из двухэтажного дома, рубленного в обло, и крытого двора с хозяйственными постройками. На первом этаже дома расположены теплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна и торговая лавка. На втором этаже, на который ведет высокое крыльцо с крытой лестницей, располагались два жилых помещения с «голландской» и русской печами, а также клеть. Во дворе располагались конюшня, сеновал, хлев. Тут же стояли телега и сани – главное средство передвижения. В отдельной избушке на огороде находилась синильная мастерская, где хозяин окрашивал домотканные холсты – это был еще один его заработок помимо торговли.
Сектор «Северное Прикамье»
Состоит из двух объектов: усадьбы и церкви, привезенных из Чердынского района Пермского края.
Изба усадьбы Васильевых
Построена в 1880-е годы. Перевезена из деревни Большая Гадья Чердынского района.
Показывает, какой была усадьба русского крестьянина Северного Прикамья. Представляет собой трехкамерное жилище: изба-сени-изба. Обе половины избы были жилыми, с одинаковой планировкой. В каждой располагалась русская печь. В доме жило большое семейство.
В правой избе сохранилась домовая роспись, характерная для Северного Прикамья. Домовая роспись получила распространение во второй половине XIX века. Она была по карману лишь состоятельным хозяевам, которые украшали росписью самые видные места интерьера. Самым распространенным мотивом была композиция цветущего дерева – дерева жизни – с сидящими на нем птицами. Это был своего рода оберег.
К избе примыкает крытый хозяйственный двор. Во дворе располагались хлев для домашнего скота и сеновал. Для удобства с улицы на сеновал вел тележный въезд.
В доме действует выставка «Крестьянская домовая роспись», где представлены образцы домовой росписи (в том числе на прялках, коромыслах и посуде) как из северных, так и из южных уездов Пермской губернии.
Спасо-Преображенская церковь
Деревянная Преображенская церковь построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. С 1939 года не действовала, была закрыта 28 января 1940 года. В здании размещалось зернохранилище, позже церковь была перевезена в «Хохловку».
По своему типу церковь принадлежит к клетским храмам. В основе конструкции лежит клеть – простой четырехугольный сруб, подобный тем, что использовались при строительстве изб. Все три части церкви – трапезная, храмовая и алтарная – размещаются на одной оси. Постройки такого типа называли «кораблем». Вся постройка поднята на высокий подклет.
Над алтарем возвышаются главки луковичной формы с волнообразной черепицей из осины.
Внутри пусто. Сохранились лишь пристенные скамьи с резьбой. Интерьер церкви не восстановили, поскольку не сохранилось никаких документов о том, каким он был.
Сектор «Южное Прикамье»
Самый обширный сектор, состоящий из пяти объектов. Здесь же расположена самая старая постройка «Хохловки».
Сторожевая башня
Сторожевая башня возвышается на холме и издалека притягивает взгляд. Перевезена из села Торговище, что на реке Сылве, Суксунского района Пермского края. Является памятником русского деревянного оборонного зодчества, первый объект архитектурно-этнографического музея «Хохловка» (1972 г.).
Спасская сторожевая башня представляла собой остаток Торговижского острожка, построенного в 1664 году для защиты города Кунгура от нападений с юга. Некогда на ней дежурил дозорный. Острожок представлял собой деревянную крепость, имевшую, по разным данным, от 5 до 8 башен, соединенных забором. В 1671 и 1708 годах крепость благополучно выдерживала осады.
Башню оставили как исторический памятник. Сам острог был разобран еще в конце ХVIII века, поскольку утратил свое значение и пришел в ветхость. В память избавления от башкирских набегов ежегодно 1 августа в башне устраивались молебны.
Крестный ход в селе Торговище. Фото 1914-16 гг.
К сожалению, Спасская башня сгорела в результате пожара 3 июля 1899 года. В 1905 году местные жители сами восстановили башню, но меньших размеров. В советское время в ней размещалась пожарная часть.
Стоит заметить, что в былое время в Торговище был величественный архитектурный ансамбль, включавший деревянный храм Зосимы и Савватия, колокольню и сторожевую башню. В наши дни в селе частично сохранилась лишь деревянная колокольня.
Архитектурный ансамбль с. Торговище. Вид с юга. Фото начала XX века
Архитектурный ансамбль села Торговище. Вид с запада. Фото начала XX века
Башня в селе Торговище до пожара 1899 года
Лидия Чешкова в журнале «Вокруг света», № 3, 1980 г. писала:
«Историю башни рассказал мне Гершен Давыдович Канторович, начальник проектного отдела Пермской мастерской. Вместе с Аюпом Асыловым он разбирал ее и вывозил из села Торговище Суксунского района.
Башню построили в начале века взамен такой же, сгоревшей в конце прошлого столетия. Та, сгоревшая, действительно была возведена в XVII веке как часть острожка, и стены ее помнили восстание Пугачева. Почему и получила она в народе имя — Пугачевская. Хотя — вот парадокс исторической памяти — Пугачев не оборонялся в башне, а, напротив, осаждал острог. Реставраторы нашли фотографии башни незадолго до пожара 1899 года, Аркадий Федотов поднял из архива церковную летопись села Торговище — теперь датировка строения не вызывает сомнений.
Около этой башни, рассказывал Канторович, селяне снимались с хоругвями, когда уходили на первую мировую; возле нее на бревнышках любили посидеть и поговорить старики. И все-таки, когда начали разбирать ее, согласились, отдали по-доброму: село менялось, и старики понимали, что в музее башня будет в большей сохранности».
Богородицкая церковь
Деревянная Богородицкая церковь «Неопалимой купины» построена в 1694 году в селе Тохтарево на реке Сылве (Суксунский район Пермского края).
Состояла из летней Богородицкой церкви, построенной в 1694 году, и зимней Екатерининской, построенной в 1802 году. С августа 1937 года церкви не действовали, закрыты 16 марта 1939 года и отданы под школу.
Богородицкая церковь – самая старая постройка музея! Она была срублена еще при Петре I. По легенде возведена в месте, куда по реке Сылве приплыла икона Богородицы. Перевезена в «Хохловку» в 1971 году.
Церковь построена по типу древних клетских храмов на высоком подклете. Построена «кораблем». На одной оси находятся притвор, трапезная, храмовая и алтарная часть. На первом этаже, в подклете, хранилось церковное имущество и различная утварь, а на втором проходили службы.
Можно заглянуть внутрь, но там, как и в Спасо-Преображенской церкви, пусто. Внутренний интерьер, к сожалению, не сохранился, кроме алтарного потолка и арочной двери, ведущей в храмовую часть.
Колокольня
Построена в 1781 году в селе Сыра Суксунского района Пермского края. Возведена одновременно с деревянной Свято-Троицкой церковью, которая не сохранилась. Также в архитектурный ансамбль села Сыра входила построенная в 1911 году каменная церковь.
Высота колокольни достигает 30 метров. Колокольня представляет собой восьмигранный сруб, рубленный способом «в лапу». Восьмерик основания перерастает в площадку звона с большими пролетами арок, обрамленных резными полицами. Сверху постройку венчает большой островерхий шатер. Колокола размещались на высоте под открытыми аркадами. Барабан и луковичная главка шатра покрыты деревянной черепицей.
Лидия Чешкова в журнале «Вокруг света», № 3, 1980 г. писала:
«Шатер колокольни кажется продолжением ельника, подступившего к ее стенам. Эту колокольню XVIII века из деревни Сыра Суксунского района поднимали, собирали на холме совсем недавно. Венец за венцом клала бригада плотников Аюпа Асылова, и вот теперь узор теней лег на теплые серые стены, и колокольня словно ожила. ».
Изба усадьбы Игошева
Далее маршрут идет вниз по склону холма. Вскоре тропа приведет к смотровой площадке. Дальше идет деревянная лестница, которая приведет к избе усадьбы Игошева, которая будет справа. Этот дом построен во второй половине XIX века в деревне Грибаны Уинского района Пермского края. Постройка срублена из стволов сосны и поставлена на каменный фундамент. Оконные наличники украшены резьбой.
Сельское пожарное депо
Построено в 1906 году в деревне Скобелевка Пермского района. На крыше депо установлена смотровая башня. Со смотровой вышки круглые сутки озирали окрестности на предмет наличия пожаров. Если появлялся дым, то били тревогу, и пожарные спешили тушить огонь. В прошлые века пожары были страшным бедствием для населенных пунктов.
Внутри представлен пожарный инвентарь, в том несколько обозов. На одном стоит бочка для воды. Можно увидеть и старинные насосы для воды.
Комплекс «Охотничье становье»
Здесь представлены промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX века. Возведен в 1996 году. Среди экспонатов:
Также поблизости установили деревянные скульптуры охотника и медведя.
Солепромышленный комплекс
Этот комплекс представляет особенный интерес. Ансамбль промышленных сооружений состоит из четырех объектов. Еще более полные представления о соляной промышленности Прикамья можно получить в Музее истории соли на территории бывшего Усть-Боровского солеваренного завода в Соликамске.
Рассолоподъемная башня
Перевезена с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск). Построена в 1880-е годы. Она защищала технику, качавшую соляной рассол, от тяжелых погодных условий. Здесь можно заметить деревянную трубу, по которой перемещался рассол.
Соляной ларь
Построен в 1880-е годы на Усть-Боровском сользаводе (г. Соликамск).
Соляной рассол подавался в соляной ларь. Здесь рассол накапливался до нужного объема и отстаивался, чтобы осели посторонние примеси. Ларь буквально пропитался солью. Если присмотреться, то хорошо видны белые соляные разводы.
Интересно, что ларь транспортировался без разбора сооружения на бревна. Этот процесс описывала журналистка Лидия Чешкова:
«Ларь, что стоит сейчас на Заповедном холме, перевезли из Усть-Боровой не разбирая. Реставраторы знали, что собрать просоленные, проконопаченные смолой брусья будет сложно, и главный архитектор Пермской мастерской Генрих Лукиянович Кацко выдвинул и разработал план перевозки строения целиком.
. Сначала тащили стотонный ларь к берегу. Надо было преодолеть метров триста. Тащили осторожно, при помощи домкратов, различных блоков и полиспастов. Для этого на берегу реки, в Усть-Боровой, построили специальный причал, закопали якорь-мертвяк. То же самое пришлось делать и в конце пути, у берегов Заповедного холма. Триста километров плыл ларь на барже вниз по Каме. Весной. По большой воде. Работа была трудная, необычная…»
Варница
Построена в 1880-е годы в Усть-Боровском солеваренном заводе (город Соликамск). Перевезена в «Хохловку» в 1974 году.
Отстоявшийся соляной раствор поступал в варницу. Она представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатный крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри была печь, над которой подвешивалась огромная металлическая сковорода (чрен или цирен) площадью более 100 кв.м. На нее наливали соляной рассол. Для сушки вываренной соли над циреном устроены деревянные полати.
Внутри можно увидеть устройство варницы, понять процесс выварки соли, увидеть старые фотографии.
Соляной амбар
Построен в 1880-е годы, перевезен с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск).
Готовую соль из варницы соленосы относили в мешках в соляной амбар. Соленосами работали не только мужчины, но и женщины. Мешки таскали за спиной. Соль разъедала кожу на ушах и затылке. Так и появилось прозвище «пермяк – соленые уши».
Амбар стоит на берегу реки. Отличается большими размерами: длина амбара достигает 28 метров, высота 16 метров. Внутри находилось три отделения. Соль загружали сверху – с помоста на крыше. Раньше амбары оборудовали эстакадами, с которых соль грузили на баржи. Бревенчатые клети, на которых стоит амбар, защищали соль от намокания.
Соляной комплекс в Усть-Боровой работал до 1 января 1972 года.
В 1979 году журналисту Лидии Чешковой представилась следующая картина:
«Соляной амбар рубили у самой воды. Уже стояли стены из огромных бревен, и вдоль фасада, выходящего на реку, вела широкая галерея. Вода подступала к мощным ряжам, на которые опиралось строение. Уже можно было представить, как подплывает к «соляному магазейну» ладья, пристает к галерее, и соленосы в белых рубахах взваливают на спину пудовые мешки.
Неподалеку от амбара поднимается рассолоподъемная башня, похожая на сторожевую; она сложена из темных, рубленных в обло бревен. Рядом соляной ларь, будто обыкновенная изба, но без окон; он стоит на ряжах и стянут деревянной рамой, точно обручем; стены черные, с белыми потеками и пятнами соли. Варница еще не собрана: ее огромные серые, растрепанные временем, изъеденные солью бревна рассыпаны по зеленой траве».
Набережная
Постройки солепромышленного комплекса стоят на берегу реки Камы. На берегу обустроена набережная. Здесь можно отдохнуть и полюбоваться природными красотами. На противоположном берегу залива – небольшое, но живописное скальное обнажение.
Сельскохозяйственный комплекс
В «Хохловке» представлен и сельскохозяйственный комплекс, который включает в себя три объекта.
Ветряная мельница
Построена в середине XIX века в деревне Шихири Очёрского района Пермского края. Эта мельница принадлежала зажиточному крестьянину Кузьме Рахманову, а затем и его потомкам. В 1937 году мельницу национализировали. Мельница работала до 1966 года в колхозе «Красный боец». Относится к типу шатровых мельниц с неподвижным срубом основания и подвижной крышей, которая двигалась с помощью специального рычага. Так мельницу подстраивали под направление ветра, чтобы лопасти всегда находились в движении. До революции лопасти обтягивали рогожей, а затем установили фанеру. За свою работу мельники брали плату – десятину (т.е. 10% от полученной муки).
Рядом, на земле, лежит мельничный жернов, второй – внутри мельницы. Там же можно увидеть конструкции для засыпки зерна и получения готовой муки.
Стоит заметить, что на Урале ветряные мельницы не были широко распространены. Преобладали водяные мельницы. Но некоторые из немногочисленных ветряных мельниц удалось сохранить в музеях.
Зерновой амбар
Общественный зерновой амбар построен в 1906 году в селе Хохловка. Представляет собой прямоугольный сруб с четырехскатной крышей. Восемь сусеков амбара могли вместить до 125 тонн зерна. В нижних венцах постройки можно заметить отверстия для вентиляции – продухи.
Гумно с овином
Построено в 1920 году в селе Ошиб Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа.
Гумно представляло собой совмещенные под двускатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна.
Деревянная постройка в дальней части гумна – это овин. В нем сушили снопы перед тем, как начать молотить. Овин состоит из двух частей – подземной и надземной. В подземной части стояла печь-каменка. На жердях над печью раскладывались снопы.
После просушки снопы граблями доставали из овина и относили на соломорезку. Затем колосья раскладывали на глинобитном полу и с помощью цепов мололи. После обмолота зерно веяли – лопатами подбрасывали вверх. Так избавлялись от посторонних примесей. Открытые ворота и щели в стенах давали возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Затем зерно собирали лопатой и пропускали через специальное сито. Ломаное зерно относили на мельницу, а цельное хранили в амбаре.
Внутри гумна восстановлен интерьер с крестьянскими орудиями для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а также машины, появившиеся в 1880-х годах. На Урале питались в основном ржаным хлебом. В сложных климатических условиях Урала рожь была менее прихотлива, чем пшеница.
Рядом с гумном расположен загон, где живут два северных оленя.
Событийные мероприятия
На территории музея регулярно проходят различные фестивали и праздники. Крупнейшие из них: Масленница, реконструкция «Большие маневры на Хохловских холмах», фестиваль «Камва» (обычно проводится либо в Перми, либо в Хохловке). Также отмечаются Троица, Яблочный спас и другие народные праздники.
Постройки музея – отличная декорация для съемок кино. Здесь снимали фильмы «Ермак», «Золотой полоз», сериал «Серебро» («Путь на Мангазею») и другие.
Аналоги на Урале
На Урале есть и другие подобные музеи. Например, в Пермском крае это Этнографический парк истории реки Чусовой (город Чусовой), а в соседней Свердловской области – Нижнесинячихинский музей-заповедник (Алапаевский район). Кстати, если «Хохловка» создавалась государством, то эти музеи появились благодаря труду энтузиастов-подвижников (Л.Д. Постникова в Чусовом и И.Д. Самойлова в Нижней Синячихе).
Село Хохловка
Стоит немного рассказать и о самом селе, на окраине которого возник музей. Село возникло на берегу реки Хохловка, впадающей здесь в Каму. После постройки Камского водохранилища возник Хохловский залив.
В 1754 году здесь был основан Хохловский медеплавильный завод, пущенный в действие в 1756 году. Основателями и первыми владельцами завода были Мария Артемьевна Строганова, А.А. Голицина (Строганова) и В.А. Шаховская (Строганова). С 1757 года завод принадлежал М.А. Строгановой, с 1784 – И.Л. Лазареву, с 1801 – Е.А. Лазареву, с 1871 – Е.Х. Абамелек-Лазареву.
В сентябре 1770 года Хохловский завод посетил Н.П. Рычков, который подметил убыточность медеплавильного производства. По данным Тимура Харитонова, в последующем, как и многие строгановские заводы (в частности, Чермозский и Пожевской), завод перешел на передельное производство. Чугун на выделку железа доставлялся с Кизеловского завода. После покупки Хохловского завода И.Л. Лазаревым, его управляющий Ипанов осенью 1784 года закрыл медеплавильное производство и приступил к перестройке на железоделательное. 1 января 1785 года завод был пущен на выковку железа при шести кричных горнах. Однако в 1866 году завод прекратил свою работу, а в 1890 году был разрушен до основания.
В 1856 году на средства заводчика Лазарева была построена Иоанно-Предтеченская каменная церковь. В июле 1940 года церковь закрыли и отдали под клуб. Да наших дней здание не сохранилось. В 1930 году в селе возник колхоз «3-й Интернационал», который в 1959 году влился в укрупненную сельхозартель «Дружба».
После постройки в середине XX века Камской ГЭС и создания обширного Камского водохранилища территория бывшего завода ушла под воду.
В прошлом Хохловка являлась центром Хохловской волости Оханского уезда и Хохловского сельского совета. В 1973 году его перевели в Скобелевку.
Согласно данным переписи 2010 года, здесь постоянно проживает лишь 12 человек. Известно, что в 1926 году численность населения достигала 233 человек. Летом село оживает благодаря многочисленным дачникам.
С Хохловкой связана жизнь Якова (Иакова) Васильевича Шестакова (псевдоним Яков Камасинский; 1858-1918) – краеведа, писателя, священника. Некоторое время он служил священником в местной церкви. Шестаков примечателен тем, что многое сделал для просвещения коми-пермяков, увлекался археологией, был членом Пермской ученой архивной комиссии и Пермской комиссии УОЛЕ, много путешествовал, писал статьи, рассказы, очерки. В 1905 году его этнографические очерки вошли в книгу «Около Камы». В начале 1900-х годов создал собственное издательство «Кама». Жизнь Шестакова оборвалась трагически как раз около Хохловки. В 1918 году его зарубили красноармейцы во время «красного террора». Похоронен на кладбище в Хохловке.
Священник Яков Шестаков (справа)
Видео
Небольшой видеоролик, снятый во время нашего посещения «Хохловки».
Как добраться до Хохловки?
Архитектурно-этнографический музей расположен на окраине села Хохловка Пермского района Пермского края.
Проще всего сюда добраться на личном автотранспорте. В Перми нужно переехать по мосту через Каму, затем ехать в северном направлении, проехать через микрорайон Гайва и выехать на Ильинское шоссе. Далее важно не проскочить указатель на Хохловку (нужно будет свернуть с трассы направо). Расстояние от центра Перми до музея – 45 километров. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.
Вход в музей «Хохловка»
Можно доехать и на общественном транспорте. Есть два варианта, как добраться из Перми.
2. С автовокзала Перми до Хохловки можно доехать на автобусах № 340 (едет до Хохловки), № 702 (Ильинский), № 773 (Чермоз). Расписание и стоимость билетов уточняйте в справочной автовокзала по тел. (342) 236-43-00, 236-44-34, 299-71-82. Автобусная остановка расположена как раз около входа в музей.
Хохловка заслуживает поездки и для тех, кто живет за пределами Пермского края. Заодно можно посетить достопримечательности в окрестностях: город Пермь, поселок Ильинский, город Чёрмоз, Чусовскую Стрелку.