Я люблю русский язык внеклассное мероприятие

Конспект внеклассного мероприятия » Мой любимый русский язык»

специалист в области арт-терапии

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Мой любимый русский язык»

• активизировать познавательную деятельность детей,

• развивать логику, интеллект,

• способствовать повышению интереса к изучению русского языка,

• воспитывать чувство коллективизма.

Форма работы : коллективная.

Среди всех книг, созданных человечеством, на первое место по общему тиражу изданий занимает

Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово?

Всем знаком фразеологизм “От а до я”. Назовите греческий вариант.

(Ответ: от альфы до омеги)

Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир я отражаю.

Но одну букву замени –

Я по болоту зашагаю.

(Ответ: капля – цапля)

Я цвет одинаковый часто имею:

И с г зеленею, и с к зеленею,

Но с к вам со мною рискованно быть:

Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (швейную)

Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)

Какое имя числительное приказывает? (три)

Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод)

В каком слове при произношении звучат только твердые согласные? (Драться)

Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Эта часть слова служит для образования форм слова. (Окончание)

Определите способ образования слова подоконник. (Приставочно-суффиксальный)

Эта часть речи указывает на предметы, признаки, принадлежность и количество, может быть любым членом предложения. (Местоимение)

В этом словаре можно найти информацию о происхождении слова. (Этимологический)

1.Сколько гласных букв и звуков в русском языке. (10 букв и 6 звуков)

3.Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас.

(Ответ: ноль, ложь, рай)

4.Тридцать три родных сестрицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –

Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали –

Заигрались в прятки.

Какие буквы опоздали? (Ответ:ё, й, ъ, ы, ь)

1.Найдите заимствованные слова во фразе “Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями.

(Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда)

2.“Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы.

(Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”)

4.Откуда взялось выражение “жить на широкую (большую) ногу?”

(Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”)

1.Сколько частей речи в русском языке? (10)

2.Поставьте числительное двести пятьдесят шесть в родительный падеж. (Двухсот пятидесяти шести)

1.Эта замечательная сказительница немало способствовала становлению таланта Пушкина-сказочника. (Арина Родионовна Яковлева)

2.Откуда родом Илья Муромец? (Село Карачарово Муромской области)

3.На какие тематические группы делятся русские народные сказки? (Волшебные, Бытовые, О животных)

Источник

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мой любимый русский язык»

специалист в области арт-терапии

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в техникуме. Она углубляет знания обучающихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а так же развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике: олимпиады, КВН, математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы позволяют вовлечь большое число обучающихся. Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами.

Внеклассные занятия с обучающимися повышают квалификацию самого преподавателя. Если учитывать исключительно интерес, с которым обучающиеся относятся к этим формам учения, то любой преподаватель, умело организуя работу, будет вознагражден ее результатами.

Проведение внеклассных мероприятий уже стало хорошей традицией и всегда вызывает у обучающихся повышенное внимание и желание поучаствовать. Ведь помимо формирования и развития интереса к русскому языку у самого широкого круга обучающихся, внеклассные мероприятия сплачивают, сдруживают обучающихся, делая настоящей командой, развивают творческие способности.

В методической разработке содержатся задания из разных разделов русского языка. Задания носят различный характер, но в каждом из них есть такой элемент, который потребует для решения сообразительности, смекалки, творческого подхода.

Цель этой разработки – оживить русский язык введением в нее интересных вопросов, любопытных сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей обучающихся. Данная методическая разработка может быть использована преподавателями как одна из форм внеклассной работы.

Цель мероприятия : привлечь внимание обучающихся к изучению русского языка, сформировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.
Задачи мероприятия:

— образовательная: повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
— воспитательная: воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, осознания необходимости преемственности поколений, любви к русскому языку;
— развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

Вид мероприятия: викторина.
Применяемые методы: соревнование, конкурсы, групповые задания, работа в парах, декламирование, творческое задание с презентацией.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки с заданиями.
Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.
Участники: три команды, ведущие (обучающиеся 1 курса), жюри (преподаватели, представители администрации, гости).
Подготовительный этап: Предварительно за неделю объявляется время проведения викторины, формируются команды, участники придумывают название команды, готовят эмблему и ее презентацию.
Время реализации: 45 минут.

I. Организационно-психологический этап.
1) подготовка психологического настроя;
2) обеспечение порядка;
Музыка:

II. Этап постановки темы, цели и задач мероприятия:
Задачи:
1) организовать и целенаправить деятельность обучающихся;
2) показать значимость мероприятия и участия в нем, важность темы;
3) объяснить обучающимся условия конкурса.

Семь чудес света. Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, тех­никой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе.
Ведущий II.

А самое удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, пере­дать увиденное и услышанное.
Ведущий I.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Ведущий II.

Он язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущий I.

Так писал о своём родном русском языке известный поэт Александр Яшин в стихотворении «Русский язык».
Ведущий II.

Александр Иванович Куприн нашёл такие слова для описания человеческого языка: «Вот скрипнула калитка. Вот прозвучали шаги под окнами. Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха.
И его мысли станут моими. »
Ведущий I.

Сегодня, дорогие друзья, мы проводим лингвистический поединок «Мой любимый русский язык», где каждый может проявить свой интеллект, свои знания в области русского языка, эрудицию, мышление, находчивость.

Первый конкурс. «Представление команд, презентация эмблемы».
Задачи:
1. продемонстрировать творческие способности;
2. аргументировать выбранное название;
3. провести презентацию эмблемы.
Ведущий II.

Сегодня соревнуются 3 команды. Домашнее задание команд – придумать название команде, аргументировать его, провести презентацию эмблемы. Начнем соревнование с проверки домашнего задания. Каждой команде выделяется по 2 мин.
Ведущий I.

Второй конкурс. Конкурс красноречия «Зачем я учу русский язык».
Конкурсантам необходимо было подготовить выступление на заданную тему продолжительностью 1,5 мин.
Критерии оценки:
соблюдение времени;
раскрытие темы;
владение литературным языком.
По результатам предварительной жеребьевки первым будет выступать команда.
После выступлений всех команд идет подведение итогов за этот конкурс.
Ведущий II.

Слово уважаемому жюри.
Ведущий I.

Итак, второй конкурс прошел успешно, продолжаем конкурсную программу.
Проверим, как конкурсанты владеют орфоэпическими нормами. Сейчас команды получат листы со словами, нужно в них правильно расставить ударение. На выполнение задания отводится 2 минуты, за каждый правильный ответ 1 балл.

Третий конкурс «Конкурс знатоков ударения».
Алфавит; Квартал;
портфель; документ;
магазин; эксперт;
каталог; каламбур;
бармен; свекла;
арахис; феномен;
баржа; творог

Четвертый конкурс. «Конкурс скульптурных групп».
Ведущий II.

А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживёшь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки в своей речи. Конкурс будем проводить в 2 этапа, за каждый правильный ответ – 1 балл. На выполнение – 5 мин.

Пятый конкурс. «Конкурс знатоков поговорок и пословиц».
1 этап
1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес золота? (Узнать, почём фунт лиха.)
2. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
3. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами писано.)
4. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
5. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.)
6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.)
2 этап
К предложенным пословицам разных народов нужно подобрать соответствующие по смыслу русские пословицы. Например, удмуртская пословица: «Слово не стрела, а сердце пронзает». Ей соответствует русская: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
2. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь». (Тише едешь – дальше будешь».)
3. Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда». (Без труда не вынешь и рыбку из пруда.)
4. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то и тень от них крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)
5. Украинская: «И живи до старости и учись до старости». (Век живи – век учись.)
6. Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Кончил дело – гуляй смело.)
(Каракалпаки — тюркский народ.)
Ведущий II.

Слово уважаемому жюри.

Конкурс капитанов.
Ведущий I.

Передайте значение фразеологических оборотов при помощи жестов. 3 мин. на выполнение.
1 команда
Водить за нос
Льёт как из ведра
2 команда
Засучить рукава
Дело в шляпе
3 команда
Намылить шею
Пальчики оближешь
Шестой конкурс. «Чёрный ящик».
Ведущий I.

Большую помощь в изучении фразеологии вам может оказать вышедший в 1967 г. под редакцией А.И. Молоткова «Фразеологический словарь русского языка». В 2007 году словарю исполнилось 40 лет.
Ведущий II.

Следующий наш конкурс «Найди фразеологизм». Нужно выписать из текста все фразеологизмы. 5 мин на выполнение задания.
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья. Того и гляди утащат средь бела дня сыр из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать.
Восьмой конкурс. «Театральный».
Ведущий I.

У наших команд было еще одно домашнее задание. Они должны были подготовить высказывания о русском языке. Давайте послушаем команды.
Ведущий II.

Читать надо выразительно, обязательно называть автора. За каждый ответ – 1 балл.
Команды читают высказывания о русском языке наизусть.
Ведущий I:

Сейчас жюри объявит результат последнего конкурса и общий счет игры.
Ведущий II.

Слово преподавателя:
Мы с вами убедились, что мы знаем наш язык и любим его. Так какой он, наш язык?
Все участники команд говорят по очереди по одному слову: сильный, нежный, яркий, разноцветный, великий, могучий, добрый, сложный, легкий, прекрасный, могущественный, красивый, точный, неповторимый, эмоциональный, самый лучший.

Список использованной литературы.

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся / Под ред. Л.П.Крысина; Худож. О.С.Василькова. – М., 1995.
2. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать. (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5-11 классы. – Волгоград, 2002.
3. Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) / Авт. – сост. Т.А.Курушина, В.А.Басистая, Л.В.Авдощенко, Н.Ю. Кадашникова, А.И.Жданова, Т.А.Батракова. – Волгоград, 2009.
4. Интернет-источники:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector