Я проектировщик и организатор культурно досугового мероприятия

специалист в области арт-терапии

Политова В.П., педагог-организатор МСУ «ЦСВР» г. Тирасполя.

В структурных подразделениях нашего Центра педагого-организаторская деятельность осуществляется с учётом проблем несовершеннолетних в общении, усвоении культурных и семейных ценностей. При этом педагоги – организаторы создают благоприятную среду для личностного развития каждого ребенка, формирования его активной жизненной позиции, развития творческого потенциала и воспитания культуры общения.

Ежемесячно в структурных подразделениях организовываются и проводятся массовые мероприятия, в которых принимают участие несовершеннолетние и их родители.

В целях проведения досуговых мероприятий с учётом современных требований и повышения профессионального мастерства, педагоги-организаторы нашего учреждения в постоянном поиске новых идей и наиболее результативных форм работы.

Формы работы установлены и выбираются в соответствии с принятыми направлениями:

Кроме того, педагог-организатор уделяет внимание вопросам профессиональной ориентации выпускников, работает над профилактикой асоциального поведения и над предупреждением детского травматизма.

Используя различные формы работы, надо иметь в виду, что каждая из них обладает специфическими возможностями для приобретения определенных знаний, умений и навыков. Необходимо проанализировать и обдумать целесообразность каждой формы деятельности: почему следует использовать данную форму, а не другую? На формирование, каких качеств личности она нацелена? Будет ли она способствовать развитию личности ребенка, детского коллектива и т.д.

При выборе той или иной формы работы следует учесть и следующие аспекты:

мнение, запросы и предложение самих детей в выборе форм и видов деятельности.

Учитывая все эти аспекты, педагоги–организаторы нашего учреждения используют наиболее эффективные формы работы, которые направлены на развитие творческих, коммуникативных, лидерских способностей, на формирование навыков здорового образа жизни, активной жизненной позиции.

В зависимости от способов организации досуга несовершеннолетних формы бывают индивидуальные, групповые, коллективные и массовые. Это общепринятая классификация.

Индивидуальны формы – это беседы, консультации. Особенность данной формы заключается в том, чтобы дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.

К коллективным формам относятся народные художественные коллективы.

Давайте рассмотрим типы культурно-досуговых мероприятий.

А теперь распределим, какие мероприятия относятся к данным типам

К игровым программам относятся:

игры по пропаганде здорового образа жизни;

игры по правилам дорожного движения;

спортивные игры и др.

К конкурсно–познавательным программам относятся:

КТД (коллективное творческое дело);

К зрелищным мероприятиям относятся:

концерты (тематические, музыкально – литературные, народного творчества, художественной самодеятельности и др.);

театрализованные представления и др.

К праздникам относятся:

слеты, смотры, конкурсы, творческие отчёты, фестивали детского творчества;

презентации, церемонии, приветствия;

гуляния, шествия, карнавалы и др.

В свою очередь, праздники следует классифицировать на:

Государственно-гражданские (День Республики, День города, День защитника Отечества и др.), которые связанны с историей ПМР.

Народные и фольклорные (Святки, Масленица).

Православные (Рождество, Троица, Покров Пресвятой Богородицы).

Международные (День защиты детей, День матери, 8 Марта и др.).

Следует подчеркнуть, что результат любого мероприятия напрямую зависит от верно составленного алгоритма его организации.

Известно, что алгоритм состоит из 4 этапов.

Как вы думаете, что включает в себя первый этап?

Второй этап – коррекционный (световое и музыкальное сопровождение; демонстрация спецэффектов; оформление зала; порядок выхода на сцену; подготовка реквизита и декорации, грамот, дипломов и призов).

Третий этап – основной (проверка наличия участников мероприятия, встреча гостей и их размещение, проведение мероприятия).

Четвёртый этап – заключительный (обсуждение мероприятия; самооценка всех участников мероприятия; вычленение положительных и отрицательных моментов; выводы: что нужно сделать, чтобы предупредить в последующем допустимые ошибки; вынесение благодарности).

В заключение подчеркну, что при использовании различных форм культурно – досуговых мероприятий необходимо учитывать непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

Источник

Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий

специалист в области арт-терапии

Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий.

Методику проведения досуговой программы условно можно разделить на семь этапов.

Первый этап – этап планирования. На основании утвержденного плана работы учреждения культуры или социального заказа органов исполнительной власти или заказа отдельных организаций, предприятий или физических лиц принимается решение о проведении того или иного мероприятия. На этом этапе осуществляется:

— создание оргкомитета в который входят люди заинтересованные в проведении данного мероприятия и обладающие для этого реальными возможностями (представители органов власти, руководители учреждений), представители СМИ, спонсоры, бухгалтер. Заинтересованные лица – лица, которые могут решать определенные задачи. Например: при проведении мероприятий для ветеранов ВОВ представители Советов ветеранов войны; для ветеранов локальных войн – представители общественных организаций воинов – ветеранов локальных войн. Для детей школьного возраста – представители органов и учреждений образования. Для инвалидов – представители обществ инвалидов и т.д.;

— создание организационно-постановочной группы, в которую должны войти творческие специалисты во главе с директором учреждения культуры (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);

— определение формы проведения мероприятия, места, времени;

— в случае проведения мероприятий, содержащих момент состязания – конкурсы, фестивали, выставки и др., разрабатывается положение, в котором обозначаются учредители данного мероприятия, цели его, критерии оценки, финансовые условия;

— разработка подробного плана подготовки и проведения мероприятия по схеме (см. приложение № 1);

— утверждение программы проводимого мероприятия (см. приложение № 2). Программа мероприятия печатается в афише, может печататься отдельно. Это зависит от наличия средств на типографские расходы.

Второй этап – написание и утверждение сценария, разработка сметы расходов:

— написание сценария и составление сметы расходов;

— согласование сценария и сметы расходов на заседании организационно-постановочной группы;

— согласование сценария и сметы расходов (см. приложение № 3) на заседании оргкомитета;

— утверждение сценария и сметы расходов руководителем учреждения (директором программы) или руководителем организации – учредителя учреждения культуры (например, начальник отдела культуры муниципального образования или глава поселения).

В смете расходов на проведение мероприятия указываются расходы по кодам показателей (по экономической классификации расходов и указание источников финансирования данного мероприятия). В смете делается подробная роспись по каждому виду расходов.

Например: расходные материалы:

— СД-диск 2 шт х 15-00= 30-00

— элементы питания 4шт х 80-00 = 320-00 и т.д.

Источниками финансирования на проведение мероприятия могут быть: средства областной целевой программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области (Культура Брянщины) на 2006-2010гг»; муниципальная целевая программа по развитию и сохранению культуры на территории данного муниципального образования; средства на текущее содержание данного учреждения культуры; спонсорские средства; средства, полученные учреждением от оказания платных услуг населению.

В случае использования средств областной целевой программы средства перечисляются исполнителю мероприятия в соответствии с заключенным договором между управлением культуры и муниципальным образованием.

Третий этап – реализация сценария, который включает в себя:

— работу с творческими коллективами, подбор исполнителей, художественных номеров, рабочих репетиций, монтировочной и генеральной репетиций;

— изготовление костюмов и реквизита;

— приобретение расходных материалов;

— работа по изготовлению рекламной продукции (изготовление афиш, пригласительных билетов);

— работа со спонсорами;

— работа с потенциальными зрителями.

Четвертый этап – проведение мероприятия.

Пятый этап – анализ мероприятия (как правило на следующий день):

— необходимо отметить все положительные моменты при проведении мероприятия;

— отметить недостатки, при этом необходимо привести аргументы;

— внести предложения на будущее – как исключить допущенные недостатки, какие моменты усилить для того, чтобы повысить качество проводимых мероприятий.

Шестой этап – подготовка и сдача отчетных документов. Составляется текстовая справка, в которой подробно излагаются отдельные моменты проведения мероприятия. Необходимо отразить как положительные так и отрицательные стороны проведения мероприятия, определить перспективные вопросы для улучшения качества подготовки подобных мероприятий.

В случае использования финансовых средств на подготовку и проведение мероприятий представляются отчеты за использованные средства в бухгалтерию учреждения (поселения). На участников мероприятий, на которых производились какие-то расходы, составляется список с указанием паспортных данных, страхового свидетельства, места проживания. Список заверяется руководителем учреждения (руководителем программы) и сдается в бухгалтерию. В случае оплаты за участие в мероприятии творческих коллективов или отдельных исполнителей им выплачивается заработная плата по договору гражданско-правового характера. Заключение договоров производится специально созданной комиссией, утвержденной руководителем учреждения или самим руководителем.

При организации питания для участников мероприятия расходы оформляются следующими документами: договор на обслуживание с предприятием общественного питания, предоставляющего услуги, список питающихся (с данными указанными выше), талоны на питание, счет, счет-фактура, акт выполненных работ. При приобретении продуктов питания за наличный расчет в товарных чеках указывается наименование, количество и стоимость приобретенных продуктов. Все документы сдаются в бухгалтерию.

Призы участникам – победителям различных мероприятий присуждаются решением жюри, которое утверждается отделом культуры или руководителем учреждения или поселения. Протокол решения жюри, которым определяются победители, представляется в бухгалтерию. Вручение дипломов и призов производится по ведомости, которая сдается в бухгалтерию с приложением списка награжденных с данными на них, указанными выше. В случае, если приз получает учреждение его получение представителем учреждения-победителя осуществляется по доверенности и накладной. Полученные в качестве приза материальные ценности ставятся на учет.

Авансовые отчеты по средствам, предусмотренным на данное мероприятие, сдаются в бухгалтерии, как правило, в течение трех дней.

В случае списания материалов, использованных на подготовку и проведение мероприятия, в акте на списание подробно указываются причины списания.

Седьмой этап – составление методической папки, в которую должны войти:

— положение о проведении конкурса (фестиваля, смотра, выставки, др.);

— план подготовки и проведения мероприятия;

— списки участников мероприятия;

— образцы печатной продукции (афиши, пригласительный билет, программа, др.);

— программа мастер-класса (творческой лаборатории);

Источник

Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры

Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения.

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители «третьего возраста» (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно не свойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях.

Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие.

В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое).

Многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы среди женщин. Для женщин создаются кружки и курсы кройки и шитья, ведения домашнего хозяйства, университеты или факультеты педагогических знаний; они вовлекаются в подготовку и проведение практически всех форм культурно-досуговой деятельности. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность для женщин-матерей посещать культурно-досуговые программы.

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное.

Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении.

Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами.

Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения.

К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:

циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств (науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;

устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, «за круглым столом», клубные беседы;

праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные «огоньки», клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, кино-викторины и другие.

Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению.

Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:

— проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;

— платные кружки, студии, курсы, «школы»;

— услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;

— услуги студий звукозаписи;

— спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы.

Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села. Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте.

Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.

Воспитание молодежи должно осуществляться через разные социальные институты по разным направлениям. Большую роль в этом играют учреждения культуры. Однако успех этой деятельности определяется тем, насколько работники учреждений культуры знают особенности молодежной аудитории, ее проблемы, владеют информацией о процессах, происходящих в молодежной среде, чтобы позитивно влиять на эти процессы.

Положение молодежи, как социальной группы в настоящее время еще больше усложнилось.

Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием рада факторов:

-семья, школа, молодежные организации, неформальные объединения молодежи)

-организация и воспитание по возрастному принципу способствует выработке специфического молодежного самосознания и стиля жизни (субкультура).

-новые проблемы и события толкают молодежь на поиски новых решений и критическую переоценку прошлого

На особенности молодежи влияют объективные и субъективные факторы. Объективные причины связаны с экономическими проблемами. Это проявляется:

— в значительном уровне повышения заболеваемости подростков и молодежи

— в отсутствии средств на доброкачественное питание, приобретение жилья. достойной работы

-алкоголь и наркотики

-тоталитарные секты (одиночество, возрастные психологические изменения, психические расстройства в молодежной среде). Секты много обещают и заманивают молодежь. Опасность тоталитарных сект заключается в том, что они используют методы работы, порождающие порабощение психики и установление режима контроля над человеком (тоталитарность). Человеку прививаются идейные стереотипы, способствующие освобождению от общества, семьи, государства, правовой сферы, делающей его неполноценным членом общества (деструктивность).

Тем не менее эти проблемы молодежной среды требуют от государства действенной молодежной политики, чтобы молодые люди могли успешно адаптироваться в обществе и работать на его благо.

С этой целью в стране были созданы комитеты по делам молодежи и отделы по делам молодежи в районных центрах и городах, которые определяют молодежную политику в пределах своей компетенции. Существует федеральная программа «Молодежь России», которая реализуется на местах.

Молодежная политика реализуется по следующим направлениям:

-профилактика правонарушений в подростковой и молодежной среде

Однако успех этой деятельности определяется тем, насколько работники учреждений культуры знают особенности молодежной аудитории, ее проблемы, владеют информацией о процессах, происходящих в молодежной среде, чтобы позитивно влиять на эти процессы.

Молодежный досуг должен основываться на их инициативе. В этом большую роль играют объединения по интересам. Это объединения нескольких типов:

Клубная общность позволяет молодому человеку удовлетворить потребность в самовыражении, в лидерстве, в общественной значимости. К признакам клубов относятся:

-относительная однородность членов клуба, основанная на общности интересов

-самоопределение членов клуба, их самостоятельность

-складываются определенные внутренние нормы поведения, которые должны выполнять все члены клубы

-наличие традиций, атрибутики

-активное участие каждого члена клуба в его работе

-1 этап- молодежные клубы и кафе,

У ряда молодежи прослеживается безразличное и некритичное отношение к досугу, они не хотят сделать свой досуг более полезным и содержательным.

Существуют определенные этапы вовлечения молодежи в клубную деятельность:

В связи с этим. учреждения культуры должны сделать большой упор на массовые формы работы с молодежной аудиторией, не забывая о групповых и индивидуальных формах.

Таким образом, работникам организации культуры необходимо использовать разнообразные технологии в работе с молодежью.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector