Является ли одиночный пикет публичным мероприятием

Содержание
  1. Конституционный суд разъяснил правила одиночного пикетирования
  2. Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
  3. Наши проекты
  4. Контакты
  5. Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
  6. Задержание вместо пикета: как ограничивают одиночный протест
  7. Все больше ограничений
  8. «Скрытое массовое мероприятие»
  9. Наказания и компенсации
  10. Одиночные пикеты
  11. Законы и что в них следует изменить
  12. Закон относит одиночные пикеты к публичным мероприятиям
  13. 1. Ограничения из-за пандемии
  14. 2. Ограничения из-за международных спортивных мероприятий
  15. 3. Территориальные ограничения
  16. Неоднозначный правовой статус одиночного пикетчика
  17. Закон требует предварительно согласовывать некоторые одиночные пикеты
  18. 1. Признание одиночных пикетов коллективной акцией
  19. 2. Использование «быстровозводимых сборно-разборных конструкций»
  20. Определение факта пикетирования, его участников и их числа
  21. Обзор выявленных проблем
  22. Отнесение одиночных пикетов к публичным мероприятиям.
  23. Неоднозначный правовой статус одиночного пикетчика: участник или организатор.
  24. Не всегда ясна граница:
  25. Законодатели не всегда согласовывают новые вводимые правила с уже существующими.
  26. Необоснованное требование предварительного согласования одиночных пикетов:
  27. Необходимые изменения нормативных документов
  28. О докладе

Конституционный суд разъяснил правила одиночного пикетирования

Если одиночные пикеты проводятся в течение нескольких дней с участием в них не более одного гражданина в день, то это не может признаваться публичным мероприятием, а следовательно привлечение к административной ответственности «не отвечают принципам необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения права на свободу мирных собраний».

Такое разъяснение дал Конституционный суд, рассматривая дело Ирины Никифоровой, которая организовала одиночный пикет в знак протеста против строительства мусоросжигательного завода в Казани.

«В день проводился только один пикет, и длился он не более часа. Тем не менее, Никифорову привлекли к административной ответственности как организатора несогласованного публичного мероприятия. Доказать в судах, что такие пикеты не нарушают общественного порядка и не требуют предварительного уведомления, она не смогла», — говорится в сообщении КС. Там подчеркнули, что дело Никифоровой подлежит пересмотру.

При этом КС указал, что несколько пикетов, объединенных единым замыслом и общей организацией, можно признать решением суда по конкретному делу пикетированием, осуществляемым группой лиц. И тогда для них требуется предварительное согласование.

При рассматривании подобных дел суд должен установить, является ли совокупность одиночных пикетов одним публичным мероприятием.

«Суд должен установить не только наличие у них единого замысла и общей организации, но и одновременность проведения таких пикетов», — отметили в КС.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Наши проекты

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Источник

Задержание вместо пикета: как ограничивают одиночный протест

58770

Все больше ограничений

По закону одиночный пикет – это единственная форма публичного мероприятия, о которой не нужно заранее сообщать в госорганы и просить разрешения. За последние годы власти добавили сразу несколько новых условий, которые нужно соблюсти участникам подобных протестных акций.

Публичное мероприятие, которое проводится без передвижения и использования звукоусиливающих техсредств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и другие средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Источник: № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года.

Во-первых, регионам разрешили устанавливать минимальное расстояние между одиночными пикетами – не больше 50 м по общему правилу. В разных субъектах установили разные ограничения.

58759

Еще три года назад Госдума утвердила новеллу, что о подобных акциях с использованием «быстровозводимых конструкций» нужно предупреждать заранее местные власти. По словам адвоката «Апологии протеста» Александра Передрука, подобное нововведение во многом стало ответом властей на агитационные «кубы» политика Алексея Навального, которые набрали популярность в 2013–2016 годах. Теперь даже менее громоздкую конструкцию нужно согласовывать для одиночного пикета. Передрук возмущается, что такой подход – почва для произвольного ограничения конституционного права граждан.

Есть и другие ограничения на пикеты.

Источник: № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года.

Пленум Верховного суда в Постановлении от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» отметил, что при рассмотрении подобных разбирательств следует учитывать, утвердили или нет границы «непосредственно прилегающих территорий в установленном порядке». Если нет, то организатора нельзя привлекать к ответственности за проведение акции на этом участке.

Кроме того, законодатель уточнил, что несколько одиночных пикетов, «объединенных единым замыслом и общей организацией», суд может признать одним мероприятием. Пленум ВС в п. 31 того же постановления конкретизировал, что единую смысловую направленность протестной акции можно определить по разным чертам: один организатор мероприятия, централизованное оповещение возможных участников и предварительная агитация. Одним словом, если вы организовали несколько одиночных пикетов на одну тему, но в разных районах Москвы, суд сможет определить, что такая акция требовала заблаговременного согласования с городскими властями, объясняет адвокат АК Гражданские компенсации Гражданские компенсации Региональный рейтинг. × Александр Немов.

Так, этой весной с интервалом в несколько часов на одиночных пикетах в поддержку основателя проекта «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова задержали журналиста Илью Азара и активиста Виктора Немытова, которые находились недалеко друг от друга. Тверской районный суд Москвы посчитал пикеты коллективным мероприятием и назначил им по 15 суток ареста. В дальнейшем Московский городской суд отменил наказание Немытову, а Азару сократил срок до 10 дней.

58760

«Скрытое массовое мероприятие»

Московский адвокат Михаил Бирюков, который выступает защитником в подобных делах, подчеркивает, что практика изменилась именно в 2020 году. Если ещё в начале года активисты в столице спокойно выстраивались в пикетные очереди у станций метро и передавали один и тот же плакат друг другу, то уже весной за это стали привлекать к административной ответственности, рассказывает юрист. По словам Бирюкова, полицейские и судьи сразу «вспомнили» Постановление Пленума ВС № 28 и стали трактовать одиночные пикеты как «скрытую форму массового публичного мероприятия».

58756

Изменения в отношении к одиночным пикетам связаны с обострившейся политической обстановкой после президентских выборов в России. Правоприменители стали идти на хитрости и трактовать одиночные пикеты как массовые акции.

Александр Немов, адвокат, Гражданские компенсации Гражданские компенсации Региональный рейтинг. ×

Порой, чтобы придать мероприятию массовости, используют подставных лиц, говорит Немов: «Все ради того, чтобы применить новеллу о единой идее нескольких одиночных пикетов». С подобной провокацией в прошлом году столкнулся адвокат Алексей Аванесян, который встал с пикетом напротив Краснодарского краевого суда в день визита туда председателя ВС Вячеслава Лебедева. Чтобы сотрудники правоохранительных органов признали эту акцию массовой и задержали защитника, рядом с ним попытались встать с такими плакатами, как «Свободу невиновным» и «Нет страже», два действующих секретаря крайсуда. Но провокация не удалась. Адвокат успел свернуть плакат, а работники канцелярии ушли к себе на работу. Аванесян пошел в здание суда, чтобы встретиться с мужчинами. Те попытались спрятаться от Аванесяна, но защитник пошел за ними и предлагал поговорить «без протокола». Всю «погоню» юрист снимал на видео.

28830

Классический случай. К пикетчику сзади пристраивается провокатор с плакатом схожей тематики. Это фотографирует полицейский, после чего отвозит их в отделение. В итоге у обоих ч. 2 ст. 20.2 КоАП («Нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). Пикет сорван. Поэтому за пикетчиком должна быть стена, а сам он или сопровождающие должны отслеживать пространство в радиусе 50 м и при необходимости прогонять провокаторов.

Михаил Беньяш, адвокат АП Краснодарского края

Одиночные пикеты ограничивают во время международных спортивных соревнований в России. Начиная с сочинской Олимпиады-2014 и заканчивая чемпионатом мира по футболу, который проходил в 2018. Еще их стали запрещать из-за коронавируса. Уже к концу марта 2020 года ограничения ввели более чем в 40 российских регионах, уточняет Денис Шедов, юрист и аналитик «ОВД-Инфо». Активистов, которые нарушали запрет, штрафовали за нарушение самоизоляции по ст. 20.6.1 КоАП («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»).

Наказания и компенсации

За «незаконные» пикеты наказывают так же, как и за нарушение порядка проведения других публичных мероприятий. В первый раз придется заплатить до 20 000 руб., а во второй – от 150 000 руб. Максимальная ответственность для организаторов и участников подобных акций составляет до 300 000 руб. Возможен и административный арест до 20 суток, а при повторном нарушении – до 30 суток (ст. 20.2 КоАП).

Более того, за три административных нарушения на одиночных пикетах в течение полугода могут возбудить уголовное дело по ст. 212.1 УК («Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).

58758

По словам московского адвоката Марии Эйсмонт, сейчас даже самый обычный одиночный пикет могут расценить как потенциальное правонарушение. Она объясняет, что после истории с арестом журналиста Ивана Голунова люди привыкли выходить на подобные акции к зданию ГУ МВД на Петровке, чтобы выразить недовольство по поводу того или иного громкого задержания. Из-за чего в одном месте быстро образуется пикетная очередь – несколько граждан, стоящих друг за другом, которые ждут своей возможности постоять с плакатом. А учитывая последнюю практику, такой способ выражения протеста больше не гарантирует защиту от задержаний, предупреждает Эйсмонт.

Судебная практика по таким делам зависит и от региона. Санкт-Петербургский городской суд последовательно придерживается позиции, что сменяемые одиночные пикеты с единой идеей не нужно приравнивать к массовой акции. Активистов нельзя привлечь к административной ответственности за участие в несогласованном публичном мероприятии, в том числе сменяемом одиночном пикете, который не требует согласования, объясняет Передрук. Другой подход проявляют суды в столице, где журналиста Азара Мосгорсуд оставил под арестом.

58756

Задача адвоката – исключить признаки, по которым правоохранительные органы, составившие протокол, посчитали одиночный пикет массовым или требующим согласования. Уменьшить санкцию можно при наличии смягчающих обстоятельств. Возможно вообще добиться прекращения дела в связи с малозначительностью деяния.

Получить компенсацию за незаконное задержание на пикете несложно, но она будет очень маленькой, говорит Немов. Так, в Чебоксарах оппозиционер смог отсудить лишь 2000 руб. Зато ЕСПЧ в подобных случаях коммуницирует жалобы довольно быстро и рассматривает их в упрощенном порядке, рассказывает Эйсмонт. И суммы компенсаций там значительно выше. Например, в прошлом году Якову Григорьеву присудили €1700 за задержание на одиночном пикете 10-летней давности.

* – в материале использована статистика из аналитического доклада «ОВД-Инфо» «Одиночные пикеты: данные».

Источник

Одиночные пикеты

Законы и что в них следует изменить

cfc555c8

Одиночные пикеты — единственная форма публичного мероприятия, которая, с точки зрения российских законов, не требует предварительного согласования с органами власти и позволяет гражданам достаточно быстро и просто высказаться по важным вопросам.

Тем не менее ОВД-Инфо фиксирует частые задержания участников одиночных пикетов с последующим возбуждением административных дел. С началом пандемии COVID-19 проблема усугубилась: за первые шесть месяцев 2020 года в Москве и Санкт-Петербурге на одиночных пикетах задержали больше людей, чем за весь предыдущий год.

Сложности с одиночными пикетами на практике во многом вытекают из несовершенства законов и подзаконных актов. Ниже мы рассказываем про основные проблемы, которые являются причинами непропорциональных ограничений, мешающих свободно проводить одиночные пикеты. Частично их можно исправить, скорректировав федеральное законодательство.

ОВД-Инфо, Правозащитный центр «Мемориал» и Московская Хельсинкская группа, обеспокоенные тенденцией к запрету одиночных пикетов, 7 сентября обратились к уполномоченным по правам человека Москвы и Санкт-Петербурга с предложением внести необходимые изменения в федеральные законы через инициативы региональных парламентов.

Закон относит одиночные пикеты к публичным мероприятиям

Одиночный пикет является формой реализации свободы выражения, а не свободы собраний, при этом его проведение регламентировано законом о публичных мероприятиях. В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона, пикетирование, в том числе проводимое одним участником — это тоже публичное мероприятие. Аналогичные положения есть и в региональных законах.

Как следствие, все временные ограничения, которые по тем или иным причинам вводятся для публичных мероприятий, распространяются не только на коллективные акции, но и на одиночные пикеты.

1. Ограничения из-за пандемии

С середины марта 2020 года власти регионов начали постепенно запрещать публичные мероприятия. Ограничения вводились в качестве меры борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Первые запреты коснулись акций с большим количеством участников, но со временем в отдельных регионах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, запретили публичные мероприятия любой численности, в том числе и одиночные пикеты.

По мере уменьшения количества выявляемых случаев COVID-19 карантин в Москве и Петербурге постепенно смягчали, но не в отношении одиночных пикетов. Из-за этого, по данным ОВД-Инфо, с 16 марта по 31 июля 2020 года в Санкт-Петербурге во время одиночных пикетов полицейские задержали 79 человек, в Москве — 271 человека.

2. Ограничения из-за международных спортивных мероприятий

Пандемия — не единственный случай, когда проведение одиночных пикетов было ограничено наряду с массовыми публичными мероприятиями.

В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года», вводились дополнительные требования к проведению публичных мероприятий, не связанных со спортом.

В некоторых населенных пунктах ограничения вводили муниципальные власти. В Калининграде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани, Воронеже и ряде других городов выделили специальные места, за пределами которых акции проводить было нельзя. Ограничили и время проведения: например, в Калининграде публичные мероприятия разрешили только с 9:00 до 13:00, в Екатеринбурге — с 14:00 до 16:00. Подробная информация об этом собрана в нашем датасете.

По данным ОВД-Инфо, в 2017 году во время Кубка конфедераций на одиночных пикетах в России задержали не менее 43 человек, во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году — не менее 45.

В конце 2018 года практика ограничений в связи с международными спортивными мероприятиями была закреплена в Федеральном законе «О физической культуре и спорте». При этом исключения для одиночных пикетов там не предусмотрено.

Введение аналогичных запретов возможно уже летом 2021 года: в Санкт-Петербурге пройдут матчи XVI Чемпионата Европы по футболу.

3. Территориальные ограничения

На одиночные пикеты распространяются все территориальные ограничения, которые федеральный закон накладывает на публичные мероприятия. В результате их запрещено проводить, например, на «территориях, непосредственно прилегающих» к:

Точные границы «прилегающих территорий» не определены. Нет в открытом доступе и перечня официальных резиденций президента.

С февраля 2017 года по март 2020 года на одиночных пикетах у зданий судов задержали не менее 15 человек. Не менее 35 человек задержали с июля 2018 по март 2020 года из-за одиночных пикетов на Красной площади возле одной из резиденций президента — Кремля.

С 2012 года федеральный закон наделил региональных законодателей правом вводить дополнительные территориальные ограничения для публичных мероприятий, но не для пикетов. Вместе с тем, до 2019 года в семи регионах местные законодатели запретили пикеты в определенных местах. После судебных разбирательств и обращений в прокуратуру эту проблему удалось решить.

Неоднозначный правовой статус одиночного пикетчика

Федеральный закон о публичных мероприятиях предъявляет разные требования к участникам и организаторам акций. Так, человек не может быть организатором пикета, если он несовершеннолетний, не имеет российского гражданства, а также тем, кого за последнее время хотя бы дважды привлекали к ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий (по статье 20.2 КоАП) или по ряду других статей КоАП и УК. Кроме того, организатор обязан «иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия». Для участников таких требований нет, зато им запрещено скрывать свое лицо.

При этом недостаточно четко определен статус людей, проводящих одиночные пикеты: не ясно, являются ли они участниками или организаторами публичного мероприятия. Возможно, в отношении них вообще не применимы такие категории как организация или участие.

Закон о публичных мероприятиях не содержит понятия «одиночный пикет», в нем говорится о «пикетировании, проводимом одним участником» или « осуществляемом одним участником». На практике пикетирующего могут посчитать организатором публичного мероприятия.

Закон требует предварительно согласовывать некоторые одиночные пикеты

1. Признание одиночных пикетов коллективной акцией

Чтобы отличить несколько одиночных пикетов, проходящих одновременно, от одной коллективной акции, о которой нужно заранее подавать уведомление в органы власти, законом вводится понятие «минимальное допустимое расстояние». Это расстояние устанавливается законами регионов в пределах 50 метров.

Если в регионе установлено минимальное расстояние в 50 метров, то два одиночных пикетчика, вставших на расстоянии 49 метров друг от друга, с точки зрения закона, становятся нарушителями.

После внесения поправок в федеральный закон о публичных мероприятиях 2012 года несколько одиночных пикетов, «объединенных единым замыслом и общей организацией», могут быть признаны единым мероприятием. Уже после проведения одиночных пикетов (по закону не требующих согласования) суд может посчитать, что их нужно было согласовывать и, следовательно, их участники нарушили закон.

Летом 2018 года Пленум Верховного суда предложил примерные критерии, на которые суды могут ориентироваться, рассматривая вопрос о серии одиночных пикетов:

Гипотетически под такое определение могут попасть регулярные одиночные пикеты на одну тему, которые проводит один и тот же человек, что демонстрирует возможность широкого толкования подобных норм и как следствие, недостаточную правовую определенность закона и его судебных интерпретаций.

На практике к коллективным публичным мероприятиям приравниваются и несколько одиночных пикетов на одну тему, проходящих одновременно на отдалении друг от друга, и одиночные пикеты, посвященные одной проблеме и проводимые на одном месте в разные дни.

Поводом для задержания одиночного пикетчика могут послужить действия провокаторов, присоединяющихся к одиночным пикетам с целью их скомпрометировать или сделать формально подпадающими под определение коллективного пикета.

В некоторых случаях полиция может задержать только одного участника акции, сославшись в материалах дела на то, что остальные участники скрылись. В 2016 году после вмешательства Уполномоченного по правам человека Верховный суд отменил судебное постановление по одному из подобных дел, что повлияло и на последующую судебную практику. Однако, сами задержания участников одиночных пикетов на основании неподтвержденных предположений сотрудников полиции продолжаются до сих пор.

2. Использование «быстровозводимых сборно-разборных конструкций»

С 2017 года федеральный закон о публичных мероприятиях требует подавать уведомление о «пикетировании, осуществляемом одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств» в те же сроки, что и при проведении коллективного пикета.

Одновременно законом разрешается проводить одиночный пикет без уведомления, если не будет использоваться быстровозводимая сборно-разборная конструкция. Неясно, следует ли подавать уведомление о пикете с использованием такой конструкции, если она не будет мешать движению пешеходов и автомобилей.

Недостаточно четко определено, что именно считается «быстровозводимой сборно-разборной конструкцией».

Недостаточно четко определено, что подразумевается под «использованием».

Согласно тексту другого судебного постановления, в мае 2019 года Игорь Горланов провел в Новосибирске акцию с требованием о предоставлении жилья и отставки правительства. В постановлении говорится, что он проводил акцию «в форме одиночного пикета с возведением быстровозводимой сборно-разборной конструкции — палатки, установив ее как средство наглядной агитации выдвигаемым требованиям на возвышенности в центре площади общественных мероприятий, без подачи уведомления в орган местного самоуправления». В июне суд признал его виновным и назначил наказание в виде десяти суток ареста, суд апелляционной инстанции в августе оставил наказание в силе. Между тем сам Горланов в жалобе отмечал, что проводил одиночный пикет без использования быстровозводимой конструкции, а туристическую палатку использовал «для проживания по причине отсутствия в городе жилья».

Определение факта пикетирования, его участников и их числа

Федеральный закон отличает публичные мероприятия от других явлений через их цель — «свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики».

Пикетирование определяется как «форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции».

Под одиночным пикетом подразумевается пикетирование, осуществляемое одним участником.

На практике критериев из федерального закона оказывается недостаточно для того, чтобы определить, что является пикетированием и кто считается его участником. В результате с точки зрения закона не всегда однозначно ясно, проводит ли человек пикет, а следовательно, применимо ли к нему требование о предварительном согласовании и другие ограничения, накладываемые на участников публичных мероприятий. Это становится основанием для задержаний, административного преследования и ограничения свободы выражения.

В некоторых случаях проблема возникает уже при попытке отличить одиночный пикет от непубличного мероприятия.

Проблемы возникают и при попытке квалифицировать действия человека как пикетирование. По определению из закона, критерием пикетирования является наличие пикетируемого объекта. Между тем, из текстов судебных постановлений мы видим, что такой объект нередко отсутствует.

Причиной для задержания может стать и движение демонстранта во время одиночного пикета, так как федеральный закон определяет пикетирование как форму публичного мероприятия, «осуществляемого без передвижения».

Наконец, пожалуй, самой распространенной проблемой является определение границы между участником пикета и другими людьми и, как следствие, между одиночным и коллективным пикетом.

В некоторых случаях полиция принимает за признак участия в акции даже значки, надписи или картинки на одежде.

За несогласованный пикет власти могут принять раздачу листовок или воздушных шаров.

К коллективным иногда приравнивают одиночные пикеты, если возле демонстранта собираются наблюдатели, журналисты или прохожие. В 2018 году Верховный суд обратил внимание на то, что одиночные пикеты не следует приравнивать к коллективным «в случае проявления к пикету обычного внимания со стороны заинтересовавшихся им лиц». Правовая позиция Верховного суда безусловно справедлива, но на практике сотрудники полиции все равно задерживают участников таких акций, а суды назначают им наказания.

Иногда коллективной акцией объявляют очередь желающих встать с пикетом после окончания пикета предыдущего демонстранта (так называемая «пикетная очередь»).

В октябре 2019 года, в день каминг-аута были задержаны участник акции у здания представительства Республики Чечни в Москве. Акция была посвящена преследованию ЛГБТ в России и проходила в формате сменяемого по очереди одиночного пикета. Сотрудники полиции сочли это несогласованным коллективным пикетом. Суд принял позицию полиции, хотя даже свидетели обвинения рассказывали, что пикеты проходили не одновременно, а один за другим. Подробнее о деле.

Обзор выявленных проблем

Мы обозначили ряд частных и системных проблем, связанных с одиночными пикетами.

Отнесение одиночных пикетов к публичным мероприятиям.

В результате на них распространяются временные ограничения, например, из-за пандемии или международных спортивных соревнований, и территориальные запреты из федерального закона о публичных мероприятиях.

Неоднозначный правовой статус одиночного пикетчика: участник или организатор.

Отсюда вытекают проблемы и ограничения для людей без российского гражданства, несовершеннолетних и тех, кого ранее привлекали к ответственности за нарушение правил публичных мероприятий и по ряду других статей.

Не всегда ясна граница:

Законодатели не всегда согласовывают новые вводимые правила с уже существующими.

Это приводит к пробелам и правовой неопределенности: непонятно, как согласовывать серию одиночных пикетов, в каких случаях необходимо уведомлять власти об использовании сборно-разборной конструкции при проведении одиночного пикета.

Необоснованное требование предварительного согласования одиночных пикетов:

Перечисленные проблемы стояли бы не так остро, если бы не существование масштабной проблемы с согласованием акций. Теоретически, процедура согласования позволяет организаторам договориться с властями, как провести акцию с минимальными рисками и негативными последствиями для участникова и окружающих. Однако в России требование предварительного уведомления трансформировалось в крайне усложненную процедуру согласования с широкими полномочиями властей так или иначе помешать проведению акции. Кроме того, была введена административная ответственность за сам факт участия в публичном мероприятием с «несогласованным статусом» и за проведение таких акций, независимо от наличия негативных последствий. На практике это становится основанием для пресечения публичных мероприятий, задержания их участников, судебного преследования за участие или даже за распространение информации о них.

Одиночный пикет в подобных условиях оставался единственной формой публичного выражения с относительно простой организацией, которая позволяла сразу выразить свое мнение по актуальной проблеме. Однако после изменений закона о публичных мероприятиях в 2012 и 2017 годах появились требования при некоторых условиях согласовывать и одиночные пикеты, а формальный подход приводит к тому, что в любых спорных ситуациях несогласованные одиночные пикеты могут быть признаны коллективными и незаконными. Это представляется нам необоснованным и, по нашему мнению, едва ли преследуют цель обеспечения безопасности окружающих.

В российском законодательстве есть целый арсенал норм, позволяющих пресечь те или иные конкретные правонарушения (хулиганство, причинение физического вреда и так далее). Дополнительная возможность привлекать к ответственности участников одиночных пикетов, например, из-за «быстровозводимой сборно-разборной конструкции» или из-за другого человека, вставшего поблизости, представляется излишней. Такой подход не учитывает, был ли причинен вред в конкретном случае. Таким образом, подменяются цели правового регулирования: это уже не защита прав и интересов людей, а пресечение высказываний.

Необходимые изменения нормативных документов

Хотя многие перечисленные проблемы вытекают из используемого в законе понятийного аппарата, более детальное и конкретное определение каждого термина едва ли полностью исправит проблему с ограничением свободы выражения одиночных пикетчиков. Любая, даже самая точная, формулировка не исключает интерпретаций правоприменителей — полиции и судов. Представляется, что для решения этих проблем нужны масштабные системные изменения в регулировании свободы собраний, прежде всего — в правилах согласования публичных мероприятий и ответственности за нарушения во время акций.

В то же время некоторые проблемы можно решить внесением точечных изменений в существующее законодательство. Мы предлагаем:

О докладе

Одиночные пикеты — единственная форма публичного мероприятия, которая, с точки зрения российских законов, не требует предварительного согласования с органами власти и позволяет гражданам достаточно быстро и просто высказаться по важным вопросам. Тем не менее ОВД-Инфо фиксирует частые задержания участников одиночных пикетов с последующим возбуждением административных дел.

Мы изучили, какие основания для пресечения одиночных пикетов заложены в нормативных документах и какие изменения законов могут исправить эту проблему.

Текст Наталия Смирнова, Денис Шедов

Иллюстрация: Анна Горемыка для ОВД-Инфо

Редактор Алексей Полихович

Дата публикации 18 сентября 2020 года

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Электронная библиотека
Adblock
detector